Что такое паромобиль?

1949 год. Мир отходит после Второй мировой войны, и в нем происходит масса событий...

Как политических:

 – образован Североатлантический союз (НАТО);

– США, Великобритания и Франция оглашают новый статус своих оккупационных зон в Германии и образуется новое государство – Западная Германия (позднее ФРГ); в ответ происходит передача Советским правительством правительству ГДР функций управления, принадлежавших советской военной администрации в Германии;

– в Китае войска коммунистов захватывают город Наньцзин и лидер коммунистов Мао Цзе Дун провозглашает Китайскую Народную Республику;

 – Израиль вступает в ООН;

 – Франция предоставляет суверенитет Вьетнаму;

 – США завершают вывод оккупационных войск из Южной Кореи.

Так и технических:

– произведено первое испытание атомной бомбы в СССР;

– летчик-испытатель Тютерев на реактивном истребителе МиГ-15 впервые преодолел звуковой барьер;

– создан первый советский паромобиль, конструктивно предназначенный для работы на дровах.

– О как! – мог бы воскликнуть неискушенный читатель. – Атомная бомба, звуковой барьер и паровоз на автомобильном шасси... Что за бред?

Бред, да не совсем, посему давайте оставим в стороне политику с атомной бомбой и остановимся поподробнее на данном шедевре отечественной инженерной мысли.

Итак, 1949 год. СССР – страна лесов (тогда еще никто и предположить не мог, что мы будем нефте-газовым сырьевым придатком). Лагеря полны пленными немцами и политзаключенными, то есть практически бесплатной рабочей силой. А полноценных месторождений нефти в СССР на тот момент всего два – в Грозном и Баку.

И когда в данной ситуации была понята необходимость обеспечения строек народного хозяйства транспортом, способным работать на «подножном корму», то выбор в пользу газогенераторных установок попросился сам собой. Утверждается, что Сталин лично инициировал подобные разработки. Не знаю – документальных подтверждений этому я не нашел.

Справедливости ради стоит сказать, что еще до войны НАТИ (тогда так назывался НАМИ) уже разрабатывал газогенераторные установки, способные получить газ для двигателей внутреннего сгорания практически из всего горючего. Дрова, уголь, торф, брикеты прессованной соломы... Но эти установки были капризными и тяжелыми, а мощность моторов после перевода на такой тип топлива падала чуть ли не вполовину. Ну на треть в лучшем случае.

Но, тем не менее, право на существование такая техника имела. И даже США и Англия выпускала такие машины серийно. Например, английский самосвал Sentinel S.4 1938 года выпуска. Он «жрал» более 150 кг угля на 100 км пробега, брал на борт 6 тонн полезного груза и кроме водителя ему требовался кочегар.

Советские инженеры решили пойти по иному пути. Зачем уголь? Неудобно. Зачем кочегар? Нецелесообразно. «Дрова – наше всё!» – решили они и стали именно создавать паромобиль, а не адаптировать под такой тип топлива существующие карбюраторные двигатели.

И вот в вышеупомянутом 1949 году появляется на свет НАМИ-012, на шасси 7-тонного ЯАЗ-200. Характеристики данной паровой машины воображения не поражали, но были вполне адекватными технике того времени. Мощность двигателя – около 100 л.с. при 1250 рабочих оборотах в минуту. Масса и габариты нового паромобиля были даже меньше, чем у дизельных одноклассников, но эту экономию «выравнивал» достаточно тяжелый котел со всей необходимой ему машинерией.

Дрова, напиленные заранее чурками по полметра и диаметром до 20 см, укладывались в специальный контейнер, откуда они сами поступали в топку по мере сгорания предыдущих дров и под собственным весом. Запас хода был не велик – на 100 км пробега уходило примерно 400 кг дров, то есть практически полная загрузка бункера. Но учитывая то, что эта техника создавалась не для челночного сообщения между городами, это проблемой не было, ибо эксплуатация техники в условиях леспромхозов и сельского хозяйства больших ежедневных пробегов не подразумевает.

Подготовка машины к работе занимала полчаса. Это растопка котла, вывод его в рабочий режим, заправка бункера дровами и доливка воды при необходимости. Не сравнить с сегодняшним поворотом ключа, но и создавалась эта техника для иных условий.

