Яна Оганезовна Касьян, педагог музыкального колледжа по классу скрипки, поделилась своими суждениями о недавно состоявшихся зарубежных гастролях молодежного Центрально-Азиатского симфонического оркестра, сформированного на базе павлодарского музколледжа и о других аспектах культурной жизни региона.
- Прошедшие гастроли действительно событие неординарное, - говорит Я.О. Касьян. - Так сложилось, что в последние годы мои скрипачи в год по нескольку раз ездили на различные республиканские и международные конкурсы, одерживали там победы. Состоявшиеся гастроли - логическое продолжение этого процесса. Вообще сама идея этого проекта Евросоюза и организации оркестра родилась два года назад в ходе приватной встречи наших коллег с итальянским маэстро Д. Калелло. У маэстро оказалась «легкая рука» и организаторский опыт, со знанием наших реалий. Какие выводы я сделала для себя из этих гастролей? На конкурсных поездках на первом плане у нас было завоевание призовых мест. Теперь же ребята и девушки были свободны от этих забот. Они почувствовали себя солистами-оркестрантами, выступающими перед незнакомой и требовательной зарубежной аудиторией. Узнали все плюсы и минусы непростой артистической жизни; о том, что их хлеб не легок. Это напряженный график репетиций и концертов в разных условиях, иногда далеко не комфортных. К примеру, когда концерт в Душанбе пришлось давать при 54-градусной жаре! Или когда из-за оплошности зарубежных чиновников, допустивших ошибки в наших выездных документах – у них тоже такое бывает, мы чуть не оставили в Стамбульском аэропорту нескольких солистов с нашим директором. Или неустроенность быта, с которой столкнулись оркестранты в некоторых городах - в Караганде, Алма-Ате, Бишкеке и даже в Европе. И все же главный итог этой первой зарубежной поездки - не боги горшки обжигают. Если в музыкально искушенной Флоренции, других городах Европы на наши особо не рекламируемые концерты собиралось по несколько тысяч зрителей, которые после концертов подолгу беседовали с нами, значит, мы не зря работали.
В начале октября из отпуска вернется Д. Калелло. И в числе его первых забот будет выполнение заявки-просьбы посольства Германии в Казахстане о проведении именно нами – это хочу особо подчеркнуть – в Астане концерта для дипломатического корпуса, посвященного юбилею великого Вагнера. Есть у маэстро и другие заявки. И в этом году наше отделение скрипичной музыки, помимо участия в продолжающемся проекте Д. Калелло, сможет готовить одного-двух наших студентов для участия в международном конкурсе «Шабыт». Так что наши возможности возрастают. И еще немного об извлеченных из нашей зарубежной поездки уроках. Начала действовать очень своевременная и умная президентская программа трехязычия. А для музыкантов еще очень важно знать итальянский язык. Не знаю, как поставлено это дело в Алма-Атинской консерватории и Астанинском университете искусств. В Тбилисской же консерватории изучение языка Вергилия и Данте довольно основательное. Благодаря этому во время зарубежных гастролей я была для моих студентов неплохим переводчиком с итальянского и французского языков. Пока в Павлодаре мы не можем найти преподавателя итальянского языка, но не отказались от своих намерений. Если наши артисты и коллективы хотят быть конкурентоспособными в широком смысле слова, без иностранных языков не обойтись.
- Ваши самые яркие впечатления?
- Их у меня два – приятное и не совсем. Меня поразил Душанбе. К сожалению у многих бытует мнение об этой стране как якобы окраине СНГ. Я не раз была почти во всех столицах бывших наших союзных республик. А в Душанбе - первый раз. Впечатления – исключительные. Возможно, повлиял устроенный нам теплый прием. После концертов с нами очень долго беседовали, интересовались проблемами - хороший пример отношения к людям искусства. Заместитель министра культуры - она доктор искусствоведения – даже предложила работу по контракту в консерватории с предоставлением квартиры. Пока мы с ней остановились на том, что я через скайп безвозмездно буду консультировать двух студентов. К сожалению, искусство скрипки в Таджикистане намного хуже, чем даже в соседней Киргизии. Так что мы будем помогать таджикским братьям. А число зарубежных и отечественных учебных заведений, с кем наш музколледж устанавливает и развивает контакты, будет возрастать.
О неприятном. В Караганде, Алма-Ате, Бишкеке и в других городах мы жили в студенческих общежитиях. Это было бы, в общем, нормально, если бы они были в хорошем состоянии. Общежития нашего музколледжа, по сравнению с теми, в которых живут студенты в других городах – это «пятизвездочные гостиницы». Я знаю многих руководителей музколлективов, не только в Казахстане. И наш директор музколледжа Виктор Петрович Денисенко выделяется тем, что он настоящий подвижник своего дела. Здесь, в Павлодаре, я, невзирая ни на что, работаю - и думаю, буду еще работать во много благодаря Виктору Петровичу и из уважения к нему. Несмотря на огромный объем работы по руководству колледжем, не говоря уже о подготовке гастролей – В.П. Денисенко был их руководителем, он постоянно лично следит за бытовым устройством наших студентов. Бытовые условия – это далеко не последнее дело в психологическом настрое наших музыкантов, в их самочувствии. А это для меня очень важно. За рубежом, даже в той же пережившей войну Грузии, на загородных стоянках междугородных автобусов везде очень комфортные туалеты, пол с подогревом и многое другое. А у нас? Я считаю себя патриотом Казахстана. И хотела бы обратить внимание тех, от кого это зависит, на состояние загородных паркингов, где останавливаются маршрутные автобусы. В какой-то мере это тоже «лицо» страны…
- Ваше повышенное внимание к настрою «струн души» ваших юных музыкантов, говорят,
заметно отличается от работы других музруководителей, в том числе маэстро Калелло.
