В Астане прошел первый форум тюремной реформы «Вместо тюрем - пробация и электронные браслеты»

В Астане прошел первый форум тюремной реформы «Вместо тюрем - пробация и электронные браслеты».

Этот форум впервые стал диалоговой площадкой для обсуждения стратегии выхода Казахстана из числа 50-ти стран, лидирующих по тюремному населению, внедрения альтернативных заключению мер наказания и электронного мониторинга заключенных - электронных браслетов.

Реформирование тюремной системы - важная часть правовых реформ в любом государстве, однако для Казахстана этот вопрос особенно актуален. С момента приобретения независимости численность тюремного населения в Казахстане никогда не опускалась ниже 40000 человек, более того, в период с 1995 по 2002 год тюремное население приближалось к 90000 человек, поставив Казахстан на 3 место по тюремному населению в мире. 

Сейчас Казахстан на 30 месте тюремного рейтинга. По международным стандартам уголовное правосудие и тюремный менеджмент можно считать организованными должным образом только при соотношении 150 заключенных на 100 тысяч населения. При более высоких показателях тюремного рейтинга,  таких, как в Казахстане - 316 заключенных на 100 000 населения, качественное исполнение уголовного наказания становится труднореализуемым.

В развитых странах тюремный индекс значительно ниже: в Исландии - 47, Финляндии - 59, Швеции - 70, Норвегии - 73, Германии - 83, Нидерландах - 87, Бельгии - 100, Франции - 101, Австрии - 104, Италии - 109, Греции - 111, Португалии - 126, Великобритании - 154 и т.д. Ниже он и во многих странах постсоветского пространства: в Таджикистане - 130, Армении - 146, Узбекистане - 152, Кыргызстане - 181, Молдове - 182. Низкий тюремный индекс говорит не только об эффективности системы правосудия и безопасности общества, но и о меньших бюджетных расходах.

Содержание одного заключенного в 2012 году обошлось государству в 580 тыс тенге. «В Северо-Казахстанской области осужденная женщина 3 года отбывала лишение свободы за кражу вещей соседа на 10 тыс тенге. Ее содержание обошлось государству в 1 млн. 700 тысяч тенге. Наблюдается стойкая динамика увеличения расходов на пенитенциарную систему. За 4 года бюджет УИС вырос на 54%. На эти цели в текущем году планируется выделить из бюджета 48 млрд тенге или 320 млн долларов», - сказал  на Первом форуме тюремной реформы РК заместитель Генерального прокурора РК Жакип АСАНОВ.

Также на форуме отмечалось, что 95% тюремного контингента страны на сегодняшний день - это преступники, отбывающие наказание за тяжкие, особо тяжкие и рецидивные преступления. Служба пробации, осуществляющая комплекс мер по социально-воспитательной ресоциализации осужденных, действует в Казахстане с 2012 года. Осужденные, состоявшие на пробационном контроле в 10 раз реже совершали преступления, чем другие условно-осужденные в 2012 году. Плюсы пробации: уменьшение рецидивов, возможность получить образование, профессию, трудоустройство, лечение, экономия бюджетных средств.

«Для решения проблем содержания заключенных необходима комплексная реформа системы уголовного правосудия», - считает региональный директор PRI CA Сауле МЕКТЕПБАЕВА.

 «Важный аргумент в пользу «тюремной реформы» - экономический. Содержание одного заключенного в 2012 году обошлось казахстанской казне в 580 тыс тенге», рассказал заместитель Генерального прокурора РК Жакип АСАНОВ, «необходимость «тюремной реформы» очевидна. Такой пересмотр должен включать самые широкие меры. Но основной выход видится в полномасштабном внедрении пробации, подкрепленной электронными браслетами слежения для осужденных, которые сегодня используют более 60 стран мира».

Очевидна необходимость пересмотра отечественной тюремной политики. Такой пересмотр должен включать в себя самые широкие меры: поддержка альтернативных мер наказания и мер пресечения, пересмотр законодательства и сокращение сроков наказания, полномасштабное внедрение пробации, изменение условий отбытия наказаний, обеспечение заключенных работой.  Необходима специальная служба, эффективно работающая, которая контролировала бы отбытие альтернативных мер наказания. О такой службе и необходимости ее создания заявлено в Концепции правовой политики Республики Казахстан.

И такой службой могла бы стать пробация. В Казахстане служба пробация была создана в пилотном режиме, только для условно осужденных, однако уже очевидна необходимость расширения масштабов ее работы, охвата, как на досудебной, так и на судебной, приговорной и постприговорной стадии. Пробация, созданная в Казахстане в 2012 году, охватила 2180 лиц, благодаря этому рецидивную преступность среди данных лиц удалось снизить с 5 до 0,7 %.

Генеральный Прокурор Республики Казахстан Асхат Даулбаев особо отметил участие в форуме  глобальной неправительственной организации, работающей над реформой в сфере уголовного судопроизводства по всему миру Penal Reform International «Международная тюремная реформа» (PRI).

PRI имеет региональные отделения и программы на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в Центральной и Восточной Европе, Средней Азии и Закавказье. Также сотрудничает с организациями-партнерами в других частях Африки, и использует различные подходы в сфере реформирования уголовного судопроизводства в Азии, Северной и Латинской Америке и в странах Карибского бассейна.

PRI стремится к осуществлению тюремной реформы за счет оказания содействия:

•    разработке и внедрению международно-правовых норм в области прав человека, касающихся правоохранительной деятельности и условий содержания в местах лишения свободы;

•    устранению дискриминации, противоречащей нормам справедливости и этики, в любых карательных мерах;

•    отмене смертных приговоров;

•    снижению частоты тюремных заключений по всему миру;

•    использованию конструктивных мер наказания, не связанных с лишением свободы, которые бы поддерживали социальную интеграцию преступников с учетом интересов жертв преступлений.

Соорганизаторами форума стали Генеральная прокуратура, Министерство внутренних дел, Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан, Penal Reform International (PRI), Проект Европейского Союза «Поддержка судебной и правовой реформы в Республике Казахстан», Центр ОБСЕ в г. Астане, Германский фонд международного правового сотрудничества IRZ.

 

Zakon.kz

Поделиться
+1
Татьяна

programistka29 марта 2013 12:08

мда... 3 года за 10 тысяч - это сурово... некоторые миллионы тырят - и гуляют на свободе (экономят бюджет государства наверное)... а низкий тюремный индекс в перечисленных странах может свидетельствовать не только об эффективности системы правосудия, но и о случаях невнимательности к некоторым субъектам этой самой системой)))

ion

ЖеньШень29 марта 2013 12:28
programistka

мда... 3 года за 10 тысяч - это сурово... некоторые миллионы тырят - и гуляют на свободе (экономят бюджет государства наверное)... а низкий тюремный индекс в перечисленных странах может свидетельствовать не только об эффективности системы правосудия, но и о случаях невнимательности к некоторым субъектам этой самой системой)))

programistka, класический рецепт: чем меньше воруешь, тем больше сидишь, и наоборот