Плати налоги и дыми спокойно?

929 тысяч тонн выбросов в окружающую среду могут осуществить предприятия области за этот год, и это разрешенный лимит, который иногда, как оказалось, превышают. По данным департамента экологии по Павлодарской области, в 2013 году лимит эмиссий был почти на 23 тысячи тонн меньше. Но плата за эмиссии не выросла, а, напротив, платить стали меньше.

Понятно, что та же индустрия кормит регион, поднимает экономику, дает рабочие места, производит не только промышленную продукцию, но и социальные отчисления… Но, с другой стороны, область, будучи индустриальным центром страны, можно сказать, задыхается в пыли, золе и чуть ли не во всей таблице Менделеева. Понятно, что в такой ситуации любая информация экологического характера воспринимается населением особенно остро. На недавнем аппаратном совещании у акима области прозвучало: крупные промышленные предприятия в этом году платят за эмиссии ощутимо меньше – по итогам первого полугодия в бюджет поступило на 600 миллионов тенге меньше, в том числе вызвали вопрос платежи АО «Евроазиатская энергетическая корпорация».

Руководитель управления администрирования непроизводственных платежей и специальных налоговых режимов налогового департамента по Павлодарской области Галия Нурсиханова комментирует ситуацию так: «По Евроазиатской энергетической корпорации сложилась такая ситуация – у них в прошлом году произошло превышение лимитов по выбросам за счет угольного разреза. Но они сами указали в декларации это превышение и произвели плату за эмиссии в десятикратном размере. А в этом году выбросы в пределах лимита, и, естественно, будут платить меньше, чем в прошлом году. Здесь снижение произошло по этой причине. Хотя с углублением вскрышных работ на разрезе «Восточный» выбросов объективно становится больше, и уже сейчас наблюдается динамика роста платы за эмиссии по ЕЭК».

Речь же на недавнем совещании в области шла о снижении платы за эмиссии в целом по всем крупным предприятиям области, и в каждом конкретном случае тому есть объяснение. По АО «Алюминий Казахстана» и «Казахстанский электролизный завод» уменьшение выплат произошло за счет снижения объемов производства. Сокращаются объемы эмиссии и за счет осуществления на крупных предприятиях природоохранных мероприятий, установки высококачественных фильтров, модернизации, реконструкции. Фильтры нового поколения, заменившие старые, наиболее эффективны, они улавливают летучие вещества в пределах 99,7%, что снижает удельный вес выбросов в атмосферу. К примеру, золы и пыли, по которым полагается плата в размере 5 МРП за тонну, а с учетом увеличения ставки по нашему региону в два раза – 10 МРП, стало намного меньше. И, соответственно, увеличился показатель по золошлаку, а это уже отходы, и здесь налог начисляется по 0,33 МРП (по нашему региону – 0,66 МРП). Посчитайте, во сколько раз меньше исчисление платы за эмиссии из тех же, прежних, источников благодаря тому, что меняется категория выбросов. И такое сейчас сплошь наблюдается – по ГРЭС-1, ГРЭС-2, ПНХЗ, где идет модернизация производства, комментирует представитель налогового департамента.

А между тем контролируемых налоговым законодательством эмиссий с 2009 года по стационарным источникам осталось лишь 16 видов, в отличие от существовавшей ранее практики, когда плата за эмиссии исчислялась по всем ингредиентам путем перевода их в условные единицы. Впрочем, положение как с экологией, так и с налогами за выбросы можно улучшить, считают специалисты, если, как ранее, учитывать полный спектр ингредиентов – более 180, расширить перечень эмиссий по категориям.

– Согласно Налоговому кодексу департамент экологии и управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов ежеквартально предоставляют нам сведения по субъектам, получившим разрешения и действующим без таковых, в том числе превысившим лимит по выбросам. И мы учитываем эти данные, обрабатываем те сведения, которые к нам от них поступают, и никак не можем недорабатывать в этой сфере. Налогоплательщик сам указывает объем эмиссий, и он в ответе за его достоверность. Насколько достоверны сведения по объемам выбросов, указанных налогоплательщиком в декларации, мы можем проверить только документально. То есть камерально, путем сопоставления налоговой отчетности и полученных сведений, без выхода на проверку. В ходе документальной проверки мы можем привлечь экспертов, поскольку мы не специалисты в этой области. А рассчитывают экономический ущерб природе и вычисляют его объем, представляют сведения по результатам проверок в налоговые органы – природоохранные службы, – говорит представитель налогового департамента области. – К примеру, ГРЭС-1 в январе прошлого года столкнулась с такой проблемой – министерство отменило ранее выданное им разрешение, и получилось, что десять дней они осуществляли выбросы без разрешения. Таким образом, по результатам отработки сведений, представленных департаментом экологии, налоговыми органами обеспечено взыскание платы с ГРЭС-1 на сумму более 1,6 миллиарда тенге, в том числе пени – 210 миллионов тенге.

На совещании шла речь и о другом направлении пополнения бюджета – при имеющемся росте поступлений в бюджет по отдельным налогам ожидаемого темпа роста не наблюдается. Взять ту же ЕЭК – как пояснила Людмила Ишанова, руководитель налогового управления по городу Аксу, пока не оправдался прогноз по двум налогам в местный бюджет, индивидуальному и социальному, хотя зарплата работников производственных структур выросла на десять процентов. По словам Л. Ишановой, отсутствие темпа роста энергетики объяснили тем, что в прошлом году они привлекали людей со стороны на разные работы, а в этом – нет.

От самого акционерного общества на наш запрос по снижению платы за эмиссии и налогов в местный бюджет пришел ответ, подписанный вице-президентом по управлению человеческими ресурсами и социальным вопросам АО «Евроазиатская энергетическая корпорация» Т.В. Носачевой: «АО «ЕЭК» своевременно и в полном объеме исполняет налоговые обязательства в соответствии с Налоговым кодексом РК. Несоответствие факта уплаты налогов и платежей в бюджет суммам, запланированным налоговыми органами на 2014 год, ни в коем случае не означает, что предприятие «недоплатило» налоги в бюджет. Планирование, произведенное налоговыми органами на 2014 год, основывается на фактических данных предприятия за 2013 год. Однако в 2013 году имели место производственные факторы, отсутствующие в 2014 году, что должно было быть учтено налоговыми органами при планировании и, соответственно, отразиться на плановых показателях 2014 года. В текущих нестабильных рыночных условиях считаем некорректным осуществлять планирование и прогнозирование, исходя из данных предыдущих лет, без учета факторов, способных повлиять на производственно-хозяйственную деятельность предприятия в планируемом году. Еще раз акцентируем ваше внимание на том, что предприятие много лет остается добросовестным налогоплательщиком…».

Между тем, на мой взгляд, проблемы касаются в целом сферы налогообложения, и в первую очередь законодательного характера. Чего стоит лишь информация о сокращении спектра ингредиентов, по которым исчисляется плата за эмиссии. Возможно, это на совести депутатов-лоббистов?

Поделиться
+1