За два года (1949-1950) было сделано несколько таких машин. С полным приводом и без, бортовые, самосвалы, лесовозы. Испытания проводились в разных условиях. При температурах от – 40 до + 50. Вода (что весьма важно) бралась не дистиллированная, а из ближайшей речки, колодца или лужи. Отдельно отмечена была высокая надежность, неприхотливость и работоспособность. Неплохо зарекомендовали себя паромобили и на больших пробегах. 26000 километров без ремонта, обслуживания и сервиса – зарегистрированный показатель одной из них.

Но... Время шло, Сталин умер и данное направление исследований было признано бесперспективным. Почему? Кем? Зачем? Неизвестно. Не хочется верить, что еще тогда в СССР существовало лобби нефтяных олигархов, которые душили все разработки, связанные с альтернативными видами топлива. Шутка.

Ну а если серьезно, но на сегодняшний день в России не осталось ни одной работающей машины с газогенераторным типом двигателя. А вот по улицам Минска колесит мотоцикл «Урал», оснащенный газогенераторной установкой и переделанный его хозяином с бензина на дрова.
shkolazhizni.ru

 

Поделиться
+1
Прямой эфир
Мужчина после удара лопатой перестал разговаривать в Павлодарской области
 Ничего не понял - потерпевший (который разучился говорить) ударил первым, схватился за лопату - получил лопатой и ножом…
#Цыпа3 недели назад
Тюльпаны начали выращивать в Актогайском районе
Я тебя слепила из того что было .
#wlad3 недели назад
Павлодарская область находится на 4 месте по числу онкобольных
Не лезь туда, в чем ты не разбираешься!
#liana125011 месяц назад
В Экибастуз прибудут 23 новых автобуса
В компании "Нар-транс" позже принесли жителям извинения. Сообщив, что случившиеся стало неожиданностью и для них тоже.…
#Утка001 месяц назад
Долгий период из Павлодара, вероятно, не будут вылетать самолеты
Что мешало (или мешает) в составе проекта выполнить расширение аэродромной площадки, с обустройством второй (или…
#Утка001 месяц назад
Павлодарские депутаты обсудили с перевозчиками изменение тарифа на проезд в общественном транспорте
так и не прокачусь на новом трамвае... то не попадались они как-то, а теперь дорого, блин
#Dan85842 месяца назад
За год в Палодарскую область въехали больше 8,5 тысяч иностранцев
6 тысяч россиян в основном уклонисты кто не хочет участвовать в агрессии против Украины и не хочет быть удобрением в…
#тырмандыр2 месяца назад
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой Она сама адрес назвала?
#wlad2 месяца назад
В этом году 100% дворов в Павлодаре будут освещены
Прокуратуру надо подключать...
#Аркадий3 месяца назад
Платная стоянка вдвое подорожала в Павлодаре
Кому не нравится - пусть ходят пешком. Или думают машину купил - стоянка бесплатно, бензин бесплатно, налог убрать и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Алюминиевые заготовки для производства вагонов хотят изготавливать в Павлодаре
Нынешняя система госзакупок вообще тянет всю нашу экономику и хозяйство на дно. Постоянно на уровне правительства и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Евромайдан.
o.k., Жириновский. Он говорил об этом 20 лет назад
#sergadm3 месяца назад
Профессия – источник дохода
Мля, глаза сломаешь пока до конца дочитаешь.
#wlad4 месяца назад
Режим ЧС объявят в Павлодаре, Аксу, Экибастузе, а также - в 9 районах области, пострадавших от ураганного ветра
"жители, чье имущество пострадало от ураганного ветра, могут рассчитывать на возмещение" - это развод, только…
#Yertys4 месяца назад
В гараже у жителя Аксу нашли рогов краснокнижного животного на 2 миллиарда тенге
Ущерб государству, причиненный задержанными, составил около двух миллиардов тенге В статье речь об одном задержанном…
#Jaman4 месяца назад
Три четверти высаженных в Павлодаре деревьев превратились в сухостой
HomerSimpson, нет, я лучше пойду переселюсь. Там деньги дают.
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
В пригородном селе Байдала насчитывается больше трех тысяч свободных участков
Так попробуй доберись до этой Байдалы! Многим и даром не надо. Конечно там везде степь вот и полно участков, а людям на…
#HomerSimpson4 месяца назад
Пилотный проект по адаптации переселенцев и кандасов запустили в двух регионах Казахстана
HomerSimpson, переселитесь тоже куда-нибудь - будет и вам помощь с поддержкой)
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
Труба может стать поводом для сноса дома пенсионерки в пригороде Павлодара
HomerSimpson, тут я так понмаю дело не в генплане. Дом построен в охранной зоне нефтепровода.
#sergadm4 месяца назад