Пособие по защите прав граждан при "точечной" застройке.

ПОСОБИЕ ДЛЯ ГРАЖДАН ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

(по состоянию законодательства Республики Казахстан на 1 мая 2010 года)

 

 

защита

прав граждан при «точечной» застройке

 

Содержание

1. Введение.

2. Все начинается с информации.

3. Дальнейшие действия.

4. Некоторые нормативные требования.

5. Важные мелочи.

6. Как вы можете участвовать в процессе принятия решений.

7. Право на доступ к правосудию.

Приложения.

 

1. Введение

 

Если Вы читаете это пособие, вероятней всего, Вы столкнулись с «точечной» застройкой, т.е. со строительством, которое ведется на территории сложившейся застройки. Она стала злободневной проблемой для жителей городов[1][1].

 Пособие не содержит универсального рецепта решения проблемы. Но надеемся, что оно поможет Вам разобраться в сложившейся ситуации. Нельзя исключать, что возводимый объект, порядок его подготовки и реализации соответствуют всем существующим требованиям. В данном случае одного Вашего желания избавиться от досаждающей стройки совершенно недостаточно. Всегда существует некое соотношение прав жителей сложившейся застройки и прав нового застройщика. Оптимальной можно считать такую ситуацию, когда реализация прав одной из сторон происходит без умаления прав иной стороны.

Застройщикам, безусловно, экономически гораздо выгодней не осваивать окраинные территории, а размещать объекты там, где уже имеются инженерные коммуникации, сложилась инфраструктура и цены на недвижимость высоки. Нарушения в сфере строительства стали обыденным явлением, поэтому, прежде всего, необходимо определить, законно ли ведется застройка.

 

2. Все начинается с информации

Итак, все начинается с информации. К сожалению, о планируемом строительстве жители нередко узнают лишь с появлением на участке тяжелой техники, либо когда устанавливается ограждение. Более удачный вариант, когда удается выловить объявление в газете о подаче на государственную экологическую экспертизу акта выбора земельного участка или проекта строительства. Иногда о намечаемой застройке можно догадаться по косвенным признакам: проводятся отборы проб грунта, изучается состояние коммуникаций соседних домов и возможность подключения к ним новых объектов. Все перечисленные варианты говорят, что нарушение действующего законодательства уже произошло и Вам необходимо срочно начинать действовать.

Надо максимально быстро получить полную и достоверную информацию. Для того, чтобы точно знать, у кого и что можно и нужно запрашивать, бегло ознакомимся с действующим законодательством. В нем определены Ваши права и соответствующие им обязанности государственных структур.

Любое строительство – дело весьма хлопотное. Оно требует массы согласований, которые проходят следующие основные стадии: выделение земельного участка, проектирование, строительство. Все начинается с примерного выбора земельного участка. После чего инициатор строительства обращается с заявлением в местный исполнительный орган, который до момента принятия решения обязывает кандидата в застройщики согласовать проект с рядом учреждений:

1.     Государственное учреждение (ГУ) «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования».

2.     ГУ «Управление архитектуры и градостроительства».

3.     ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля» (УГАСК).

4.     ГУ «Департамент (управление районное) государственного санитарно-эпидемиологического надзора» (УСЭН).

5.     ГУ «Департамент экологии» (территориальный) Министерства охраны окружающей среды.

6.     ГУ «Территориальное бассейновое водохозяйственное управление» Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства.

7.     ГУ «Территориальное управление по управлению земельными ресурсами» Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами.

8.     ГУ «Управление по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций» Министерства по чрезвычайным ситуациям. 

9.     Управление дорожной полиции Департамента внутренних дел (города или области).

10. Соответствующие структуры согласовывают вопросы подключения тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения объекта.

Следующим этапом для застройщика является получение акта выбора и обследования земельного участка. Документ должен быть подписан комиссией. На его основании выносится постановление акимата и выдается архитектурно-планировочное задание. В дальнейшем утверждение проекта осуществляется в тех же органах, которые названы выше.

Таким образом, если строительство началось, рекомендуем направить запросы, чтобы выяснить, на каком основании выделен земельный участок и прошел ли проект все стадии согласования. Необходимо получить информацию о том, кто, что и на каком основании строит. Непосредственный контроль за соблюдением технических нормативов и качеством строительства возложен на органы государственного архитектурно-строительного контроля (УГАСК). Примеры запросов на получение информации приведены в приложениях №1, 2, 3, 4.

Срок и порядок рассмотрения запросов общественности[2][2] регламентируется рядом нормативных правовых актов. В них указано, что перечисленные органы обязаны ответить Вам в течение 15 дней. Допускается, в случае необходимости дополнительного изучения ситуации, продлить срок рассмотрения запроса до одного и даже двух месяцев. Обращаем Ваше внимание, что в случае направления Вами письма не по адресу, государственный орган обязан переслать Ваш запрос в соответствующую структуру и уведомить Вас об этом. О продлении срока рассмотрения заявления/запроса Вас также должны поставить в известность.

В случае нарушения действующего законодательства Вы имеете право обжаловать действие/бездействие государственного органа в вышестоящем органе, обратиться в суд или прокуратуру.

Случаи непредоставления информации в данном пособии не рассматриваются.

 

3. Дальнейшие действия

Допустим, Вы получили необходимые сведения и выяснили, что строительство ведется без каких-либо разрешений и согласований. В таком случае рекомендуем обратиться в УГАСК или прокуратуру, приложив к письмам копии полученных ранее ответов. Вы имеете право требовать принятия мер административного или прокурорского реагирования. Прокуратура вправе и обязана реагировать в случае нарушения Ваших прав. Примеры обращений приведены в приложениях № 4, 5.

А что делать, если застройщик получил необходимые согласования? Чтобы предпринять правильные действия, нужно знать, какие вопросы решают перечисленные организации при согласовании строительства, что они обязаны сделать и учесть. Тогда Вы сможете определить, нарушены ли Ваши права и как их защитить.

Управление природных ресурсов и регулирования природопользования. На основании положений Экологического кодекса материалы к акту выбора и обследования земельного участка и проект строительства проходят обязательную государственную экологическую экспертизу. В зависимости от того, к какой категории относится интересующий Вас объект экологической экспертизы, ее может проводить Управление природных ресурсов и регулирования природопользования, Министерство охраны окружающей среды или его территориальное подразделение. В управлении можно выяснить, какой орган проводит экологическую экспертизу по интересующему Вас объекту.

Если экспертиза не проведена на любом из указанных этапов (постановление, проект), это является грубейшим нарушением действующего законодательства. В подобной ситуации Вы имеет право требовать в административном или судебном порядке запрещения строительства.

Законодательство определяет обязательность проведения государственной экологической экспертизы на стадии выбора земельного участка. Так, в статье 44 Земельного кодекса указывается, что на основании заключения комиссии подготавливается землеустроительный проект (п. 3). В свою очередь, на его основании «…уполномоченным органом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельных участков подготавливается проект решения местного исполнительного органа о предоставлении соответствующего права на землю…» (п. 4).

Одновременно с этим, в статье 208 Экологического кодекса говорится, что «проект землеустройства и иные документы… подлежат государственной экологической экспертизе».

Требование по экспертизе строительства закреплено в п. 2) статьи 20, в статье 202 Экологического кодекса и отчасти в статье 142 Земельного кодекса.

В соответствии с Экологическим кодексом в состав документов, подаваемых инициатором стройки на экспертизу, в обязательном порядке входят материалы учета общественного мнения. Подробно об этом говорится ниже, в разделе «Как вы можете участвовать в процессе принятия решений».

Территориальное бассейновое водохозяйственное управление. Этот орган должен согласовывать акт выбора земельного участка  и проект, если выделяемый под строительство участок находится в водоохранной зоне или полосе. В управлении можно узнать о размерах и границах водоохранных зон и полос в Вашем населенном пункте. Если они не установлены, предлагаем ссылаться на Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 января 2004 года № 42 «Об утверждении Правил установления водоохранных зон и полос». Кроме того, в соответствии со статьей 126 Водного кодекса заказчик должен разработать и согласовать порядок производства работ в водоохранной зоне.

Управление по государственному контролю и надзору в области чрезвычайных ситуаций. Данный орган осуществляет контроль пожарных нормативов, согласовывает раздел проектно-сметной документации, касающийся гражданской обороны. Согласно «Инструкции по содержанию и объемам инженерно-технических мероприятий гражданской обороны в зависимости от степени категорирования городов и объектов хозяйствования», утвержденной приказом министра по чрезвычайным ситуациям от 11 декабря 2007 года, застройщик обязан при проектировании соблюдать «желтые» линии.

