Благоустройство = снос деревьев?

В Павлодаре идёт уничтожение зелёного фонда в рамках благоустройства территорий некоторых учебных заведений. На глазах у студентов варварски выкорчёвываются многолетние, крупномерные, лиственные деревья. Пока потери исчисляются десятками. 9 октября павлодарские журналисты стали очевидцами сноса вполне здоровых клёнов во дворе Павлодарского химико-механического колледжа по ул. Торайгырова, 70. В считанные часы бульдозеры сравняли с землёй зелёный, тенистый сквер.

За последние месяцы настоящий лесповал прошёл на территории школы-интерната №2 по Катаева, 63, возле школы №18 по Геринга, 79 и теперь во дворе Павлодарского химико-механического колледжа. Похоже, что снос деревьев-крупномеров на пришкольных участках спланирован централизовано. Во всяком случае, работники школ поговаривают о том, что Управление образования наконец-то взялось за благоустройство и реконструкцию территорий, принадлежащих государственным учебным заведениям.

Двор Павлодарского химико-механического колледжа, 9 октября 2014 г.

Благоустройство и реконструкция – это замечательно. Никто не против. Но почему-то в Павлодаре эти слова зачастую связаны с предварительной зачисткой территорий от многолетних зелёных насаждений. Как это уже было во время реконструкции многострадального парка возле школы-лицея №37 по Ленина, 12. Если летом прошлого года здесь можно было погулять с детьми под тенистыми деревьями, то сейчас территория стала подобна выжженной пустыне, где негде спрятаться от палящего солнца.

Аналогичное «благоустроенное» запустение создано и вокруг памятника Калижану Бекхожину, установленного на улице Сатпаева, возле старинной мечети (ул. Ак. Маргулана, 138). Здесь под монумент была снесена половина сквера, срублены прекрасные, высокие клёны. Возле памятника установлены лавочки, на которых под палящим солнцем, опять-таки, не отдохнёшь. Уничтожен тенистый уголок возле фонтана музыкального колледжа по Торайгырова, 67. Раньше здесь над водой склонялись ветви клёнов, сегодня здесь бьёт современный цветной фонтан, влага которого на 40-градусном солнцепёке, увы, не спасает.

В то же время, отмечу, что к планированию скверов по ул. 1мая и возле памятника Валиханову и Потанину по Торайгырова архитекторы подошли с умом. Благоустройство удачно «вписалось» в уже существовавший ландшафт, зелёные насаждение не пострадали. Здесь даже дорожки были проложены по тропинкам, годами протоптанным горожанами. Это гуманный подход с заботой о людях. Чего нельзя сказать о вышеупомянутых проектах, повлекших снос деревьев. Здесь об удобстве людей никто не думал. Архитекторы, либо занимались своей творческой самореализацией, либо выполняли чей-то заказ по покрытию города тротуарной плиткой.

Вот так сносила дерево «специализированная организация»

Выскажу личное мнение, но современные «архитектурные изыски» мне напоминают евроремонт в квартире «нового русского» начала 90-х – также дорого, но типично и безвкусно. Взять, к примеру, те же типовые фонтаны, появившиеся в последние годы в Павлодаре, или типовую отделку сайдингом и алюкобондом фасадов зданий, которые есть в любом городе. В результате таких реконструкций Павлодар теряет своё индивидуальное лицо, свою историю. Недавно павлодарская общественность с содроганием узнала о предстоящей реконструкции Ленпарка.

У многих возник резонный вопрос: а что там, собственно, реконструировать? Парк и так самодостаточен: в нём есть и прекрасные, высокие деревья, удобные лавочки, детские и спортивные площадки, сцена. Территория освещена, поливается и прибирается. Кроме того, Ленпарк имеет историческое значение. К примеру, памятник Ленину здесь устанавливался на народные деньги, скульптуры животных и сказочных персонажей выполнены художниками из Ленинграда, деревья сажались людьми во время субботников. Здесь любила гулять Анастасия Цветаева и другие знаменитые павлодарцы. То есть – это по-настоящему народный парк, соответственно, решать его судьбу в праве только горожане, хотя бы на общественных слушаньях.

