'МЫ РАБОТАЕМ НА БУДУЩЕЕ'

Недавно двое учащихся павлодарской технической школы - Еркебулан Муратов и Даурен Карамбаев участвовали в республиканском конкурсе «Экспо-17. Глазами детей» и заняли там первое место. 

Работой юных павлодарцев - оригинальными ветряными установками – заинтересовались французы. И скоро один из ребят поедет на форум во Францию. Этот успех юных павлодарцев совпадает с очередным юбилейным рубежом технической школы – ее 15-летием.

- Вообще-то нашей школе гораздо больше, - говорит директор техшколы Александр Николаевич Зозуля. - Мы берем свое начало еще с кабинетов технического творчества при Домах пионеров. Как станция юных техников мы начали действовать с 1960 года. Без бахвальства скажу, что в Казахстане мы нынче входим в первую тройку. Наши учащиеся могут выбрать любой из 8 кружков и студий  - авиамодельный, архитектурный, судомодельный, радиотехнический, «Сувенир», «Флора», «Фантазия» и др. Два раза в неделю мальчики и девочки совершенно разных возрастов идут к нам. В нашей школе учились и учатся целые поколения павлодарцев. Мы с ними дружим, поддерживаем теплые, можно сказать, семейные отношения. Наши кружковцы постоянно занимают призовые места на соревнованиях. В. Райле с одного из состязаний привез сразу одиннадцать медалей, другие наши чемпионы - А. Шепелев, К. Мызовский, многие другие - судите по многочисленным дипломам и призам, выставленным в нашем зале.  Рафаил Тукаев по чертежам, которые случайно сохранились в Японии, впервые восстановил в модели боевую машину пехоты Лебеденко времен Первой мировой войны. Женя Софийский под началом своего педагога впервые в Павлодаре, да, и наверное, в Казахстане среди детей, поднял в небо модель реактивного самолета. Эти первые успехи детей – как правило, путевка в настоящее техническое творчество. Наши питомцы  - А. Ливанов. С. Суханов, Е. Волобуева - после окончания престижных вузов СССР сейчас являются руководителями и ведущими специалистами заводов и конструкторских бюро. Р. Ибрагимов занимался у нас с 4-го класса, потом поступил в академию гражданской авиации, сейчас пилот.

«НВ»: Сила любого учебного заведения в его преподавателях. Наш общий знакомый, директор музыкального колледжа В.П. Денисенко таких случаях обычно говорит: «есть хороший педагог – будут и ученики и успехи, нет его - и не о чем говорить».

А.Н. Зозуля: Вот на днях мы проводили в последний путь Сергея Михайловича Хорошева, который не одно десятилетие вел у нас кружок военной техники. Это был педагог от бога, с энциклопедическими техническими знаниями. Для всех нас его уход  - очень большая потеря. Вместо него преподает теперь мой сын Олег, который многие годы учился у Сергея Михайловича. Посмотрим, что получится. Валентин Алексеевич Ермаков в нашей школе уже 57 лет. Примерно такой же стаж у Рашида Борисовича Кучумова. Преподают у нас и кандидаты технических наук,  есть педагоги-женщины – В.М. Томм, О.А. Рекунова, Е.С. Быкова, Ж.Ш. Жунусова. Все наши педагоги – подвижники, работают по велению души. За 20 лет директорства у меня уволился лишь один человек. А хороших педагогов я подбираю поштучно.

«НВ»: А как вы сами попали в техническую школу?

А.Н.Зозуля: Я коренной павлодарец. Как многие технари, окончил Павлодарский индустриальный институт, работал на тракторном заводе, мастером в ПТУ-86. Теперь здесь директорствую и преподаю. Свою жизнь без школы не мыслю.

«НВ»: Работа вашей школы, как никакой другой, зависит от материальной базы. На пальцах работу техники не объяснишь…

А.Н. Зозуля: База у нас в общем приличная. В советские годы мы работали с ДОСААФ. Они нам очень сильно помогали. Тогда снабжение станцией технического творчества шло в централизованном порядке. Да и станки, техника тех лет была очень прочной, она нам при бережном отношении еще долго будет служить.

«НВ»: Сейчас у вас есть спонсоры? И какие у вас отношения с преемником ДОСААФ – «Отан», другими ведомствами?