Желтые линии – это границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушений) зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного или техногенного характера. Желтые линии, как правило, применяются для регулирования разрывов между зданиями и сооружениями.

Для проверки соблюдения этого норматива специальных знаний не требуется. В указанной инструкции дается формула расчета расстояния между объектами. Оно зависит от высоты строящихся и уже существующих зданий и ширины пожарного проезда. Эта же инструкция устанавливает нормативы максимальной плотности населения (см. приложение № 6).

Управление дорожной полиции Департамента внутренних дел. Этот орган согласовывает порядок прокладки подъездов к возводимому объекту и места парковки автотранспорта. Например, СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» содержит приложение № 8 (рекомендуемое) «Норма обеспеченности парковочными местами». В соответствии с нимопределяется количество мест для парковки автотранспорта с учетом назначения здания. Несоблюдение этого положения может привести к загромождению прилегающихдворов сторонним автотранспортом со всеми вытекающим последствиями.

Территориальный департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения (ДГСЭН) проводит государственные экспертизы отвода земельного участка и проекта. Документация должна содержать: акт обследования земельного участка, ситуационный план, акт радиологического исследования и расчет инсоляции (то есть, количество солнечного света, попадающего в окна). Обращаем Ваше внимание, что расчет нормативной инсоляции жилых помещений осуществляется независимой организацией и принимается ДГСЭН как готовое заключение. При «точечной» застройке может быть нарушена инсоляция Вашего дома и соседних зданий. Проверить правильность расчетов может только специалист. Если Вы хотите произвести новый расчет, обратитесь к квалифицированным специалистам, имеющим соответствующие лицензии.

Обращаем Ваше внимание, что ДГСЭН уполномочен, проводя экспертизы, определять, требует ли данный объект организации санитарно-защитной зоны. Правильность принятого ДГСЭН решения Вы можете самостоятельно проверить, обратившись к санитарным правилам и нормам (СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов» утверждены приказом и.о. министра здравоохранения от 8 июля 2005 года № 334), в которых для объектов различных категорий опасности устанавливаются минимальные размеры санитарно-защитных зон. Сокращение минимального размера этих зон категорически запрещено законодательством.

Подключение тепло-, водо- и энергоснабжения объекта согласовывается с поставщиками указанных услуг. Необходимо учесть, что любые коммуникации рассчитаны на определенные предельные нагрузки. Например, к системе водоснабжения или канализации микрорайона можно подключить только ограниченное количество объектов. При превышении нагрузок, неизбежно возникнут аварийные ситуации.

Акимат. Этот орган обладает правом распоряжения земельными участками на вверенной ему территории. Свое право распоряжения землей акимат реализует путем принятия постановления. Иногда акимат, превышая свои полномочия, распоряжается земельными участками, не входящими в его юрисдикцию (например: особо охраняемыми природными территориями). В таких случаях необходимо проводить тщательную проверку.

Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» акимат осуществляет государственный архитектурно-строительный контроль (ст.24), утверждает и реализует градостроительные проекты, проекты детальной планировки и застройки города (ст.25).

Акимат обязан информировать физических лиц о намечаемой деятельности с целью обеспечения участия граждан в обсуждениях принимаемых решений. Подробно об этом говорится ниже в разделе «Как вы можете участвовать в процессе принятия решений».

Управление (в районе – отдел) архитектуры и градостроительства города. Представители этого органа участвуют в выдаче заключения комиссии по вопросам земельных отношений, выдают архитектурно-планировочное задание и заключение по проекту строительства. Фактически указанный орган осуществляет обобщение всех ранее полученных согласований и итоговую проверку соблюдения действующих нормативов.

 

4. Некоторые нормативные требования

В соответствии со статьями 30 и 47 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» на территории населенных пунктов действуют территориальные правила застройки, которые разрабатываются на основании генерального плана населенного пункта.

В соответствии с требованием статей 12, 30, 47, 48 указанного закона, использование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденными правилами застройки. На основании генерального плана составляется проект детальной планировки, который утверждается акиматом (ст.25), а на основе последнего – проект застройки. То есть в соответствии с законодательством выделение земельного участка возможно только после внесения изменений в существующий проект детальной планировки и проект застройки как в составные части генерального плана населенного пункта. При этом должна соблюдаться общая процедура, включая рассмотрение проекта градостроительным советом. Отсутствие проектируемого объекта в проекте детальной планировки и проекте застройки либо отсутствие самих этих проектов означает, что для выделения земельного участка нет правовых оснований. Ссылка на то, что действующий генеральный план, проекты детальной планировки и застройки устарели, несостоятельна, так как эти документы действуют до внесения в них соответствующих изменений либо до принятия в установленном порядке новых документов. 10 июля 2009 года пункт 1 статьи 44 Земельного кодекса был дополнен положением, запрещающим «…предоставление земельных участков для строительства без наличия проектов детальной планировки и (или) проектов застройки, выполненных на основании генеральных планов населенного пункта (или их заменяющей схемы развития и застройки населенных пунктов с численностью жителей до пяти тысяч человек), а также проектов районной планировки для межселенных территорий».

Согласно статье 107 «Понятие и состав земель  населенных пунктов» Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442  в состав земель населенных пунктов могут входить, например, земли:

- жилой застройки, занятые строениями и предназначенные для застройки многоквартирными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками;

- водоемов и акваторий, занятые реками, естественными и искусственными водоемами и акваториями, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями;

- общего пользования, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, пляжами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения и т.д.

Таким образом, при выделении участка компетентный орган обязан учитывать, что на территории населенного пункта должны размещаться не только здания и пожарные проезды между ними, но и парки, скверы, спортивные площадки и т.д. Помните, что зонирование микрорайона необходимо для того, чтобы обеспечить его нормальное функционирование, то есть жизнеобеспечение.

В статье 17 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» установлена ответственность субъектов за его нарушение. Одним из таких нарушений считается «отклонение от установленных красных линий и линий застройки, а также желтых линий в зонах повышенной сейсмической опасности при планировке и застройке населенных пунктов» (пп.8 п.1).

В статье 1 закона даны следующие определения:

«35) линии регулирования застройки (линии застройки) – границы застройки, устанавливаемые при размещении зданий (сооружений, строений) с отступом от красных и желтых линий или от границы земельного участка;

36) красные линии – границы, отделяющие территории кварталов, микрорайонов, иных элементов в планировочной структуре населенных пунктов от улиц (проездов, площадей). Красные линии, как правило, применяются для регулирования границ застройки;…

48) желтые линии – границы максимально допустимых зон возможного распространения завалов (обрушений) зданий (сооружений, строений) в результате разрушительных землетрясений, иных бедствий природного или техногенного характера. Желтые линии, как правило, применяются для регулирования разрывов между зданиями и сооружениями».

Расположение красных и желтых линий отражается в генеральном плане, проектах детальной планировки и застройки. Проверку правильности расчета расстояния между объектами (желтых линий), как уже было указано, Вы можете осуществить самостоятельно.

 

5. Важные мелочи

Для более эффективной защиты своих прав рекомендуем внимательно ознакомиться с основными СНиП и СанПиН и иными техническими нормативами, регламентирующими планируемую деятельность. Обязательно выясните, являются ли они действующими. Проверьте, какие нормативные документы действовали в момент принятия обжалуемого решения и действуют в момент подачи Вашей жалобы, как их требования соотносятся друг с другом.

В качестве примера использования действующих технических и санитарных нормативов, можем привести следующие данные.

Согласно СНиП РК 3.02-38-2006 «Объекты общественного питания», здания, в которых размещаются кафе, столовые, рестораны и т.д., должны располагаться от красной линии не менее чем на 6 метров (п.7.18). Отдельно стоящие объекты питания (их перечень см. там же) должны размещаться на расстоянии не менее 50 метров от жилых зданий (п.7.8).

В пункте 7.5 СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» указывается, что «площадь озелененной территории кварталов (микрорайона) многоквартирной застройки жилой зоны (без учета участков дошкольных и общеобразовательных учреждений, зданий интернатных организаций образования) должна составлять, как правило, не менее 25% от площади кварталов (микрорайона). В засушливых климатических районах допускается уменьшение площади зеленых насаждений до 20%».

