Мы о народе думали

Очень странное, по меньшей мере, заявление сделали в столичном АРЕМе по поводу очередного повышения цен на бензин. Оказывается, все это было... в целях заботы и во благо населения. 

В конце октября на павлодарских автозаправках вновь сменились ценники. На этот раз подорожал популярный бензин марки АИ-92. По словам реализаторов, в столичном Агентстве по регулированию естественных монополий дали добро. Так, на официальном сайте ведомства от 24 октября значилась следующая информация: “По данным Министерства нефти и газа Республики Казахстан по состоянию на 15 октября значение котировок на нефть марки Brent составило109,65 доллара США за баррель. Кроме того, с января увеличились тарифы на железнодорожные перевозки нефтепродуктов во внутреннем сообщении в среднем на 44% в связи с проведенной поэтапно унификацией тарифов по видам сообщений (внутриреспубликанское, экспортное и импортное) в соответствии с требованиями ВТО, а также Соглашения о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, разработанного в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Учитывая данные факторы, предельные цены на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен, составили с учетом НДС: дизельное топливо - 102 тенге за литр;

Аи-80 - 89 тенге за литр; Аи-92 - 115 тенге за литр.

Приказ Агентства “Об установлении предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов, на которые установлено государственное регулирование цен” от 24 октября № 316-ОД согласован с министерствами нефти и газа, экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан”. В общем, в очередной раз нашли причину, хотя еще в июле-августе на уровне столичного Миннефти и газа заявлялось о том, что цены в ближайшее время расти не будут.

А уже через несколько дней руководитель АРЕМа Мурат Оспанов неожиданно привел совсем иные доводы, заявив, что мера эта была вынужденной. По его словам, в противном случае в стране еще несколько недель назад столкнулись бы с острым дефицитом бензина по причине резкого сокращения поставок из России.

- Чтобы избежать дефицита, чтобы на заправках на марку 92 бензина шланги были не замотаны, чтобы по талонам какой-то лимит убрать, чтобы был нормальный ввоз импортного бензина, мы пошли на этот шаг до 115 тенге, - заявил Оспанов. В общем, вот таким образом и позаботились о народе!

Между тем, павлодарские автолюбители говорят, что подорожание популярного 92-го даже на 5 тенге очень ощутимо.

- Конечно, это бьет по карману. Хотя ездить меньше не станем, но, тем не менее, дороговато. Ведь есть свой нефтезавод, - рассуждает житель города Кайрат Ахметов.

- Я согласен платить 115 тенге за 92-й, но если он будет соответствовать международным стандартам. И это не только мое мнение, но и тех же работников СТО. Например, заправляешься российским бензином, и это сразу чувствуется, машина буквально летит, работает совсем по-другому. А качество казахстанского бензина оставляет желать лучшего, можно сказать, ужасное, - возмущается водитель Сергей Ефимцев. - Когда это кончится?

- Зарплату повышали бы, тогда еще можно было поднять цены на бензин. А так - куда еще выше, к чему мы придем? - недоумевает Талгат Оразалин.

Цены на 80-й и дизельное топливо пока прежние, 89 и 102 тенге соответственно. Но, как правило, к зиме солярка по стоимости достигает уровня 95-го.

А вот некоторые аналитики (видимо, сторонники политики АРЕМа) сразу же заявили, что бензин в Казахстане оказался самым дешевым среди стран Европы. При этом почему-то говорят только о горючем марки Аи-95. По данным анализа экспертов, в третьем квартале 2013 года цены на автомобильное топливо поднялись практически в каждой из стран Европы. Так, первое место в рейтинге сохраняет за собой крупный экспортер нефти - Норвегия. В этой стране стоимость 95-го бензина в среднем составила 81,5 рубля за литр (392,8 тенге). Вторую строчку рейтинга занимает Италия - 76 рублей за литр бензина (366,32 тенге). Замыкают тройку лидеров по дороговизне бензина по итогам третьего квартала Нидерланды. Там стоимость 95-го бензина на начало октября составила 75 рублей за литр (361,5 тенге).

 

Стоимость бензина в Казахстане впервые за последние несколько кварталов поставила страну на последнее место в рейтинге дороговизны автомобильного топлива в третьем квартале 2013 года. По оценкам экспертов, литр 95-го бензина в Казахстане стоит 142,19 тенге. На втором с конца месте находится Беларусь со стоимостью бензина на уровне 32,2 рубля за литр (155,2 тенге). Россия со средней ценой на 95-й бензин на уровне 32,7 рубля за литр (157,6 тенге) занимает 31-е место в рейтинге, замыкая последнюю тройку участников. По ценам на дизельное топливо картина особо не отличается. Самое дорогое дизтопливо в Италии, далее идут Великобритания и Норвегия. Самое дешевое дизельное топливо, как и бензин, - в Казахстане, России и Беларуси. По прогнозам аналитиков, до конца 2013 года бензин в Казахстане останется на позиции самого дешевого. 

