Филармония как свершившийся факт

В сентябре прошлого года было объявлено народу, что после 15 лет ненужности и заброшенности возвращается к жизни и активной деятельности областная филармония имени Исы Байзакова. Ее роль и значение в формировании духовного климата среди населения были вновь переоценены. Уже как позитивные.

Поселили ее на площадях «Шанырака», потеснив Областной центр народного творчества. Директором возрожденного учреждения культуры и искусства был назначен Мухтар Хамитович Байжуманов. Именно он возглавлял филармонию в середине 90-х, когда  ее существование, не в пример другим регионам Казахстана, было признано ненужной роскошью. Но время все расставляет по своим местам. И вот уже полгода новое-старое учреждение культуры завоевывает новые позиции и новый авторитет.

- Полгода - это уже срок. Он хоть и небольшой, но по нашим меркам в силу того, что мы уже сделали, это, пусть и небольшая, но биография, - говорит Мухтар Хамитович.

- И как она выглядит, эта биография?

Мухтар Байжуманов: Вы знаете, обо всем говорить в радужных тонах вроде не хочется, но в то же время оптимизм есть. У нас начались выезды с концертами, сейчас мы готовимся к обмену концертными программами с другими филармониями. Это самое главное. Об этом можно судить хотя бы по тем мероприятиям, которые у нас проходили, не официальные - на уровне области и города, а именно в пределах самой филармонии. Дело в том, что тот же симфонический оркестр, тот же Камерный хор и джазовый оркестр, оркестр казахских народных инструментов действовали не один год. Но сейчас они являются коллективами областной филармонии. Я сейчас им говорю: «Ребята, у вас сейчас статус иной. Вы сейчас работаете как профессионалы, вы работает при областной филармонии. Поэтому нынешний ваш статус несколько порядков выше, чем был до сегодняшнего дня». Ничего вроде бы не изменилось. Симфонический как работал при «Шаныраке», так и продолжает базироваться здесь. Но я думаю, внутреннее самосознание у них все-таки перевернулось. Они это почувствовали уже после того, как мы коллектив принимали в филармонию, заключали коллективный договор, решали какие-то житейские проблемы. И где-то только с третьего раза пришли к общему мнению. В октябре прошлого года мы заключили со всеми коллективные договоры и будем по ним работать в течение трех лет. Теперь все значительные мероприятия, которые проводятся у нас в области, не проходят без участия филармонии. Сейчас мы в этих мероприятиях задействуем и наш джазовый оркестр. Вы знаете, что  в начале марта у нас был концерт алма-атинского музыканта, композитора, в котором успешно выступил и джазовый оркестр.

- Но почему почти не было рекламы?

М.Б.: Реклама была. Мы заключили с трамвайным управлением договор о рекламе. У нас там идет и звуковая реклама, и афиши развешаны. Что касается афиш по городу, то, как правило, они быстро исчезают. Мы стараемся больше развешивать афиш по учебным заведениям, чтобы привлекать молодежь на концерты, чтобы они могли общаться с хорошей музыкой, с классикой в хорошем исполнении.

- Кроме четырех названных коллективов, кто еще получил право работать под эгидой филармонии?

М.Б.: У нас есть женский вокальный квартет «Ретро», художественный руководитель Балтина, и очень большой танцевальный коллектив «Нур» под руководством Айгуль Даирбаевой. Есть у нас отдельные солисты, поющие традиционную казахскую музыку. Есть молодые дарования, работающие в эстрадном стиле. Есть совершенно новый ансамбль, появившийся вместе с открытием филармонии, - ансамбль русских народных инструментов. Они уже принимали участие в некоторых наших концертах, и мы хотим  на праздновании Наурыза дать их выступление. Ведь совсем не обязательно, чтобы в дни Наурыза звучала только казахская музыка. Как и в дни празднования масленицы звучали русские и казахские песни, а блины ели все дружно независимо от национальной принадлежности. Все ведь живем на одной земле.

- Всякий ли коллектив или исполнитель может стать артистом филармонии?

М.Б.: Нет. У нас создан художественный совет, и, естественно, в дальнейшем будет жесткий отбор. Если какой-то коллектив не будет соответствовать  профессиональным требованиям областной филармонии, мы будем с ним прощаться. Но, естественно, не ломая общий строй творческого сезона. Будем делать прослушивания, проводить кастинги. Ведь ничего не стоит на месте. В конце каждого сезона каждый коллектив должен будет выступить с отчетным концертом. Мы, конечно, ни на кого не будем давить или бить по рукам, но будем работать так, чтобы у нас звучала самая разная музыка, разного направления, разных жанров, но обязательно на высоком художественном уровне.

- Скажите, филармония будет в состоянии приглашать на гастроли известных музыкантов и исполнителей?

