Кто кусает почтальона

Почта не планирует поднимать тариф за доставку корреспонденции во время подписной кампании на будущий год, которая вот-вот стартует в том числе и в нашей области. Об этом во время «круглого стола» с руководителями региональных СМИ заявил Аблай Абишев, директор Павлодарского областного филиала АО «Казпочта». 

Новость, конечно, важная для СМИ, которые уже не первый год задыхаются от роста тарифов, и не только почтовых. С другой стороны, как сказала главный редактор газеты «Наша жизнь» Елена Васильченко, 65-67 процентов подписной стоимости газеты – как раз услуги по распространению издания. Это после последнего поднятия тарифов, и изданиям с каждым годом становится все труднее сводить концы с концами в бурном море газетного рынка. При этом почтовые отделения республики и нашей области в частности живут далеко не беззаботно. А. Абишев прямо говорил во время «круглого стола», что постоянный рост цен и тарифов, инфляция бьют и по подразделениям почты.

Все понимают, что в условиях инфляции надо поднимать зарплату персонала, однако как это сделать, если почтовые тарифы не покрывают затрат на транспортировку корреспонденции и зарплату тем же почтальонам? Базовая ставка почтальона, будете смеяться, 35 тысяч тенге. Можно, правда, иногда рассчитывать на премиальные, но для этого придется сильно постараться. А в селе заработки почтальонов и того ниже – у кого-то 80 процентов базового оклада, у кого-то – 50 процентов. Сплошь и рядом почтальоны в небольших селах получают на руки 15-18 тысяч тенге в месяц, это уж совсем никуда не годится. И здесь все зависит не только от длины маршрутов почтальонов, но и от количества экземпляров, которые приходится разносить, от объема других почтовых услуг. Почта собирается поднимать зарплату персоналу, но возможности здесь впрямую зависят от доходов. Главное, чтобы это помогло решить ещё одну проблему – исключить жалобы на несвоевременную доставку почты.

В целом считается, что АО «Казпочта» - организация со стопроцентным государственным участием – предприятие далеко не бедное, потому что оказывает финансовые услуги, входя в банковский сектор республики, а экспедирование, доставка пенсий – тоже чего-то стоят. Но в общей копилке «Казпочты» ручеек доходов от распространения и доставки корреспонденции становится все менее полноводным. В последние годы стала проявляться опасная для региональной прессы тенденция – тиражи наиболее популярных республиканских изданий постепенно растут, в то время как региональные издания медленно, но верно теряют позиции из-за распространения Интернета.

Однако и традиционные бумажные СМИ по-прежнему занимают довольно большую нишу на информационном рынке, а значит, проблемы их качественной доставки и распространения будут всегда актуальны для тех, кого распространяют, и для тех, кто распространяет издания. И участники «круглого стола» подчеркивали, что мы обречены на то, чтобы решать наши проблемы сообща, учитывая взаимные интересы.

Во-первых, кто только не ругал руководство почтовой службы за так называемую оптимизацию, то есть сокращение отделений почтовой связи, прежде всего в сельской местности. Но у почтовиков есть железный аргумент: им приходится работать в рыночной среде, в то время, когда в отличие от СССР или ряда других стран почта не получает дотаций и субсидий. А раз так, то любой нормальный хозяин позаботится прежде всего о том, чтобы отсечь убыточные сегменты своего бизнеса. Но никто полностью из сел не ушел. Почта ищет разные варианты работы, чтобы совсем уж не отгородить сельчан от почтовых услуг. Это не очень хорошо получается, но тут, как говорится, действуем в предлагаемых обстоятельствах. Надо учесть и то, что почтовые отделения стали сокращать не до того, как стало до обидного мало подписчиков, а именно потому, что их стало, как говорится, кот наплакал.