Без согласия кондоминиума никто не вправе размещать на его землях ограждения, устанавливать технику для производства работ.  

На застройщика возлагается обязанность по сохранению пролегающих коммуникаций, например, дренажных труб соседних сооружений.

Учтите, что в соответствии с Соглашением глав правительств стран СНГ от 13 марта 1992 года «О научно-техническом сотрудничестве в проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации» нормативно-технические документы, стандарты СССР имеют юридическую силу до введения в действие нового документа уполномоченным органом Республики Казахстан.

Перечень действующих в стране нормативных правовых и нормативно-технических документов, регулирующих деятельность в сфере архитектуры, строительства и градостроительства, готовится Департаментом научно-технической политики и нормирования Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Самой полной информацией о проекте Вашего микрорайона располагают его разработчики или их правопреемники. Если это возможно, рекомендуем обратиться к ним с вопросами, например: было ли предусмотрено при проектировании микрорайона резервирование площадей для дополнительной застройки. Обычно, при разработке проекта жилого района максимально учитываются ресурсы территории. Во внимание принимаются: плотность застройки, количество населения, площадь зеленых насаждений, проветривание района, количество автотранспорта и загрузка инженерных коммуникаций. Выясните, учтены ли при принятии обжалуемого решения эти параметры и соответствуют ли они действующим нормативам. Эффективным способом защиты может стать использование результатов комплексной градостроительной экспертизы, охватывающей многие из перечисленных вопросов. Она может проводиться государственными органами или заказчиком, в зависимости от целей проекта и наличия средств.

На практике нередки случаи, когда в согласованный проект в процессе строительства вносятся изменения. Например: выделен земельный участок для 2-этажного здания, а фактически строится 3-этажное, или запроектировано кафе на 50 мест, а фактически строится на 150, либо вообще допускается нецелевое использование земли. В таких случаях нужно требовать прекращения строительства в связи с тем, что реализуемый проект не прошел согласований.

 

6. Как вы можете участвовать в процессе принятия решений

Выше описаны обязанности государственных органов, которые они должны строго соблюдать в процессе принятия решений. Но согласно национальному законодательству и международным соглашениям, ратифицированным Республикой Казахстан, граждане имеют право участвовать в процессе принятия решений государственными органами, которые обязаны содействовать участию в нем общественности.

Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» акимат обязан информировать физических лиц о намечаемой деятельности с целью обеспечения участия граждан в обсуждениях принимаемых решений (ст.13). По ходу разбирательств иногда высказывается мнение, что жители не вправе поднимать вопросы, которые прямо и непосредственно не затрагивают их права. Подобная аргументация строится на субъективной трактовке понятий частных и общественных интересов. Четкое определение этих понятий дается в ст. 3 данного закона.

Информирование[3][3] физических лиц о планах застройки (перепланировки) территории осуществляется через средства массовой информации или посредством проведения общественных обсуждений (п.2 ст.13). В пп.9 п. 1 ст.24, пп.9 п. 1 ст.25 и п.5 ст.26 указанного закона эта обязанность возлагается именно на акиматы всех уровней от областного до районного.

Экологический кодекс предоставляет более широкие права общественности. «Физические лица имеют право:

4) участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) обращаться в государственные органы с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения;

7) получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию;

8) принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды на этапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам;

9) участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой;

10) вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие;

11) требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также об ограничении и прекращении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека» (п.1 ст.13).

А местные исполнительные органы согласно ст.20 Экологического кодекса:

«2) на основании заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз в пределах своей компетенции запрещают или разрешают строительство или реконструкцию предприятий, сооружений и иных объектов;

3) организуют и проводят в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности;

4) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы; …

14) осуществляют информирование населения о состоянии природных объектов, находящихся на соответствующей территории;

15) осуществляют регистрацию проведения общественной экологической экспертизы».

Помните, что застройщик не имеет права подавать документы на экспертизу до проведения общественных слушаний и без учета общественного мнения (Экологический кодекс, пп.14 п.1 ст.41; п.2, п.3 ст.57).

Порядок сбора и оформления материалов учета общественного мнения регламентируется специальной инструкцией. Оформление этих материалов не может подменяться простым сбором подписей жильцов соседних домов (см. приложение № 5).

Часто заинтересованные жильцы по собственной инициативе или с чьей-либо подсказки проводят собрание, на котором собирают подписи против строительства и направляют их в различные адреса. В дальнейшем они с удивлением обнаруживают эти документы именно в качестве материалов общественного обсуждения в составе государственных экологических экспертиз. Предлагаем быть осмотрительными.

Учтите, что по процедуре общественных слушаний учитывается мнение населения только относительно воздействия объекта экспертизы, не важно опасное оно или нет, на окружающую среду и здоровье граждан.

Но общественные слушания являются лишь одной из форм участия общественности в процессе принятия решений[4][4].

Выше уже указывалось, что Казахстан ратифицировал Орхусскую конвенцию.

Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая сторона Конвенции гарантирует соблюдение прав на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений, на доступ к правосудию (ст.1). В пункте 2 статьи 6 Конвенции указывается, что «заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, … либо путем публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, о … :

а) планируемом виде деятельности и заявке, по которой будет приниматься решение;

b) характере возможных решений или проекте решения;

с) государственном органе, ответственном за принятие решения;

d) предусматриваемой процедуре, включая то, каким образом и когда такая информация может быть предоставлена:

i) о начале осуществления процедуры;

ii) о возможностях для участия общественности;

iii) о времени и месте любого планируемого публичного слушания;

iv) о наличии государственного органа, в котором можно получить соответствующую информацию, и о том, куда соответствующая информация была передана для рассмотрения общественностью;

v) о наличии соответствующего государственного органа или любого другого официального органа, которому могут представляться замечания или вопросы, и о сроках представления замечаний или вопросов».

То, что архитектурная, градостроительная и строительная деятельность непосредственно оказывает воздействие на окружающую среду и экологическую безопасность подтверждается статьей 9 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Таким образом, принятие решения до надлежащего уведомления населения и отстранение граждан от процесса принятия решений является нарушением гражданских прав.

 

7. Право на доступ к правосудию

Всегда помните, что согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», если деятельность на данной территории затрагивает интересы граждан, то они имеют право на отмену в судебном порядке решения о размещении, проектировании, строительстве или вводе объектов в эксплуатацию, осуществляемых с нарушением законодательства или нормативов (п.6 ст.13). Такое же право предоставляется гражданам и подпунктом 11 пункта 1 статьи 13 Экологического кодекса. Совершенно очевидно, что нарушение нормативов (СНиП, СанПиН и иных) затрагивает Ваши интересы и дает право требовать отмены любых незаконных действий.

Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в ходе судебного разбирательства, рекомендуем запросить следующие документы и данные: акт выбора и обследования земельного участка, постановление акимата о выделении земли, заключение комиссии по вопросам земельных отношений и градостроительства, заключение по проекту строительства, архитектурно-планировочное задание, заключение отдела дорожной полиции, заключение комитета по земельным ресурсам, заключение комитета по чрезвычайным ситуациям, заключение бассейнового водохозяйственного управления, заключение государственной экологической экспертизы, заключение экспертизы СЭС, проект детальной планировки и проект застройки спорной территории с указанием красных и желтых линий. В зависимости от обстоятельств, возможно, и не потребуется собирать все перечисленные документы. После изучения полученных материалов Вам будет ясно, соблюдаются ли действующие нормативы. Не забывайте, что нарушения Ваших прав могут быть допущены на двух основных стадиях согласования объекта: во-первых, при выделении земли; во-вторых, при согласовании проекта строительства. Это два независимых этапа, на каждом из которых Вы можете отстаивать свои права.

Законодательство позволяет обжаловать затрагивающие Ваши права и интересы действия или бездействия любых государственных органов и должностных лиц. А также требовать отмены любых постановлений, заключений, согласований, экспертиз как по отдельности, так и в целом, либо в какой-то их части. Вы вправе требовать запрета строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Вы можете добиваться признания недействительными договоров купли-продажи земельных участков, но это потребует оплаты государственной пошлины, которая будет определяться стоимостью оспариваемой сделки. Лучше требовать отмены, например, постановления о выделении земельного участка. При положительном решении это станет правовым основанием для отмены сделки купли-продажи.