М.Б.: В уставе у нас это предусмотрено, прописано. Но уж очень знаменитых, уровня Башмета, Спивакова или Гергиева, к сожалению, не сможем. Тем не менее, мы все равно будем пытаться приглашать к нам хороших исполнителей. Ну, приезжали же к нам по осени пианист Михайлов и итальянский флейтист Новак. Или роскошный виолончелист, народный артист России Гавриш. Великолепный музыкант, с мировым именем. И были хорошие концертные вечера. Будем ловить такие моменты и возможности. Дай бог, съезжу в Омск, и там с ними буду разговаривать. Мы ведь когда-то с Омской филармонией тесно сотрудничали. К ним часто приезжает, допустим, Спиваков. Вдруг появится счастливая возможность как-то объединиться, и мы будем привозить с их помощью артистов. Все равно мы не можем быть в отрыве от мира и заниматься только своим творчеством. Но пока так сложилось, что, кого из исполнителей  приглашать, решает областное управление культуры. Политику, кто должен приехать, определяют они.

-  Вероятно, такая практика сложилась за годы отсутствия филармонии. Они взяли функции  профессионального музыкального учреждения в свои руки и к ним привыкли. М.Б.: Да, раньше такого не было. Филармония работала самостоятельно. Хотя и ответственность за организацию концертов, за финансовую сторону вопроса ложилась целиком тоже на филармонию. Но, знаете, нас никто по рукам не бьет. Тот же недавний приезд джазового пианиста – наша инициатива. В феврале мы побывали с концертами в Майском, Щербактинском и Качирском районах. В первые два района ездили с большой концертной программой, в которой участвовало несколько коллективов. За основу брали оркестр казахских народных инструментов и отдельных исполнителей. В Щербактинском районе выступал и джазовый оркестр. А в Качирский район ездил Камерный хор. Концерты прошли великолепно. Люди были очень благодарны. Просили почаще приезжать. Сейчас мы намерены съездить на родину Исы Байзакова – в Иртышский район. В Актогайский район хотим съездить,  в Железинский. А там впереди – Успенка, Лебяжинский район. У нас в распоряжении большой комфортабельный автобус. В ноябре нам акимат такой подарок сделал. Если мало одного автобуса, не все коллективы помещаются, арендуем.

- Как вы относитесь к введению абонементной системы на филармонические концерты?

М.Б.: Вроде бы идея интересная. И когда-то наша филармония работала с абонементными концертами. Но сегодня другая ситуация. Мне кажется, что не только дети, но даже их родители и педагогические коллективы  не знают, что это такое. Как невспаханное поле, все забыто и заброшено. И главное, условия, в которых мы работаем, не позволят нам планировать на год вперед такие концерты, потому что наши планы зависят от желаний и планов хозяев этого здания. Мы ведь сидим у них в аренде. Вроде как на равных условиях, в то же время мы не хозяева здесь. И таких моментов очень много. Поэтому думать о введении абонементной системы пока не приходится.

- И как долго вы будете в роли квартирантов?

М.Б.: Ой, это известно только одному аллаху и Ерлану Мухтаровичу.

- И пока что-то новое построится, если вообще построится, ведь президент наложил запрет на строительство зданий культурного назначения, филармония будет перебиваться, что называется, из кулька в рогожку.

М.Б.: Я так завидую своему коллеге, директору филармонии Астаны. Решением акима Тасмагамбетова их областной филармонии было передано здание Конгресс-холла. Хотя там много было охотников забрать это здание для себя. У меня, когда я прихожу туда, просто душа болит. Это же бывший Дворец целинников, один из лучших концертных залов Советского Союза. Его, конечно, немного реконструировали, но зал остался тем же. К ним с удовольствием приезжают артисты самого высокого уровня, и они еще на этом деньги зарабатывают. Сейчас едем в Астану подписывать меморандум о творческом сотрудничестве, о совместных концертах. В этом содружестве участвуют четыре филармонии – Павлодарская, Карагандинская, Астанинская и Кустанайская. Будем обмениваться коллективами, солистами, дирижерами, концертами…

- Как будете решать такую больную проблему, как отсутствие исполнителей в оркестре, без которых просто невозможно исполнение многих музыкальных произведений – валторна, гобой, фагот?

М.Б.: Это беда всего нашего казахстанского искусства. Этих инструменталистов или нет вообще, или их так мало, что просто не найти, потому что они все оседают в столицах. Мы в этом году поставили себе задачу привезти пару нужных специалистов, кстати, они павлодарцы, заканчивают вуз. Но, чтобы их привезти, им что-то нужно посулить, а мы пока, к сожалению, ничего не можем пообещать. И может произойти то же, что случилось в театре. Приехали очень хорошие молодые актеры, талантливые ребята, хорошо работали. Ждали обещанное жилье, но невозможно же ждать бесконечно, и все вынуждены были уехать. И я боюсь повторения подобной ситуации. Хотя это, конечно, ненормально, что на каждый концерт симфонического концерта мы приглашаем 5-6  музыкантов со стороны.

- На последнем концерте симфонического, где они играли Пятую симфонию Чайковского, была гостья из Питера Раиса Николаевна Слонимская. Она отметила зрительскую реакцию, восторг и энтузиазм зала. «Люди выходили с концерта просветленными», - сказала она. Это говорит о том, что люди хотят настоящего искусства.

М.Б.: Это все отмечают. Вот последний наш гость, прекрасный музыкант, композитор, который играл с джазовым оркестром, он тоже сказал, что у нас замечательный зритель,  и что у нас приятно работать. Кстати, это обстоятельство тоже помогает и заставляет работать. Оптимизм есть. И планы у нас большие.

 
Поделиться
+1