Выглядит вроде бы курьезно, но на самом деле довольно остро стоит на селе проблема собак, содержащихся без привязи либо вообще бродячих. Почтальон, заходя во дворы сельчан, нередко рискует быть искусанным. Почтальонов поначалу вооружали шокерами, которые оказались эффективным средством защиты от агрессивных псов. Однако вскоре полицейские заявили, что почталь­онам нет нужды носить с собой столь серьезное оружие. И шокеры отобрали, посоветовав заменить газовыми баллончиками, но не боятся собачки «черемухи», хоть ты тресни. Теперь почтальоны опять безоружны, и их безопасность впрямую зависит от того, насколько оперативно реагируют местные власти на жалобы почтовиков по поводу собак. А такая реакция не всегда бывает достаточно быстрой. А просто пристрелить бездомного пса тот же участковый полицейский не позволит. И правильно сделает – нельзя по закону в селе палить из ружей направо и налево. Вот теперь скажите почтовикам, что это несерьезная проблема.

А одна из самых острых проблем на селе – это бездорожье. Машины, перевозящие корреспонденцию и посылки, в прямом смысле слова работают на износ – весной и осенью на сельских и степных дорогах непролазная грязь, летом колдобины, превращающие ходовую часть автомобиля в хлам, а зимой – снежные заносы. При этом почту надо привезти строго по графику.

Это то, что касается села. Но ведь немало проблем возникло в реформенные годы и в работе городских отделений почты. Особенно в деле распространения подписных изданий. Прежде всего в городах скоро вовсе исчезнет такое понятие, как общие письменные ящики в многоквартирных домах. В свое время значительную их часть уничтожили сами местные жители, поэтому большинство старых многоэтажек стоят без ящиков, либо они имеют настолько жалкий вид, что физически не могут соответствовать своему прямому назначению. А если у меня нет почтового ящика, скажите – я буду выписывать газеты или журналы? Кстати, если в советское время ящики были собственностью почты, то есть государственной собственностью, то теперь они во владении жильцов. В новых домах батареи этих ящиков даже проектами не предусматриваются.

Как быть? Во время «круглого стола» прозвучало мнение – провести установку групповых, или антивандальных (а желательно именно такие иметь, хоть они и дорогие) ящиков. У меня лично другое мнение: если это дело доверить КСК – оно будет успешно похоронено в самом зародыше, как и немало других инициатив. Тут, видимо, надо искать какое-то смешанное решение – с использованием частичного бюджетного финансирования и участия жильцов. Да, есть определенные трудности в таком подходе, но проблема есть, ее надо решать, потому что одной розницей современные газеты вряд ли смогут удовлетвориться. Ведь это ненормально, если процентов 55 областной газеты, рассказывающей на 60-70 процентов о городской жизни, распространяется на селе и лишь 45 процентов в самом городе. Когда-то все было в обратной пропорции, и это были в смысле грамотности и информированности населения далеко не худшие времена.

Тезис об отмирании бумажной прессы как доводе о сокращении объемов работы для почтовиков тоже не выдерживает критики. Если взять такие страны, как Япония, США, Германия или Англия, которые, поверьте, в смысле компьютеризации намного нас опережают, то здесь развитие почтовых услуг не прекращается. Вместе с традиционными появляются новые, более современные, но почта в этих странах, кроме того, что субсидируется государством разными способами, остается чрезвычайно прибыльным бизнесом. Причем бизнесом государственно-частным, в котором прежде всего заинтересовано именно государство.

И если разобраться, то именно сейчас почте, как никогда прежде, требуется государственная поддержка, несмотря на то, что само акционерное общество имеет стопроцентное государственное участие. Этого, как показывает практика последних лет – практика растущих тарифов, которые уже отпугивают клиентов – явно недостаточно. Настало время аккуратно, адресно и вдумчиво субсидировать социально важные почтовые услуги, прежде всего доставку корреспонденции. Такие услуги должны быть привязаны к конкретным условиям. Ведь, согласитесь, есть разница в расходах доставки изданий в сельскую местность Павлодарского района или в какое-нибудь дальнее село Железинского, Баянаульского или Иртышского районов. Это к тому, что если будет принято решение о субсидировании, а такой проект, насколько стало известно, уже на рассмотрении в Правительстве, то надо субсидии вводить  в зависимости от реальных затрат по доставке.

Поделиться
+1