А.Н. Зозуля: Спонсоров у нас нет, если не считать помощь одного из наших заводов, руководителем которого является наш питомец. На эти средства мы пополняем наш технический парк. А с «Отаном», конечно, связь очень нужна. Мы знаем, что наша казахстанская армия нуждается в технических кадрах. По инициативе руководства ряда наших вузов, колледжей, лицеев у нас проходят практику студенты и учащиеся. Обычно я и мои коллеги ежегодно посещаем все наши городские, областные средние школы, ищем детей с умной головой и хорошими руками, да и просто приглашаем всех желающих. Уже где-то 4 года у нас также проходят своеобразную практику дети из пришкольных лагерей. Наплыв такой большой, что работаем в две смены. А еще мы установили связи с областными школами для детей со слабым слухом и зрением. В одних случаях наши педагоги сами занимаются с ребятами из этих школ, в других - готовим для такой работы социальных работников, родителей. И круг наших связей постоянно расширяется. Думаю, недалек день, когда наша школа установит самые тесные контакты с большинством промпредприятий и технических учебных заведений, как это было раньше. Представляете, тогда ведущие московские технические вузы именно среди наших питомцев искали себе будущих абитуриентов! Затем в Павлодаре с помощью лучших учителей математики, физики, химии готовили этих детей для сдачи экзаменов. Разве такое их отношение к делу не является сегодня примером?

«НВ»: Полностью согласен. Все знают массу примеров из своего окружения, когда молодые «умы» уезжают за рубеж учиться и оттуда уже не возвращаются. А казахстанские технические учебные заведения ограничиваются лишь декларациями и обращениями к президенту, правительству, как это, к примеру, периодически делает Казахский технический университет им. К. Сатпаева. А ведь надо просто работать и искать пути развития. Обратите внимание, Александр Николаевич, ремонтом теплотрасс, канализации и пр. у нас в городе сегодня в основном занимаются люди старшего, преклонного возраста. И я как казах, как говорится, «жетi атасын білетің» (знающий всех предков), могу открыто сказать - там практически очень мало молодежи коренной национальности. Наша казахстанская, особенно казахская интеллигенция («зиялы қаум»), как правило, говорит и пишет о чем угодно, но только не о проблемах технических, инженерных, рабочих кадров. В духовной сфере не формируется приоритет научно-технических знаний, которые не менее, а если посмотреть на опыт высокоразвитых стран – более важны, чем вопросы истории, языка и т.д. У нас в стране каждую зиму проблемы с отоплением, а каждое лето - с водой. Министерства вещают о «термомодернизации», «экономии ресурсов», недавно в нашем Павлодаре прошла выставка достижений «зеленых технологий», но некоторые специалисты говорят, что этим достижениям уже десятки лет и за границей они вошли в обиход. Как говорится, за нашу державу обидно.  

А.Н. Зозуля: И все же определенные подвижки есть. И в создании наших граждан тоже. Недавно ко мне зашел житель поселка Щербакты, майор в отставке. Он попросил меня технически «поднатаскать» одного из своих земляков, учителя труда, который бы занялся техникой с сельскими ребятами. «Мне их жалко, - сказал он, - никто с ними техническим творчеством на досуге не занимается. А я бы вместе с другими щербактинцами помог с материальной базой». На той неделе нашу техническую школу посетила большая группа руководителей областных управлений образования. Состоялся заинтересованный разговор. На нашу школу все большее внимание обращают и павлодарские руководящие структуры. Обучение в школе бесплатное. Нас полностью финансируют из городского бюджета.

«НВ»: А ведь стоял вопрос о закрытии школы?

А.Н. Зозуля: Да, было такое. И в результате в пяти наших областях, это я знаю точно, сегодня нет ни одного кружка технического творчества. А нашей области повезло. Помню, проходил телемост с тогдашним акимом  Д.К. Ахметовым. Я вместе с группой единомышленников задал прямой вопрос Даниялу Кенжетаевичу о судьбе школы. И тот дал прямой ответ: «Да, такие предложения есть, но мы закрывать школу не будем. Она нам нужна». И с тех пор все пошло иначе. Школу посетили акимы города - сначала Н.И. Чмых, затем Б.С. Демеуов. Выделили большие средства на ремонт здания. И у школы появилось второе дыхание. И я уверен, у нее большое будущее. Вот совсем недавно Н.А.Назарбаев ругал наших чиновников за неудачи с инновационными проектами. В том числе с неудачными попытками карагандинцев наладить выпуск самолетов «Фермер». И поделом ругал. Но я уверен, что эти наши казахстанские устремления все же со временем увенчаются успехом. И наша школа, в лице своих питомцев, примет самое активное участие в реализации новых промышленных проектов.

«НВ»: Ваша школа относится к системе дополнительного образования, то есть это не школа, а кружок, секция. Педагоги наших музшкол, которые также входят в эту систему  считают, что для музобразования она не совсем приемлема.

А.Н. Зозуля: Нас, преподавателей технических школ, устраивают более свободные рамки дополнительного образования. У каждого нашего опытного педагога свои наработки, опыт. А «школьные» оценки, как в некоторых аналогичных учебных заведениях Германии, других развитых стран, можно не ставить, например, до 15-летнего возраста. Ведь главное – творчество и самоотдача делу педагога и учеников. Другой вопрос, что нам нужен объединяющий нас более предметно общереспубликанский центр технического творчества. Для этого надо в первую очередь восстановить республиканскую станцию юных техников.

Поделиться
+1