Но гражданином быть обязан!

В последнее время казахстанский футбол тонет в скандалах, связанных с «липовыми» паспортами. Зачастую героями передряг становятся игроки клубных команд. Однако если копнуть чуточку глубже, то окажется, что главная команда страны также не выглядит кристально чистой.

Для павлодарского болельщика свежа в памяти история с Предрагом Говедарицей (на снимке). На удивление, здесь не было ничего скандального. Сербский легионер, отыграв в Казахстане пять сезонов, получил возможность сменить гражданство. Основанием тому служит решение, принятое в 2008-м году на конгрессе ФИФА в Австралии. Тогда футбольные чиновники приняли решение об изменении правил натурализации игроков. Постановление гласило, что для смены футбольного гражданства игрок должен не менее пяти лет выступать в национальном чемпионате будущей родины. Говедарица отыграл в чемпионатах нашей страны необходимый минимум и при желании мог ратовать за то, чтобы получить статус казахстанца. Но сам футболист изъявить такого желания не успел, за него это сделал экс-директор «Иртыша» Халимжан Ержанов. Причем сделал это в стиле сюрприза. Накануне выезда на очередной тур чемпионата он сообщил игроку, что ему никуда собираться не нужно, и вообще он скоро станет полноценным гражданином Казахстана. Идея руководителя сразу же отдавала нотками аферы. Сделать паспорт за пару недель – нереально, так как это длительный процесс. Реальностью же стало то, что в команду были приглашены другие легионеры, а сам Говедарица по сути остался в подвешенном состоянии. Он еще не казахстанец, но уже и не легионер. В итоге Предраг уехал на свою историческую родину, чтобы не растерять игровую форму. Согласно правилам ФИФА и нормам казахстанского законодательства, ничего не нарушено. Однако с точки зрения логики умышленное расставание с одним из лидеров команды кажется по меньшей мере глупым.

 

Еще одним предметом обсуждения спортивной общественности стал «липовый» паспорт Николы Тонева. Причем футболист «Тобола» своими же руками выкопал себе яму. Отправной точкой шумихи стала опубликованная им в одной из социальных сетей фотография якобы полученного казахстанского паспорта. На снимке было видно, что документ выдан 28 января 2014 года Министерством юстиции Республики Казахстан. Все бы ничего, но к тому моменту выдачей документов занимался уже не Минюст, а МВД. Визуальный анализ экспертов установил, что документ подлинным не является, так как имеются несоответствия в реквизитах, записях и образце паспорта, утвержденном постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июля 2013 года. Последним аргументом в деле псевдопаспорта можно считать официальный ответ на запрос журналиста Леонида Юрьева департамента миграционной полиции: «Согласно сведениям базы данных документированного населения, паспорт гражданина на имя Николы Тонева не выдавался». Вот и думай теперь, откуда наш футбол все больше обрастает «коренными» казахстанцами.

 

 Думается, что не так страшно, если бы подобное явление оставалось достоянием лишь внутреннего чемпионата. На деле «паспортная болезнь» близится к масштабам эпидемии. Обращение информационного портала 365info к футболистам сборной также порождает вопрос о том, из каких штанин они достали свой паспорт. В статье приводится список игроков, которые за последние четыре года были натурализованы для сборной Казахстана:

 

Андрей Сидельников (Россия) – первый матч за сборную в марте 2010 года;

 

Михаил Рожков (Россия) – первый матч за сборную в марте 2010;

 

Алексей Попов (Россия) – первый матч за сборную в октябре 2010 года;

 

Виктор Дмитренко (Россия) – первый матч за сборную в сентябре 2012 года;

 

Сергей Малый (Украина) – первый матч за сборную в марте 2014 года;

 

Валерий Коробкин (Россия) – первый матч за сборную в сентябре 2012 года;

 

Казбек Гетериев (Россия) – первый матч за сборную в сентябре 2010 года;

 

Марат Хайруллин (Россия) – первый матч за сборную в июне 2011 года;

 

Алексей Мулдаров (Россия) – первый матч за сборную в июне 2013 года.

 

Для современного спорта процесс натурализации все чаще становится неотъемлемой частью. Иногда это происходит для популяризации того или иного вида спорта. Бывает и так, что сами спортсмены просятся под знамена другой страны, так как на их родине слишком велика конкуренция. А так, выбрав новую родину, они открывают перед собой больше возможностей реализовать свой спортивный потенциал и мастерство. Подобных примеров десятки, а то и сотни.

 

В отличие от других видов спорта, где для натурализации практически нет ограничений, футбол имеет четкие законы. Одним из таковых является вышеупомянутое правило пяти лет. Вдобавок к гражданству футболисту необходимо на протяжении минимум пяти лет проживать на территории страны, под эгидой которой он планирует выступать на международной арене. Впрочем, для этого пункта есть послабление. Это тот случай, когда родственные связи решают многое. Процесс натурализации может быть обращен в формальность в том случае, когда в желанной стране родились его биологические родители или дедушка с бабушкой. Других окольных путей к конечной точке не существует. В реальности же получается, что ФФК известен какой-то неведомый никому способ - как чужеземца мигом обратить в земляка.

 

Хочется верить, что все это делается исключительно во благо казахстанского футбола. Однако, как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. И что будет с казахстанским футболом, когда все тайное станет явным? Клубы получат немыслимое число технических поражений со счетом 0:3 в тех матчах, где играли неправильно натурализованные игроки. За незапланированными потерями очков пойдут финансовые санкции. Для сборной ситуация предвидится еще страшнее. Итогом пренебрежения правилами натурализации может стать отстранение от международных матчей на энное количество лет. ФИФА уже демонстрировала футбольному миру, насколько категоричной она может быть. В 2011 году Сирия имела неосторожность выпустить на поле игрока, которому главный футбольный орган не давал разрешения на смену гражданства. Из-за одного игрока сборная была исключена из отборочного цикла. А сколько таких игроков уже заиграно в нашей сборной? Как показательный пример портал 365info берет вратаря «Актобе» и сборной Казахстана Андрея Сидельникова. Футболист приехал в Казахстан летом 2008-го, а в 2009-м получил гражданство нашей страны. Обращаясь к уже избитым правилам ФИФА, высчитываем, что начинать играть за нашу сборную он мог только в этом году. А дебют состоялся значительно раньше – в 2010-м году.

 

Пока Казахстан не представляет на международной арене никакой грозной силы. А что, если вдруг уровень нашего футбола ощутимо вырастет, и нас начнут бояться? В этом случае непременно найдется «доброжелатель», которому будет в радость покопаться в нашем грязном белье. И что, если он окажется чересчур внимательным и назойливым? Один донос куда надо - и всё! Весь прогресс казахстанского футбола, построенный руками легионеров, моментально рухнет. Быть может, сейчас самое время задуматься о высоком значении слова «гражданин»?

Поделиться
+1