Оппоненты могут утверждать, что Вы пропустили срок исковой давности. Он определен статьей 280 Гражданского процессуального кодекса до 3-х месяцев при оспаривании действий/бездействия нарушающих права, свободы и охраняемые законом интересы. В этом случае рекомендуем ссылаться на статью 187 Гражданского кодекса. В ней указано, что исковая давность не распространяется на требования о защите неимущественных прав[5][5]. Кроме того, предложите оппоненту указать срок, когда Вас надлежащим образом уведомили о принятом решении. Если нарушены Ваши права на получение информации и участие в процессе принятия решений, оппонентам будет трудно доказать, что пропущен срок исковой давности. Датой, с которой начинается отсчет срока давности, считается день получения Вами письма или другого заверенного уведомления, из которых Вы узнали интересующую информацию.

В исковом заявлении нужно четко сформулировать, в чем состоит нарушение Ваших прав, чтобы их защита была максимально эффективной. Нужно точно указать статьи действующего законодательства, которые предусматривают защиту Ваших прав. Для этого советуем при написании искового заявления использовать формулировки из статей законов, где определяются Ваши права. Например, в Экологическом кодексе это статья 13 «Права и обязанности физических лиц в области охраны окружающей среды».

Правом на подачу иска обладает любой гражданин или группа граждан, чьи права нарушены. Ваши интересы в суде может представлять доверенное лицо, но это потребует оформления соответствующих полномочий. По доверенности Ваши интересы в суде могут защищать неправительственные организации.

Согласно статьям 158-165 Гражданского процессуального кодекса Вы можете заявить о принятии мер по обеспечению иска, то есть, можете проситьсуд запретить ведение строительства до рассмотрения иска. Но имейте в виду, что в случае отказа в удовлетворении иска на Вас могут возложить все убытки. При задержке строительства это будут немалые суммы.

Ниже, в приложениях, приведены образцы некоторых документов. Предлагаемые материалы опробованы на практике, в том числе на судебных процессах, которые закончились победой граждан.

Желаем успехов и Вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение № 1

 

 

Акиму ____________________________

__________________________________

от представителя инициативной группы

жильцов дома № __ по ул. ___________

___________________, проживающего:

г. _______________, ул. ____________,

тел. ______________.

 

 

ОБРАЩЕНИЕ

 

В соответствии с объявлением, опубликованным в газете «_____________» № ____ от ___________ года, товариществом (ИП) _________________ подан на экологическую экспертизу акт выбора и обследования земельного участка для проектирования, строительства и размещения многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. ___________________. До принятия решения по этому вопросу прошу учесть следующее.

Право на информацию и участие в принятии решений.

Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» физические лица имеют право на полную, своевременную и достоверную информацию о намечаемой архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (п.1 ст.13). Информирование физических лиц о намерениях по застройке (перепланировке) территории осуществляется через средства массовой информации или посредством проведения общественных обсуждений (п.2 ст.13). До утверждения градостроительной и архитектурно-строительной документации физические лица имеют право принимать участие в обсуждениях, вносить предложения по изменению принимаемых решений, затрагивающих общественные или частные интересы (п.3 ст.13). Если архитектурная, градостроительная и (или) строительная деятельность на данной территории затрагивает интересы граждан, то они имеют право на отмену в судебном порядке решения о размещении, проектировании, строительстве или вводе объектов в эксплуатацию, осуществляемых с нарушением законодательства или государственных нормативов (п.6 ст.13).

В связи с тем, что выделяемый участок располагается на территории, прилегающей к жилому дому № _____ по ул. _____________, в котором проживаем мы со своими семьями, мы считаем, что принимаемое постановление непосредственно затрагивает наши интересы.

Вопреки требованиям ст. 13 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», мы до настоящего времени не проинформированы о принятии решения, непосредственно затрагивающего наши права. Нам не была предоставлена возможность участвовать в обсуждении планируемого решения или намечаемой деятельности. Обращаю Ваше внимание, что в п.9 ст.24, п.8 ст.25 и п.5 ст.26 указанного закона эта обязанность возлагается на акиматы всех уровней от областного до районного.

Земельный кодекс устанавливает следующее требование: «Органы местного самоуправления в области регулирования земельных отношений обеспечивают участие населения в решении вопросов местного значения…» (ст.15).

Законом Республики Казахстан от 23 октября 2000 года № 92-II «О ратификации Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» данная Конвенция (Орхусская конвенция) введена в действующее законодательство Республики Казахстан. В соответствии с ее положениями граждане имеют право доступа к экологической информации, право участия в процессе принятия решений и право доступа к правосудию. Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая Сторона гарантирует права на доступ к экологической информации, на участие общественности в процессе принятия решений (ст.1). Конвенция в ст.6 «Участие общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности» устанавливает, что:

«2. Заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, в зависимости от обстоятельств, либо путем публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, о, среди прочего:

а) планируемом виде деятельности и заявке, по которой будет приниматься решение;

b) характере возможных решений или проекте решения;

с) государственном органе, ответственном за принятие решения;

d) предусматриваемой процедуре, включая то, каким образом и когда такая информация может быть предоставлена:

i) о начале осуществления процедуры;

ii) о возможностях для участия общественности;

iii) о времени и месте любого планируемого публичного слушания;

iv) о наличии государственного органа, в котором можно получить соответствующую информацию, и о том, куда соответствующая информация была передана для рассмотрения общественностью;

v) о наличии соответствующего государственного органа или любого другого официального органа, которому могут представляться замечания или вопросы, и о сроках представления замечаний или вопросов».

То, что архитектурная, градостроительная и строительная деятельность непосредственно оказывают воздействие на окружающую среду и экологическую безопасность подтверждается содержанием ст.9 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Соблюдение земельного и градостроительного законодательства.

В соответствии со ст.48 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» генеральные планы (схемы развития и застройки) населенных пунктов должны предусматривать зонирование в целях обеспечения благоприятной среды обитания и предотвращения чрезмерной концентрации застройки и высокой плотности населения.

Согласно ст.107 «Понятие и состав земель населенных пунктов» Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 «3. В состав земель населенных пунктов могут входить земли:

1) жилой застройки, занятые строениями и предназначенные для застройки многоквартирными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками; …

8) общего пользования, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами, кладбищами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения…».

В соответствии со ст.30 и 47 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» на территории населенных пунктов действуют территориальные правила застройки, которые разрабатываются на основании генерального плана населенного пункта. В соответствии с требованием этого закона, в частности ст.12, 30, 47, 48, использование земельных участков может осуществляться только в соответствии с утвержденными правилами застройки.

Приведем пример. Согласно ответу общественного объединения «Союз архитекторов ____________ области» проектом детальной планировки выделение земельного участка на данной территории под застройку не предусмотрено. Более того, плотность застройки данного микрорайона превышает действующие нормы. Это подтверждает, что решение о предоставлении земельного участка принимается без необходимых правовых оснований.

Борьба с коррупцией.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2006 года № 96 «О Плане мероприятий по реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы» в пункте 53 прямо указывает на необходимость «информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях (государственные закупки, охрана окружающей среды, земельные отношения) для обеспечения прозрачности и открытости».

На основании изложенного, в соответствии с действующим в Республике Казахстан законодательством, предлагаю:

1. До принятия окончательного решения о предоставлении земельного участка под строительство провести по данному вопросу общественные обсуждения с привлечением всех заинтересованных сторон: представителей акимата, ТОО/ИП, заинтересованной общественности от прилегающих к участку домов и компетентных государственных органов.

2. Заранее, до начала проведения общественного обсуждения, предоставить для ознакомления заинтересованной общественности все материалы, касающиеся намечаемого к реализации проекта.

3. В случае принятия акиматом постановления о выделении указанного земельного участка под застройку, прошу направить в адрес представителя инициативной группы копию данного постановления. Этот документ будет необходим для подготовки искового заявления в суд.

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 12 января 2007 года № 221                  «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» прошу о результатах рассмотрения данного обращения уведомить в письменном виде в установленный законодательством срок.

 

Приложения:

 

1.                      Ксерокопия объявления в газете.

2.                      ____________________________

 

 

«__» ____________ года                                                                                        _____________

 

 

 

Приложение № 2

 

Начальнику Управления природных ресурсов

и регулирования природопользования

______________________________________

 

от представителя инициативной группы

жильцов дома № __ по ул. ___________

___________________, проживающего:

г. _______________, ул. ____________,

тел. ______________.