“Исходя из складывающейся рыночной конъюнктуры, цены на бензин с высокой вероятностью до конца года сохранятся на текущем уровне”, - сообщается в отчете. Летом 2013 года бензин в Казахстане занимал 31-е место в рейтинге Европы по ценам на автомобильное топливо. Тогда первые 10 позиций разделили между собой Норвегия, Италия, Нидерланды, Греция, Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Ирландия и Бельгия, где стоимость топлива за один литр составляет от 2,3 до 2,0 доллара. Украина, Россия, Казахстан и Беларусь заняли с 29-го по 32-е места соответственно. Здесь стоимость бензина составляет порядка 1,3-0,9 доллара за литр.

Но? согласитесь, сравнивать с европейскими странами, мягко говоря, не очень корректно. Тем более население по этому поводу тоже выказало свой настрой, и больше негативный. Ведь есть и другая статистика, и тут главный показатель - доступность бензина для населения. К примеру, в Норвегии на среднюю зарплату можно купить 2000 с лишним литров, в Италии 962 литра, в Голландии - 1500 литров, в Греции - 750 литров. В Казахстане - всего 646.

Или еще одна статистика - цены на бензин: Казахстан - 0,78$; Иран - 0,58$; Оман, Йемен - 0,45$; Туркменистан - 0,22$; Саудовская Аравия - 0,15$. Как видно в этом рейтинге, в Казахстане самый дорогой бензин. Каково?

Более весомый аргумент в противовес красивой статистике высказали независимые эксперты, заявив, что повышение цен на бензин в Казахстане необоснованно. Представители “Казпотребнадзора” считают, что кратковременный скачок котировок на нефть не мог повлиять на стоимость бензина в Казахстане.

- Они мотивировали это тем, что на мировых рынках произошел рост котировок на нефть. Причем, в целом, нефть подешевела с начала года на два процента. По ряду причин эта мотивация некорректна. В Казахстане бензин производится не из нефти марки Brent, а из гораздо менее качественных и, соответственно, более дешевых сортов. Цена на нефть, поставляемую на обеспечение внутреннего рынка, значительно ниже рыночной, и в себестоимости бензина доля цены на нефть, по независимым оценкам, составляет менее 60 процентов, - заявил председатель наблюдательного совета “Казпотребнадзора” Талгат Абдижаппаров.

Редактор портала Oilnews Сергей Смирнов напомнил, что скачок котировок на нефть был кратковременным и называть его причиной повышения цен на бензин в Казахстане нельзя.

- Потом они вдруг вспомнили, что в январе этого года поднялись цены на железнодорожные перевозки. Почему-то до этого они возили и не вспоминали, что ГСМщики несут убытки. Причем, странным образом они решили, что тарифы на перевозки отразились только на стоимости бензина АИ-92. Возникает вопрос - они что, АИ-92 перевозят в каких-то других цистернах? - отметил Смирнов.

Также специалистов озадачила информация о том, что в Казахстане цены на бензин самые низкие в Европе. Эксперты акцентировали внимание не на стоимости ГСМ, а на том, что Казахстан в рейтинге отнесли к другой части света.

- Еще раньше провели такое исследование, где по ценам на бензин Казахстан из 65 стран был на 36-м месте. То есть тогда мы показали, что это 65 стран, которые добывают нефть, мы на 36-м месте. Наша цена не является такой привлекательной, а последнее заявление тем более вызвало большое обсуждение в соцсетях. Во-первых, нас включили в Европу, во-вторых, надо было смотреть тогда на уровень доходов населения в Европе и на уровень социального обеспечения, - сказал Абдижаппаров.

Смирнов, в свою очередь, назвал заявление о том, что цены на бензин в Казахстане самые низкие в Европе, рекламным ходом.

- Неоднократно озвучивалось, что дело не в цене самого литра, а сколько этих литров можно купить на среднюю зарплату. И тут, извините, получается, что у нас бензин довольно дорогой, - подчеркнул эксперт. Такая позиция выглядит более реальной.

Кстати, глава АРЕМа накануне сообщил, что цены на бензин и тарифы на электроэнергию, теплоснабжение, газоснабжение, водоотведение в ноябре в стране останутся прежними. Хотелось бы верить, что не возникнет очередных “вынужденных” причин повышения.

Поделиться
+1