Везет, как утопленникам

Без сена этой зимой могут остаться жители села Басколь Майского района. Паром, на котором люди много лет переправлялись на пойменные луга, затонул, а ближайший мост через реку Белая - в полутора сотнях километров. В акимате Майского района заявили, что пока ситуацию изменить невозможно. Попытки поднять многотонный металлический плот закончились неудачей. 

До пойменного берега рукой подать, однако переправиться на него невозможно. Паром затонул еще весной, на поверхности видна лишь часть металлического каркаса. Сельчане отчаялись - лето уже прошло, а результата так и нет. Местные власти помочь не могут.

- Мы в это время обычно уже полным ходом возим сено, а сейчас не можем, - сетует житель села Басколь Майского района Геннадий Курнов. - Без парома у нас безвыходное положение, ведь мы скашиваем до шести тысяч гектаров, и все сено остается на той стороне. Того и гляди, вся деревня останется без сена и дров.

В акимате Майского района заявили, что, по-хорошему, здесь нужен мост, а к нему масса разрешительных документов. Вплоть до постановления правительства - природоохранная зона все-таки. Самая элементарная переправа обойдется в 800 миллионов тенге, не считая нескольких миллионов на разработку проектно-сметной документации. Местный бюджет такую сумму не потянет. В общем, решили, что дешевле поднять из воды старый паром. Но сделать это пока не удается.

- Мы пробовали поднять его краном в 16 тонн - не получилось, - рассказывает аким Майского района Асхат Жармагамбетов. - Конструкция тяжелая, в ней полно воды. Задействовали 50-тонный кран - все равно не удалось. Слишком тяжелый груз, да и рельеф местности не совсем удобен. Сегодня ищем другие подручные способы, думаем, как его оттуда выдернуть.

Местные власти отметили, что паром, затонувший в результате больших паводков, ничейный. Однако сельчане уверяют, будто на переправе хозяйничал местный фермер, который брал за перевозку с берега на берег деньги. Хотя это собственность кооператива, в котором состояли баскольцы. Жители давно выиграли все суды, решения вступили в законную силу, однако взыскать имущество, в том числе и металлический плот, они не имеют возможности. Судоисполнители якобы не могут найти ответчика.

- Он на протяжении всех этих лет руководил паромом, - рассказывает жительница села Басколь Майского района Екатерина Кыдырбаева. - Чтобы человеку попасть на ту сторону реки, нужно было заплатить 300 тенге. В том, что паром затонул, виноват Кусаинов. Мы по исполнительному листу будем требовать, чтобы он восстановил все.

Некоторые, кстати, набрались смелости и стали переплывать реку, чтобы косить вручную. Но весь вопрос в том, как перевезти сено, тем более что делать это нужно немедленно, пока из-за дождей оно не сгнило. К тому же покосом сельчане занимаются на свой страх и риск. Говорят, случись пожар, потушить его не смогут - раньше через реку перебирались по 150 человек, могли переправить даже трактор, а сейчас рассчитывать не на кого.

Чиновники пока предлагают жителям села возить сено через ближайший мост. Но чтобы добраться через него до своих угодий, нужно преодолеть 160 километров. И, как считают люди, если тележка сена весом в две тонны стоит около 20 тысяч тенге, то с учетом транспортных расходов она будет стоить все 40.

- В прошлом году одна тележка сена стоила 70-80 тысяч тенге, люди заказывали его из Аксуского района, скотина подыхала, - вспоминают баскольцы. - Это может снова повториться, потому что нет парома! А был бы паром, взяли бы косилку и поехали, привезли бы, выкрутились бы как-нибудь… Сено нужно всем и сразу, а если опять везти его из Аксу, это же какое расстояние и сколько времени понадобится.

Надеются люди и на ледовые переправы, которые откроются в Майском районе, но только в декабре, да и то в случае, если будут морозы. Что делать им в ближайшие три месяца, неизвестно. Совсем скоро пора заготовки кормов закончится, но пока ни в одном из 800 дворов нет ни клочка сена, хотя Майский район держится на животноводстве, это основной род деятельности района. Заниматься земледелием не позволяет низкое качество почвы. Как выходить из положения, люди не знают, как и то, сколько еще в районном акимате будут “изучать” вопрос.

Поделиться
+1