 

 

ЗАПРОС

НА ПОЛУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

В соответствии с объявлением, опубликованным в газете «_______________» № ____ от _______________ года, ТОО/ИП подал(о) на экологическую экспертизу акт выбора и обследования земельного участка для проектирования, строительства и размещения многоэтажного многоквартирного  жилого дома по ул. _________________, рядом с территорией ___________________.

На основании п.7 ст.4, п.12 ст.5, пп.7 п.1 ст.13, а также п.2 и п.5 ст.57  Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года № 212, прошу Вас предоставить мне следующую информацию:

 

  1. Копию заключения государственной экологической экспертизы по акту выбора и обследования земельного участка для проектирования, строительства и размещения многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. _____________.
  2. Копию заключения государственной экологической экспертизы на рабочий проект строительства и размещения многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул.______________.
  3. Вместе с копиями государственных экологических экспертиз прошу предоставить материалы общественных слушаний, если они были проведены в рамках указанных процедур.

4. Если государственные экологические экспертизы по акту выбора и проекту не проведены до настоящего времени, прошу предоставить мне копии представленных на экспертизу документов (перечень документов определяется в зависимости от конкретных обстоятельств, можно потребовать полностью все документы).

 

 

 

Приложение:  ксерокопия объявления в газете.

 

 

«__» _____________ года                                                                                        ____________

 

 

Приложение № 3

 

Начальнику Департамента государственного

санитарно-эпидемиологического надзора

 ________________

_________________________________

от представителя инициативной группы

жильцов дома № __ по ул. ___________

___________________, проживающего:

г. _______________, ул. ____________,

тел. ______________.

 

 

ЗАПРОС

НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

 

На основании пп.8 п.1 ст.88 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения» физические лица имеют право своевременно получать достоверную информацию о факторах, влияющих на здоровье, о  состоянии окружающей среды, в том числе заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы.

В соответствии с изложенным прошу Вас предоставить мне следующую информацию:

1.                      Копию заключения экспертизы по отводу земельного участка для проектирования, строительства и размещения многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. _____________________.

2.                      Копию заключения экспертизы на рабочий проект строительства и размещения многоэтажного многоквартирного жилого дома по ул. ________________.

Документы на экспертизу подавались ТОО/ИП. Размещение объекта планируется по ул. ______________, рядом с территорией ____________________.

 

 

«__» _____________ года 

 

____________

 

 

Приложение № 4

 

В Управление государственного

архитектурно-строительного контроля

__________________________области

__________________________________

от представителя инициативной группы

жильцов дома № __ по ул. ___________

___________________, проживающего:

г. _______________, ул. ____________,

тел. ______________.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан, в частности, Приказом председателя Комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 2 августа 2006 года № 300 «Об утверждении Инструкции по производству дел об административных правонарушениях органами государственной архитектурно-строительной инспекции» и Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года № 425 «О некоторых мерах по упрощению порядка оформления и выдачи исходных материалов (данных) и разрешительных документов для строительства объектов» прошу Вас принять необходимые меры к лицу, осуществляющему переоборудование жилого помещения (вариант – осуществляющему строительство здания), расположенного по адресу: г. __________________, ул. ______________, № __.

В настоящее время по указанному адресу осуществляются ремонтные работы, в процессе которых сносятся несущие конструкции. По моему мнению, это создает реальную угрозу прилегающим квартирам, в том числе и принадлежащему мне жилому помещению, так как оно имеет общие стены с помещением, где производится ремонт.

Все попытки вступить в контакт с лицами, ведущими реконструкцию в указанном жилом помещении, остаются безрезультатными. Жителям соседних квартир рабочие отказываются предоставить какие-либо разрешительные документы. При вызове правоохранительных органов строительные работы сворачиваются, и все работники уходят.

Согласно действующему законодательству при производстве такого рода работ, предусмотрено получение согласия владельцев соседних помещений, чьи интересы непосредственно затрагиваются проводимыми работами. Моего согласия до настоящего времени никто не получал и даже не запрашивал.

На основании изложенного прошу осуществить проверку законности производимых работ. В случае отсутствия разрешения на их производство, прошу принять исчерпывающие меры по их прекращению. В случае наличия разрешения, прошу дать мне разъяснение о том, почему оно выдано без согласования с собственниками соседних квартир. В последнем случае прошу также выслать в мой адрес копию разрешения. Данный документ необходим мне для обжалования в суде действий всех причастных к этому делу лиц.

По результатам рассмотрения моего заявления прошу направить в мой адрес письменный ответ в установленный действующим законодательством срок.

 

 

«___» _____________ года                                                                                _______________

 

 

Приложение № 5

 

Прокурору_________________________

__________________________________

от представителя инициативной группы

жильцов дома № __ по ул. ___________

___________________, проживающего:

г. _______________, ул. ____________,

тел. ______________.

 

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

 

В соответствии с объявлением, опубликованным в газете «_____________» № ____ от ____________ года, ТОО/ИП подан на экологическую экспертизу акт выбора и обследования земельного участка для проектирования, строительства и размещения многоэтажного многоквартирного  жилого дома по ул. __________________.

_________________ года по указанному акту Управление природных ресурсов и регулирования природопользования выдало положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В соответствии с требованиями ст.41, 47 и 57Экологического кодекса Республики Казахстан в состав документов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы должны входить материалы учета общественного мнения, оформленные протоколом и содержащие выводы по результатам общественных слушаний.

Приказом министра охраны окружающей среды утверждены «Правила проведения общественных слушаний». Указанные Правила определяют порядок организации и проведения общественных слушаний, включая:

·        предварительную, не менее чем за 20 дней, публикацию в СМИ объявления о проведении общественных слушаний или уведомление населения иным эффективным способом, с указанием даты и времени их проведения (п.9);

·        возможность предварительного ознакомления с материалами проекта (пп.10, 11);

·        регистрацию участников слушаний в день проведения (п.12);

·        ведение протокола слушаний, в котором отражаются все высказанные мнения по данному проекту (п.18).

При этом общественные слушания предполагают равную для всех заинтересованных сторон возможность высказать свое аргументированное мнение по обсуждаемому вопросу на основе изучения документальной информации, имеющей отношение к обсуждаемому вопросу (п. 6).

В нашем случае эти требования действующего законодательства были нарушены. Жители дома ____________ по ул. ___________, заранее не были уведомлены ни о намечаемом обсуждении, ни о намечаемой деятельности, в связи с чем, фактически были лишены возможности аргументировать свою позицию по данному проекту.

Сбор подписей жителей дома с записью «за» или «против», проведенный путем поквартирного обхода, не может подменять собой установленный нормативным актом порядок обсуждения. Не ознакомившись с проектом намечаемой деятельности, жители, естественно, не могли достоверно знать о соблюдении всех строительных и санитарных нормативов и, как следствие, не могли достаточно полно и обоснованно аргументировать свою точку зрения по данному вопросу. В такой ситуации жители фактически лишены возможности оспаривать эти незаконные действия в суде, так как не были в достаточной степени проинформированы о реализуемом проекте.

 

Таким образом, в связи с тем, что по намечаемому проекту требования действующего законодательства о порядке проведения общественных слушаний были полностью проигнорированы, полученные материалы не могли быть достаточными для Управления природных ресурсов и регулирования природопользования в качестве материалов учета общественного мнения.

На основании изложенного, в соответствии с Законом Республики Казахстан «О прокуратуре»,

 

ПРОШУ:

1.      Обязать Управление природных ресурсов и регулирования природопользования исключить представленные ТОО/ИП листы с подписями жителей из материалов, направленных на государственную экологическую экспертизу.

2.      Отменить заключение государственной экологической экспертизы от ___________ года ввиду того, что не соблюдены требования законодательства по учету общественного мнения.

3.      Обязать ответственных лиц организовать и провести общественные слушания по намечаемой деятельности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

 

Приложение:

  1. Копия заключения государственной экологической экспертизы от __________ года.

 

 

«__» ____________ года                                                                                       ____________

 

 

 

Приложение № 6

 

Инструкция по содержанию и объемам инженерно-технических мероприятий Гражданской обороны в зависимости от степени категорирования городов и объектов хозяйствования (приложения 6 и 7).

 

Утверждена Приказом министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 11 декабря 2007 года № 22.