- Мы дополняем друг друга. А со всеми своими питомцами у меня самые тесные, даже семейные контакты. Мой первый студент – Арман Нургазин. У него была слабоватая база. И тем не менее, он подтянулся. Стал лауреатом. По рекомендации профессора Жаманбаева учился у А. Мусаходжаевой. Был назначен проректором университета искусств. Сейчас он зам акима одного из районов столицы. Не так давно состоялась его свадьба, где мы с мужем были почетными гостями. Такие же дружеские узы связывают меня и с другими – П. Якубинской, К. Тимони, М. Адамовой, Р. Авериным – он в новосибирском театре, Н. Ибраевым. Кстати, во многом через Наби Ибраева у нас установились дружеские связи с директором Карагандинского музтеатра А. Ибраевым и его супругой, тоже музыкантом.
- Яна Оганезовна, недавно исполнилось 10 лет, как вы стали работать в павлодарском колледже. Что вам дали эти годы?
- Честно говоря, я даже забыла. Что сказать? Я, в общем, счастлива и благодарна Казахстану, его народу, что закрепилась и самоутвердилась здесь. И как видите, по мере своих сил и возможностей что-то для него делаю. Десять лет назад я начала с одного-двух учеников. А сегодня – сами видите, ко мне едут учиться из других городов и даже стран. Мои выпускники работают во многих местах. И успешный проект Центрально-Азиатского симфонического оркестра – подтверждение этих слов.
- Кажется, сбывается наша общая мечта – родилась и развивается павлодарская скрипичная школа.
- Это непростой процесс и дело не одного года. Но, без ложной скоромности, скажу: да, такая школа у нас в Павлодаре есть, во всяком случае создается. Большинство сегодняшних казахстанских скрипачей – в основном в Астане, Алма-Ате – ученики Н. Патрушевой. Но у меня, у моих учеников несколько иная форма исполнения. Помню, в Чимкенте на конкурсе выступил Арман Нургазин, члены жюри удивились: «Разве можно так исполнять Моцарта?». Затем ничего, признали. Точно так же и за рубежом. Думаете, просто было Мадине Адамовой стать лауреатом престижнейшего «Щелкунчика» в Москве или конкурса Чайковского в Корее? А победы других учеников в Париже, Гамбурге, Швейцарии? Очень помогает развитию искусства в Павлодаре, особенно в перспективе, наша школа-интернат – детище В.П. Денисенко. В колледж после консерватории пришла работать наша выпускница В. Быкова. Немало наших студентов сейчас в павлодарских музшколах, в областном оркестре и т.д. Вот доведу до конца мою диссертацию, тогда уже смело можно говорить о павлодарской скрипичной школе. Но особо хочу подчеркнуть, что все эти проекты, в том числе наши зарубежные гастроли – плод совместных усилий всех павлодарских педагогов-музыкантов. Всем им - глубокий поклон. Один в поле не воин. «Звездизмом» я не страдаю. Хочу, чтобы наши исполнители смелее выезжали за рубеж. Сегодня большинство западных скрипачей имеют советские и польские корни. Так что, по большому счету, мы далеко не окраина в музыке, во всяком случае в скрипичном искусстве.
- Ваше мнение о формирующейся павлодарской филармонии.
- Без комментариев, ибо это будет неэтично. А успехов я ей желаю. Кстати, мое предложение о создании в ее составе ансамбля скрипачей остается в силе.
- Вы не раз подчеркивали свой казахстанский патриотизм, и ваша работа – тому наглядное подтверждение.
- Это тема отдельного, большого разговора. Хотя я армянка, но родилась и выросла в Грузии, которую очень люблю. Теперь вот моя родина – Казахстан. В командировках мы постоянно демонстрируем наши флаги и другую атрибутику, рассказываем о стране. У меня много друзей казахов, очень достойных профессионалов-музыкантов. Весьма теплые дружеские отношения с уважаемым Ш. Абиловым. Большинство моих студентов – казахи, хотя я никогда никого не разделяю по национальному признаку. Мне близок казахстанский менталитет, обычаи, которые имеют ряд схожих черт с грузинскими и армянскими. Я изучаю казахский язык. А свой патриотизм надо проявлять не в словах, а в делах. Прошло уже немало десятилетий с тех пор, как Казахстаном руководил армянин Левон Мирзоян. А народ до сих пор его вспоминает добрым словом. Он для меня – хороший пример.
- Я знаю, что ваш квартирный вопрос так и не решен. При этом все наши областные руководители сочувствуют, обещают помочь, в том числе и новый начальник управления культуры Р.Ж. Кадысова, которая приглашала вас к себе на прием. Между тем совсем недавно проживающему в столице отставному сенатору-академику на юбилей подарили квартиру. Просто так.
- Значит, он заслужил. Я дважды пыталась попасть на прием к Розе Жумабаевне. В приемной записали мой телефон. Обещали позвонить. Прошло уже больше полугода. Не звонят.
- Традиционно - ваши планы?
- Работать, преподавать. Проект Евросоюза пока действует. Весной следующего года по специальному приглашению со своим ансамблем скрипачей совершу концертное турне по Европе. Есть и другие задумки.
- Удачи вам в жизни, творчестве и в вашей нужной для всего Казахстана работе.