ШКОЛА: ГРЯДУТ УРОКИ И ПЕРЕМЕНЫ

26 августа в Павлодарском городском Доме культуры им. Естая состоялась областная конференция работников образования с участием акима области. Тема конференции этого года: «Качественное образование и воспитание – приоритет государственной политики Казахстана».

По обычаю, с приветствием к собравшимся с экрана обратился Президент Н.А. Назарбаев, тепло поздравили коллег с наступающим новым учебным годом руководитель управления образования Алматинской области Г.М. Аманова и заместитель управления образования Карагандинской области Б. К. Егишев.

Конференцию открыла руководитель управления образования области Б.М. Бексеитова, рассказав о состоянии и стратегии развития системы образования области. В частности, в реализации государственной программы «Балапан» системой дошкольного воспитания охвачено до 72% детей от двух до шести лет, 95,6% малышей от трех до шести лет предоставлены места в детских садах. Ясельными группами планируется довести охват до 100%.  В области более 20 тысяч детей, ждущих очереди в ясли: свыше 13 тысяч проживают в Павлодаре, 6 тысяч – в Экибастузе и 1,5 тысячи ребятишек – в Аксу. Охват детворы в возрасте от года до шести лет дошкольным образованием планируется довести до 75% за счет увеличения количества негосударственных дошкольных учреждений, работающих в рамках государственно-частного партнерства.

В области работают 768 организаций образования, в которых обучаются более 100 тысяч учащихся. Ежегодно до 3% отчислений из расходов на образование выделяется для поддержки детей из малоимущих семей. Все они получают горячее питание, бесплатную одежду, обувь и канцелярские товары, организован подвоз к школам ребятишек из отдаленных районов. Все школьники обеспечены учебниками.

Продолжается работа по обновлению содержания образования, при этом большая её доля приходится на начальную и основную школу. На новый уровень выходит изучение государственного языка. В течение пяти лет будет оборудовано 150  кабинетов казахского языка, отвечающих современным требованиям. Бахыт Бексеитова отметила, что все больше учащихся некоренной национальности выбирают школы с государственным языком обучения. В частности, в таких школах в области учатся уже 577 ребят – не казахов.

Внедряется система электронного обучения: в 2013-2014 учебном году в нее будут включены еще 75 организаций среднего, технического и профессионального образования. Около 1,5 тысячи учебных кабинетов в регионе получили интерактивное оборудование, обновлен компьютерный парк школ. Согласно требованиям госстандарта, английский язык теперь вводится с первого года обучения, а информатику будут изучать не с седьмого, а с пятого класса. Не за горами – переход на  двенадцатилетку (к 2015 году).

Отдельный вопрос – учеба детей с ограниченными возможностями здоровья. В области их более шести тысяч, для дистанционного обучения таких ребят (на дому) выделено 1,2 миллиона тенге, им организуют летний отдых. Большое значение придается созданию так называемой  «безбарьерной» среды в школах – это хорошо и для ребят с ограниченными возможностями (взаимодействие с миром), и для обычных детей (чтобы лучше понимали ценность собственного здоровья, становились добрее и милосерднее).

Особая роль отводится системе учреждений дополнительного образования, благодаря работе которых нынче в области наблюдается отрицательная динамика количества детских правонарушений. Юные жители Экибастуза в этом году получили новую музыкальную школу, а в Павлодарском районе открыт детско-юношеский клуб «Алау» с охватом более 300 учащихся. Наиболее высокий процент охвата детей сельскими организациями дополнительного образования отмечается в Успенском, Павлодарском и Майском районах. На хорошем счету в области образовательно-досуговый комплекс «Кайнар»  Экибастуза, областной Дворец школьников  и дома детского творчества Павлодара: их воспитанники в этом году получили 64 призовых места за участие в международных и республиканских конкурсах. Всего в различных секциях, студиях и кружках области занимаются более шести тысяч школьников.