 

Максимальная плотность населения жилых районов
и микрорайонов городов

 

Группа города
по гражданской
обороне

Плотность населения
(брутто), чел/га

Размещение
жилых районов и
микрорайонов
в городе

жилые
районы

микрорайоны

Особая и
первая группы

280

450

Периферийные районы
городов

Вторая группа

250

400

То же

Третья группа

235

375

То же

Особая и
первая группы

235

375

Центральные районы
городов и районы,
примыкающие к
промышленным районам
городов

Вторая группа

220

350

То же

Третья группа

200

325

То же

 

 

 

 

 

Зоны возможного распространения завалов от зданий различной этажности

 

Этажность до
(включительно)

Зона возможного распространения
завалов при уклоне, %

До 10

10-15

От про-
тяженных
сторон
зданий

От
торцов
зданий

От
зданий
башенного
типа

a'

a"

9 этажей

0,65 H

0,55 H

0,65 Н

0,6 H

0,8 H

12 этажей

0,75 H

0,6 H

0,75 H

0,65 H

0,9 H

14 этажей

0,75 H

0,6 H

0,75 Н

0,65 H

0,9 H

16 этажей

H

0,65 H

H

0,9 H

0,3 H

20 этажей

H

0,65 H

H

0,9 H

0,3 H

25 этажей

H

0,65 H

H

0,9 H

0,3 H

 

продолжение таблицы

 

16-20

21-30

31-35

36 и более

a'

a"

a'

а"

а'

a"

а'

а"

0,6 H

0,85 H

0,6 H

0,9 H

0,55 H

H

0,55 H

Н

0,65 H

H

0,6 H

1,1 H

0,6 H

1,2 H

0,6 Н

1,2 Н

0,65 H

H

0,6 Н

1,1 H

0,6 H

1,2 H

0,6 Н

1,2 Н

0,65 H

1,6 H

0,8 H

1,65 H

0,75 H

2,1 H

0,7 Н

2,5 Н

0,75 H

1,6 H

0,8 H

1,65 H

0,75 H

2,1 H

0,7 Н

2,5 Н

0,85 H

1,6 H

0,8 H

1,65 H

0,75 H

2,1 H

0,7 Н

2,55 Н

 

Примечание. В таблице приняты обозначения:

а' - показатель распространения завала вверх по склону;

а" - показатель распространения завала вниз по склону;

Н - высота здания, м.

 

 

 

Материал подготовил Александр Анатольевич Шитов, член Коллегии адвокатов Восточно-Казахстанской области при поддержке Экологического общества «Зеленое спасение».

 

 

[6][1] Материалы этого пособия применимы и к другим случаям строительства.

 

[7][2] «“Общественность” означает одно или более чем одно физическое или юридическое лицо…» пункт 4, статья 2 Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция). Конвенция ратифицирована Республикой Казахстан 23 октября 2000 года. Согласно пункту 3 статьи 4 Конституции Республики Казахстан ратифицированные международные договоры «имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно».

«“Заинтересованная общественность” означает общественность, которая затрагивается или может затрагиваться процессом принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая имеет заинтересованность в этом процессе; для целей данного определения неправительственные организации, содействующие охране окружающей среды и отвечающие любым требованиям, предъявляемым национальным законодательством, считаются организациями, имеющими заинтересованность». Там же, пункт 5, статья 2.

 

[8][3] Согласно пункту 2 статьи 6 Орхусской конвенции «заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется…». Подробнее смотрите ниже.

 

[9][4] Информирование общественности является одной из мер противодействия коррупции. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2006 года № 96 «О плане мероприятий по реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы» в пункте 53 прямо указывает на необходимость «информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях (государственные закупки, охрана окружающей среды, земельные отношения) для обеспечения прозрачности и открытости».

[10][5] Под личными неимущественными правами понимаются принадлежащие гражданину в силу закона права, которые неразрывно связаны с его личностью. Например, согласно Орхусской конвенции (ст.1) и Экологическому кодексу Республики Казахстан (ст.13) физические лица обладают следующими неимущественными правами: на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду, на получение полной и достоверной экологической информации, на участие в процессе принятия решений и на доступ к правосудию. Однако это далеко не исчерпывающий перечень неимущественных прав.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ситуацию с точечными застройками знаю не по наслышке. К счастью, нам удалось спасти свой дом от застроек (без адвокатов и юристов), чего и вам желаю. В помощь павлодарцам в качестве примера прилагаю часть текста обращения, выражающего протест точечным застройкам вблизи жилых многоквартирных домов. Данное обращение составлено на основании вышеприведенного пособия. Может быть кому-нибудь и когда-нибудь это ещё поможет.  Буду рад увидеть комментарии профессиональных и компетентных юристов, чтобы ещё раз проанализировать ситуацию.

 

«Краткая правовая оценка ситуации

 

Во-первых, точечная застройка воспринимается нами, как некое отклонение от общего градостроительного плана. Как известно, ведение точечной застройки затрагивает интересы различных субъектов права, объекты права собственности, оказавшиеся в зоне точечной застройки, могут подвергнуться деформации, граждане лишаются придомовых территорий, благоустройства, нарушается экологическая обстановка, ущемляются их права на комфортное проживание. Определения «точечной» застройки  не содержится  ни в Законе Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», ни в каком-либо ином нормативном акте.

Во-вторых,  для согласования места расположения и содержания действий по точечной застройке необходимо совершение определенных правовых действий. Проведенные местными органами власти в рамках предоставленных этим органам правомочий, они приобретают свойства правовых актов, а точечная застройка становится объектом правоотношения.
          В-третьих, главой 2 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» определены следующие требования к обеспечению благоприятной среды обитания и
жизнедеятельности при осуществлении архитектурной,
градостроительной и строительной деятельности:

- права граждан на благоприятную среду населенных пунктов;

- обеспечение безопасности от природных и техногенных, антропогенных воздействий;

- требования по экологической безопасности и охране окружающей среды;

- требования по сохранению объектов историко-культурного наследия и ландшафтов;

- обеспечение населенных пунктов объектами инфраструктуры и создание условий их доступности;

- обеспечение градостроительных требований при использовании земельных участков;

- участие физических и юридических лиц в обсуждениях решений по архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

В-четвёртых,согласно законодательству РК и международным соглашениям, ратифицированным Республикой Казахстан, граждане имеют право участвовать в процессе принятия решений государственными органами, которые обязаны содействовать участию в нем общественности.

Согласно Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» акимат обязан информировать физических лиц о намечаемой деятельности с целью обеспечения участия граждан в обсуждениях принимаемых решений (ст.13). По ходу разбирательств высказано мнение, что жители не вправе поднимать вопросы, которые прямо и непосредственно не затрагивают их права. Подобная аргументация строится на субъективной трактовке понятий частных и общественных интересов. Четкое определение этих понятий дается в ст. 3 данного закона.

Информирование[1] физических лиц о планах застройки (перепланировки) территории осуществляется через средства массовой информации или посредством проведения общественных обсуждений (п.2 ст.13). В пп.9 п. 1 ст.24, пп.9 п. 1 ст.25 и п.5 ст.26 указанного закона эта обязанность возлагается именно на акиматы всех уровней от областного до районного.

Экологический кодекс предоставляет более широкие права общественности. «Физические лица имеют право:

4) участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

5) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) обращаться в государственные органы с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения;

7) получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию;

8) принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды на этапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам;

9) участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой;

10) вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие;

11) требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также об ограничении и прекращении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека» (п.1 ст.13).

А местные исполнительные органы согласно ст.20 Экологического кодекса:

«2) на основании заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз в пределах своей компетенции запрещают или разрешают строительство или реконструкцию предприятий, сооружений и иных объектов;

3) организуют и проводят в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности;

4) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы; …

14) осуществляют информирование населения о состоянии природных объектов, находящихся на соответствующей территории;

15) осуществляют регистрацию проведения общественной экологической экспертизы».

В-пятых,застройщик не имеет права подавать документы на экспертизу до проведения общественных слушаний и без учета общественного мнения (Экологический кодекс, пп.14 п.1 ст.41; п.2, п.3 ст.57). Порядок сбора и оформления материалов учета общественного мнения регламентируется специальной инструкцией. Оформление этих материалов не может подменяться простым сбором подписей жильцов соседних домов.

Как известно, Казахстан ратифицировал Орхусскую конвенцию.

Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая сторона Конвенции гарантирует соблюдение прав на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений, на доступ к правосудию (ст.1). В пункте 2 статьи 6 Конвенции указывается, что «заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, … либо путем публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, о … :

а) планируемом виде деятельности и заявке, по которой будет приниматься решение;

b) характере возможных решений или проекте решения;

с) государственном органе, ответственном за принятие решения;

d) предусматриваемой процедуре, включая то, каким образом и когда такая информация может быть предоставлена:

i) о начале осуществления процедуры;

ii) о возможностях для участия общественности;

iii) о времени и месте любого планируемого публичного слушания;

iv) о наличии государственного органа, в котором можно получить соответствующую информацию, и о том, куда соответствующая информация была передана для рассмотрения общественностью;

v) о наличии соответствующего государственного органа или любого другого официального органа, которому могут представляться замечания или вопросы, и о сроках представления замечаний или вопросов».

То, что архитектурная, градостроительная и строительная деятельность непосредственно оказывает воздействие на окружающую среду и экологическую безопасность подтверждается статьей 9 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан».

Таким образом, принятие решения до надлежащего уведомления населения и отстранение граждан от процесса принятия решений является нарушением гражданских прав.

В-шестых, согласно статье 107 «Понятие и состав земель  населенных пунктов» Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442  в состав земель населенных пунктов могут входить, например, земли:

- жилой застройки, занятые строениями и предназначенные для застройки многоквартирными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками;

- водоемов и акваторий, занятые реками, естественными и искусственными водоемами и акваториями, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями;

- общего пользования, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, скверами, скверами, городскими лесами, бульварами, пляжами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения и т.д.

Таким образом, при выделении участка компетентный орган обязан был учитывать, что на территории населенного пункта должны размещаться не только здания и пожарные проезды между ними, но и парки, скверы, спортивные площадки и т.д. Зонирование микрорайона необходимо для того, чтобы обеспечить его нормальное функционирование, то есть жизнеобеспечение.

В-седьмых, Законодательство определяет обязательность проведения государственной экологической экспертизы на стадии выбора земельного участка. Так, в статье 44 Земельного кодекса указывается, что на основании заключения комиссии подготавливается землеустроительный проект (п. 3). В свою очередь, на его основании «…уполномоченным органом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельных участков подготавливается проект решения местного исполнительного органа о предоставлении соответствующего права на землю…» (п. 4).

Одновременно с этим, в статье 208 Экологического кодекса говорится, что «проект землеустройства и иные документы… подлежат государственной экологической экспертизе».

Требование по экспертизе строительства закреплено в п. 2) статьи 20, в статье 202 Экологического кодекса и отчасти в статье 142 Земельного кодекса.

В соответствии с Экологическим кодексом в состав документов, подаваемых инициатором стройки на экспертизу, в обязательном порядке входят материалы учета общественного мнения.

В-восьмых, как правило, при разработке проекта жилого района максимально учитываются ресурсы территории. Во внимание должны приниматься: плотность застройки, количество населения, площадь зеленых насаждений, проветривание района, количество автотранспорта и загрузка инженерных коммуникаций.

В-девятых,  Земельный кодекс устанавливает следующее требование: «Органы местного самоуправления в области регулирования земельных отношений обеспечивают участие населения в решении вопросов местного значения…» (ст.15).

В-десятых, в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2006 года № 96 «О Плане мероприятий по реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы» в пункте 53 прямо указывается необходимость «информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях (государственные закупки, охрана окружающей среды, земельные отношения) для обеспечения прозрачности и открытости» (cучётом сроков давности землеотвода).

          В-одиннадцатых, согласно СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», размещение зданий и сооружений следует осуществлять на отведенных для строительства территориях, за пределами красных линии в соответствии с утвержденными проектами детальной планировки (ПДП) и проектами застройки города.

          При этом, расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными зданиями, а также жилыми и производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями государственных нормативов, в том числе нормами освещенности, а также санитарно-эпидемиологическими, противопожарными требованиями.

            Так, между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния: для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 15 м; в 4 этажа – не менее 20 м, а 5 и более этажей – с учетом требовании инсоляции и Санитарными нормами и правилами обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки.

Между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно.

В-двенадцатых, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 13 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», информирование физических и юридических лиц о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории осуществляется местными исполнительными органами районов (городов) через средства массовой информации или посредством проведения общественных обсуждений, экспозиций и выставок.

До утверждения градостроительной и архитектурно-строительной документации физические и юридические лица имеют право принимать участие в обсуждениях, вносить предложения по изменению принимаемых решений, затрагивающих общественные или частные интересы.

В-тринадцатых, согласно нормам Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», не допускается выдача разрешений на строительство в населенных пунктах или межселенных территориях без наличия утвержденных в установленном порядке проектов детальной планировки или проектов застройки, выполненных в соответствии с генеральным планом населенного пункта или проектом районной планировки (комплексной схемой градостроительного планирования территорий).

В городе Павлодар, как и в других городах, действуют территориальные правила застройки (утверждаемые городским маслихатом), регулирующие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории города, которые определяют условия и требования, в том числе по проектированию и застройке отведенного земельного участка, устанавливают порядок прохождения разрешительных процедур на размещение и строительство новых объектов недвижимости. В свою очередь, территориальные правила застройки разрабатываются на основе утвержденных генеральных планов населенных пунктов.»


[1] Согласно пункту 2 статьи 6 Орхусской конвенции «заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется…». 

 

Поделиться
+1
Nil

Nil23 января 2014 23:28

Comment image

Nil

Nil26 января 2014 11:04

Ситуацию с точечными застройками знаю не по наслышке. К счастью, нам удалось спасти свой дом от застроек (без адвокатов и юристов), чего и вам желаю. В помощь павлодарцам в качестве примера прилагаю часть текста обращения, выражающего протест точечным застройкам вблизи жилых многоквартирных домов. Данное обращение составлено на основании вышеприведенного пособия. Может быть кому-нибудь и когда-нибудь это ещё поможет. Буду рад увидеть комментарии профессиональных и компетентных юристов, чтобы ещё раз проанализировать ситуацию.

«Краткая правовая оценка ситуации.

Во-первых, точечная застройка воспринимается нами, как некое отклонение от общего градостроительного плана. Как известно, ведение точечной застройки затрагивает интересы различных субъектов права, объекты права собственности, оказавшиеся в зоне точечной застройки, могут подвергнуться деформации, граждане лишаются придомовых территорий, благоустройства, нарушается экологическая обстановка, ущемляются их права на комфортное проживание. Определения «точечной» застройки не содержится ни в Законе Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК», ни в каком-либо ином нормативном акте. Во-вторых, для согласования места расположения и содержания действий по точечной застройке необходимо совершение определенных правовых действий. Проведенные местными органами власти в рамках предоставленных этим органам правомочий, они приобретают свойства правовых актов, а точечная застройка становится объектом правоотношения. В-третьих, главой 2 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» определены следующие требования к обеспечению благоприятной среды обитания и жизнедеятельности при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности: - права граждан на благоприятную среду населенных пунктов; - обеспечение безопасности от природных и техногенных, антропогенных воздействий; - требования по экологической безопасности и охране окружающей среды; - требования по сохранению объектов историко-культурного наследия и ландшафтов; - обеспечение населенных пунктов объектами инфраструктуры и создание условий их доступности; - обеспечение градостроительных требований при использовании земельных участков; - участие физических и юридических лиц в обсуждениях решений по архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. В-четвёртых, согласно законодательству РК и международным соглашениям, ратифицированным Республикой Казахстан, граждане имеют право участвовать в процессе принятия решений государственными органами, которые обязаны содействовать участию в нем общественности. Согласно Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» акимат обязан информировать физических лиц о намечаемой деятельности с целью обеспечения участия граждан в обсуждениях принимаемых решений (ст.13). По ходу разбирательств высказано мнение, что жители не вправе поднимать вопросы, которые прямо и непосредственно не затрагивают их права. Подобная аргументация строится на субъективной трактовке понятий частных и общественных интересов. Четкое определение этих понятий дается в ст. 3 данного закона. Информирование физических лиц о планах застройки (перепланировки) территории осуществляется через средства массовой информации или посредством проведения общественных обсуждений (п.2 ст.13). В пп.9 п. 1 ст.24, пп.9 п. 1 ст.25 и п.5 ст.26 указанного закона эта обязанность возлагается именно на акиматы всех уровней от областного до районного. Экологический кодекс предоставляет более широкие права общественности. «Физические лица имеют право: 4) участвовать в процессе принятия государственными органами решений по вопросам, касающимся окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан; 5) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Республики Казахстан; 6) обращаться в государственные органы с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны окружающей среды и требовать их рассмотрения; 7) получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную экологическую информацию; 8) принимать участие в обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды на этапе их подготовки и представлять свои замечания разработчикам; 9) участвовать в процессе подготовки планов и программ, связанных с окружающей средой; 10) вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие; 11) требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также об ограничении и прекращении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека» (п.1 ст.13). А местные исполнительные органы согласно ст.20 Экологического кодекса: «2) на основании заключений государственных экологической и санитарно-эпидемиологической экспертиз в пределах своей компетенции запрещают или разрешают строительство или реконструкцию предприятий, сооружений и иных объектов; 3) организуют и проводят в пределах своей компетенции государственную экологическую экспертизу объектов хозяйственной деятельности; 4) организуют общественные слушания при проведении государственной экологической экспертизы; … 14) осуществляют информирование населения о состоянии природных объектов, находящихся на соответствующей территории; 15) осуществляют регистрацию проведения общественной экологической экспертизы». В-пятых, застройщик не имеет права подавать документы на экспертизу до проведения общественных слушаний и без учета общественного мнения (Экологический кодекс, пп.14 п.1 ст.41; п.2, п.3 ст.57). Порядок сбора и оформления материалов учета общественного мнения регламентируется специальной инструкцией. Оформление этих материалов не может подменяться простым сбором подписей жильцов соседних домов. Как известно, Казахстан ратифицировал Орхусскую конвенцию. Для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая сторона Конвенции гарантирует соблюдение прав на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений, на доступ к правосудию (ст.1). В пункте 2 статьи 6 Конвенции указывается, что «заинтересованная общественность адекватно, своевременно и эффективно информируется, … либо путем публичного уведомления, либо в индивидуальном порядке на самом начальном этапе процедуры принятия решений по вопросам, касающимся окружающей среды, о … : а) планируемом виде деятельности и заявке, по которой будет приниматься решение; b) характере возможных решений или проекте решения; с) государственном органе, ответственном за принятие решения; d) предусматриваемой процедуре, включая то, каким образом и когда такая информация может быть предоставлена: i) о начале осуществления процедуры; ii) о возможностях для участия общественности; iii) о времени и месте любого планируемого публичного слушания; iv) о наличии государственного органа, в котором можно получить соответствующую информацию, и о том, куда соответствующая информация была передана для рассмотрения общественностью; v) о наличии соответствующего государственного органа или любого другого официального органа, которому могут представляться замечания или вопросы, и о сроках представления замечаний или вопросов». То, что архитектурная, градостроительная и строительная деятельность непосредственно оказывает воздействие на окружающую среду и экологическую безопасность подтверждается статьей 9 закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан». Таким образом, принятие решения до надлежащего уведомления населения и отстранение граждан от процесса принятия решений является нарушением гражданских прав. В-шестых, согласно статье 107 «Понятие и состав земель населенных пунктов» Земельного кодекса Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442 в состав земель населенных пунктов могут входить, например, земли: - жилой застройки, занятые строениями и предназначенные для застройки многоквартирными и многоэтажными жилыми домами, индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками; - водоемов и акваторий, занятые реками, естественными и искусственными водоемами и акваториями, водоохранными зонами, гидротехническими и другими водохозяйственными сооружениями; - общего пользования, занятые и предназначенные для занятия площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными, скверами, скверами, городскими лесами, бульварами, пляжами и иными объектами, предназначенными для удовлетворения нужд населения и т.д. Таким образом, при выделении участка компетентный орган обязан был учитывать, что на территории населенного пункта должны размещаться не только здания и пожарные проезды между ними, но и парки, скверы, спортивные площадки и т.д. Зонирование микрорайона необходимо для того, чтобы обеспечить его нормальное функционирование, то есть жизнеобеспечение. В-седьмых, Законодательство определяет обязательность проведения государственной экологической экспертизы на стадии выбора земельного участка. Так, в статье 44 Земельного кодекса указывается, что на основании заключения комиссии подготавливается землеустроительный проект (п. 3). В свою очередь, на его основании «…уполномоченным органом области (города республиканского значения, столицы), района (города областного значения) по месту нахождения земельных участков подготавливается проект решения местного исполнительного органа о предоставлении соответствующего права на землю…» (п. 4). Одновременно с этим, в статье 208 Экологического кодекса говорится, что «проект землеустройства и иные документы… подлежат государственной экологической экспертизе». Требование по экспертизе строительства закреплено в п. 2) статьи 20, в статье 202 Экологического кодекса и отчасти в статье 142 Земельного кодекса. В соответствии с Экологическим кодексом в состав документов, подаваемых инициатором стройки на экспертизу, в обязательном порядке входят материалы учета общественного мнения. В-восьмых, как правило, при разработке проекта жилого района максимально учитываются ресурсы территории. Во внимание должны приниматься: плотность застройки, количество населения, площадь зеленых насаждений, проветривание района, количество автотранспорта и загрузка инженерных коммуникаций. В-девятых, Земельный кодекс устанавливает следующее требование: «Органы местного самоуправления в области регулирования земельных отношений обеспечивают участие населения в решении вопросов местного значения…» (ст.15). В-десятых, в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 9 февраля 2006 года № 96 «О Плане мероприятий по реализации Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы» в пункте 53 прямо указывается необходимость «информировать общественность о принимаемых государственными органами решениях (государственные закупки, охрана окружающей среды, земельные отношения) для обеспечения прозрачности и открытости» (c учётом сроков давности землеотвода). В-одиннадцатых, согласно СНиП РК 3.01-01-2008 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских населенных пунктов», размещение зданий и сооружений следует осуществлять на отведенных для строительства территориях, за пределами красных линии в соответствии с утвержденными проектами детальной планировки (ПДП) и проектами застройки города. При этом, расстояния между жилыми зданиями, жилыми и общественными зданиями, а также жилыми и производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с требованиями государственных нормативов, в том числе нормами освещенности, а также санитарно-эпидемиологическими, противопожарными требованиями. Так, между длинными сторонами жилых зданий следует принимать расстояния: для жилых зданий высотой 2-3 этажа – не менее 15 м; в 4 этажа – не менее 20 м, а 5 и более этажей – с учетом требовании инсоляции и Санитарными нормами и правилами обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки. Между длинными сторонами и торцами этих же зданий с окнами из жилых комнат – не менее 10 м. В условиях реконструкции и в других сложных градостроительных условиях указанные расстояния могут быть сокращены при соблюдении норм инсоляции, освещенности и противопожарных требований, а также непросматриваемости жилых помещений (комнат и кухонь) из окна в окно. В-двенадцатых, в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 13 Закона РК «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», информирование физических и юридических лиц о состоянии среды их обитания и жизнедеятельности, а также о намерениях по застройке (перепланировке) территории осуществляется местными исполнительными органами районов (городов) через средства массовой информации или посредством проведения общественных обсуждений, экспозиций и выставок. До утверждения градостроительной и архитектурно-строительной документации физические и юридические лица имеют право принимать участие в обсуждениях, вносить предложения по изменению принимаемых решений, затрагивающих общественные или частные интересы. В-тринадцатых, согласно нормам Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», не допускается выдача разрешений на строительство в населенных пунктах или межселенных территориях без наличия утвержденных в установленном порядке проектов детальной планировки или проектов застройки, выполненных в соответствии с генеральным планом населенного пункта или проектом районной планировки (комплексной схемой градостроительного планирования территорий). В городе Павлодар, как и в других городах, действуют территориальные правила застройки (утверждаемые городским маслихатом), регулирующие архитектурную, градостроительную и строительную деятельность на территории города, которые определяют условия и требования, в том числе по проектированию и застройке отведенного земельного участка, устанавливают порядок прохождения разрешительных процедур на размещение и строительство новых объектов недвижимости. В свою очередь, территориальные правила застройки разрабатываются на основе утвержденных генеральных планов населенных пунктов.»

Алексей

A-lex26 января 2014 22:50

интересная информация, вот только мало кто захочет возиться/спорить/тягаться... всем вокруг по... по большей степени :)

Nil

Nil27 января 2014 5:45

A-lex, когда под дом роют котлован как здесь http://pavon.kz/post/view/27807, то деваться некуда, надо действовать.

Алексей

A-lex27 января 2014 11:56

Это не у Набережной 3 случайно? Smile Хотя там говорят вроде по расстоянию всё было в норме

Nil

Nil27 января 2014 15:08

A-lex, нет, это там, где сейчас танк стоит, возле Музея воинской славы.