Б. Бексеитова отметила и ряд недостатков. В частности, не все педагоги области успешно прошли квалификационную аттестацию. Нет абсолютной подтверждаемости знаний учащимися. В некоторых школах отсутствует систематический  контроль за учебно-воспитательным процессом. В общем, как и везде, проблем хватает.  Многое сделано, но еще больше предстоит сделать.

Интересными были выступления участников прений, затрагивающие наиболее актуальные вопросы. Об итогах аттестации учреждений образования области в 2012-2013 учебном году говорил и. о. руководителя департамента по контролю в сфере образования Павлодарской области Ж.К. Шаймарданов. В республиканском рейтинге по аттестации наш регион занимает лидирующее положение. Полноценный учебный процесс возможен только при наличии  качественной подготовки преподавательских кадров. К сожалению, с каждым годом проходной балл на учительские специальности становится все ниже. К примеру, в Финляндии в педагогические ВУЗы поступают самые лучшие выпускники школ, у нас же – наоборот. «Мы с вами хорошо знаем, - сказал Ж. Шаймарданов, - что среди сельских учителей немало таких, кто по тестам ЕНТ способен набрать всего 10-15 баллов».  Жасулан Кудайбергенович поднял вопрос и  о неправильном подходе к подключению школ нашего региона к высокоскоростному Интернету. Имеют это благо только 73% школ области. Особенно страдают от его нехватки сельские школы. Доступ к Интернету зачастую формальный, так как выбираются дешевые тарифы с ограниченным порогом трафика. Считается, что в любой сельской школе скорость подключения к Интернету составляет 400 килобит в секунду. Но после подключения десяти компьютеров она становится еще ниже. Как в таких условиях можно проводить качественные он-лайн уроки? Проблему удастся решить после того, как  все населенные пункты области будут оснащены оптико-волоконной связью.

Необходимо пересмотреть адресную профильную подготовку специалистов. Зачем, скажем, в Майском районе из года в год готовить трактористов, если там развито, в основном, животноводство? Сфера профессионально-технического образования также нуждается в преобразованиях.

О модернизации системы подготовки педагогических кадров говорил ректор Павлодарского государственного педагогического института Н.Р. Аршабеков. «Наша задача, - подчеркнул он, - обеспечить всем равный доступ к образованию, особенно для выпускников сельских школ. Должна быть ранняя профилизация, надо мотивировать будущих абитуриентов – возможно, при помощи грантов акима области». Большое внимание нынче уделяется подготовке полиязычных педагогических  кадров, умеющих заниматься с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потребностями. Острой остается проблема нехватки жилья для  учителей. Надо  лучше поддерживать молодых талантливых специалистов, молодежь должна видеть перспективы своего роста! В этом плане будет работать открытый в области инновационный центр образования и воспитания.

О возможностях дуального обучения и его роли в повышении качества подготовки специалистов в организациях технического и профессионального образования рассказал директор аксуского колледжа имени Ж. Мусы З.А. Хайргельдин. Дуальная система в организациях ТиПо у нас введена по 70 специальностям.  «Эта система  подготовки кадров - одна из самых сильных в мире», - считает  Зада Аскарович. Судя по результатам работы вверенного ему колледжа, это действительно так. Благодаря применению норвежской модели подготовки профессиональных кадров там эффективно проходят производственные практики, организуются стажировки, наставничество, а трудовая занятость выпускников колледжа составляет 97 процентов! Кстати, мониторинг трудоустройства выпускников колледжей теперь ведется не по отчетам, а по пенсионным отчислениям.

Об обеспечении качества обучения в сельской школе средствами зоровьесберегающих технологий говорила директор Малайсаринской  средней школы Майского района Г.Р. Ибраева. О роли организаций дополнительного образования в формировании функциональной грамотности школьников рассказала зам. директора экибастузского образовательно-досугового комплекса «Кайнар» Г. Б. Тайшикова.

Министерство образования и науки представлял на конференции первый зам. председателя правления АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Ж. А. Караев.  Он сообщил, что главной задачей учительства страны сейчас считают воспитание гражданина, патриота своей Родины. Первого сентября  во всех школах республики пройдут уроки под названием «Один народ – одна страна – одна судьба».

Итог выступлениям подвел глава области Е. М. Арын. Он поздравил педагогов и в их лице всех павлодарцев с новым учебным годом и наступающим Днем Конституции. «Сфера образования -  это целая армия педагогов, огромный творческий коллектив, труд его – весьма плодотворный, заметный и важный, - сказал Ерлан Мухтарович. – Я сам бывший работник этой сферы, педагог в четвертом поколении. Я не поддерживаю претензий к учителям. Уверен, что в этой сфере всегда работали достойные люди. Вместе с тем, сейчас ведутся очень большие дискуссии вокруг качества обучения в целом и качества воспитания. В  самом деле, как сегодня оценивать труд учителя? Мне представляется, мы все говорим о качестве образования на разных языках, разные индикаторы существуют для этого понятия, и надо, как всегда, искать «золотую» середину. Ясно одно, что нельзя переоценить рулевую функцию образования в современном обществе. Именно образование должно быть локомотивом развития страны. К сожалению, сфера образования сегодня – это бюджетный пассив, он обязательно должен трансформироваться в  бюджетный актив. Мы сегодня еле-еле успеваем за международными стандартами, а могли бы стоять впереди. Надо претворять в жизнь слова главы государства о том, что сфера образования и науки должна двигаться вперёд динамичнее, чем другие отрасли».

Глава области сделал особый акцент на том, что главной целью любого образования должно быть воспитание мышления. Как научить ребенка думать? Уж точно не по шаблону. Стандартный учебник – это всего лишь введение в науку. Вообще, понятие «учебник» -  школярство.

- Я не помню учебников. Математику я учил по трехтомнику Перельмана, да и по другим дисциплинам профессора говорили нам: «Ребята! Забудьте про учебники, прочитайте статью такую-то, журнал такой-то…». Вот дополнительную литературу я бы назвал основной – научные статьи, Интернет – ресурсы, монографии и т. д. Я бы ввел, к примеру, в школе спецкурсы: «История научных открытий и техники», «История профессионального образования» и многие другие. У нас немало первоклассных педагогов, которые могут открыть свои очные и заочные авторские школы. Давайте их профинансируем!».

По глубокому убеждению главы региона, старая модель воспитания сегодня уже не срабатывает, формулой выхода из тупика должны стать принципиально новые подходы. Воспитание должно быть национальным, профессиональным, физическим и семейным. К слову, о последнем. К сожалению, других реальных форм организаций работы с родителями, кроме  собраний, в школах нет. А надо бы, чтобы родители  как можно чаще в школе были! Нужно пропускать их в школу, даже приглашать, не нужно бояться, что они «помешают» учебному процессу.

Августовская конференция по традиции завершилась трогательной церемонией награждения лучших. За добрые дела и преданность профессии в этот день заслуженные награды получили 63 специалиста своего дела – не только учителя, но и работники дошкольных учреждений, библиотекари, медсестры, школьные инспекторы… От Министерства образования и отраслевых министерств, от акима области им  были вручены нагрудные знаки «Заслуженный работник образования РК»,  «За заслуги перед областью», почетные грамоты, благодарственные письма и ценные подарки. За большой вклад в развитие системы образования области руководителю областного департамента образования Б.С. Каримжанову глава региона Ерлан Арын лично вручил чапан.

Четырём специалистам своего дела  посчастливилось стать обладателями новеньких  автомашин «Нива»: ветерану педагогического труда, в течение 23 лет успешно возглавлявшему областной департамент образования Т.Р. Шаймерденову, директору Уштерекской СОШ Аксуского района Г.Н. Амирхановой, воспитателю дошкольной гимназии № 122 Павлодара К.А. Ахметовой и мастеру производственного обучения  Успенского колледжа № 23  И. . Лозовику. Зал встретил эти щедрые подарки своим коллегам бурными овациями. На этой радостной ноте завершился большой профессиональный совет педагогов  области.

Поделиться
+1