У меня иногда складывается впечатление, что у нас подобные проекты по реконструкции принимаются не по насущной необходимости, а только для освоения бюджета. Господа чиновники, если вы считаете, что Казахстан уже вошёл в тридцатку развитых стран и может позволить себе шиковать, разбрасывая народные миллионы на какие-то не первоочередные прожекты, то вы глубоко заблуждаетесь. В городе ещё полно не решённых жилищных, социальных, коммунальных проблем. Не нужно тратить наши деньги на их декорирование. Относительно возможной реконструкции Ленпарка официально заявляю: СМИ и общественность никаких сносов и глобальных перестановок там не допустит. Асфальтирование дорожек, косметический ремонт и реставрация скульптур – пожалуйста. Я сам готов выйти на субботник и помочь в этом.

Возвращаясь к сносу крупномерных деревьев, скажу, что так беспечно лишать горожан этого драгоценного зелёного фонда просто преступно. Не мне напоминать чиновникам, что Павлодар – это город с интенсивно развивающейся промышленностью и автотранспортом, а, соответственно, и высоким уровнем загрязнения воздуха. Крупномерные лиственные деревья очищают наш воздух, насыщают его влагой, защищают нас от жары, спасают почву от эрозии  и так далее. Ни какой кустарник, ни какие молоденькие ёлочки и сосенки, которые высаживают вместо снесённых лиственных крупномеров, этих задач решить не могут. На то, чтобы дерево в наших климатических условиях набрало рост и стало нам функционально полезным, уйдут десятки лет, а жить и дышать чистым воздухом павлодарцам надо сейчас.

Последствия схватки бульдозера с деревом

Взять, к примеру, снос деревьев возле Павлодарского химико-механического колледжа по ул. Торайгырова, 70. Там за раз было выкорчевано девять клёнов и три карагача. После того, как мы провели фотосъёмку этого лесоповала, к нам в редакцию с разъяснениями пришла женщина, представившаяся заместителем директора по учебной работе Павлодарского химико-механического колледжа. Своё имя она почему-то назвать побоялась. Женщина сказала, что выкорчеванные деревья были посажены ещё в 60-х годах, и предоставила нам разрешение на их снос, выданное городским Управлением ЖКХ и рекомендательный акт от Комиссии по зелёному фонду.

Под актом от 22 мая 2013 года стоят подписи трёх участников зелёной комиссии из шести. Остальные в течение года подписаться не удосужились или не захотели. Причины для сноса деревьев были указаны разные – рост под углом 45 градусов, угнетённое или засушливое состояние, произрастание с нарушением СНиП. Состояние остальных 17 деревьев Комиссия признала удовлетворительным. Однако, шести 25-30 летним тополям назначена глубокая обрезка, после которой они смогут прожить ещё пару-тройку лет, а потом наверняка будут определены на снос, как это уже было на территории ясли-сада №93 по ул. Ак. Бектурова, 73. Думаю, эта перспектива Комиссией была предусмотрена.

Меня лично поражает, с какой кажущейся лёгкостью зелёная комиссия раздаёт разрешения на снос и глубокую обрезку крупномерных лиственных деревьев. Хотя, она создана для их защиты. Юридическая состоятельность рекомендательного акта на снос и глубокую обрезку деревьев, выданного зелёной комиссией Павлодарскому химико-механическому колледжу лично у меня вызывает сомнение. Я уже не говорю о целесообразности этого мероприятия. Учебное заведение стоит близко к промышленной зоне, на оживлённой автомагистрали, где сильная загазованность. Его окна выходят на юг, значит, солнце будет палить весь световой день.

По словам представительницы колледжа, вместо лиственных деревьев будет посажена 21 ель. Приживутся ли они, и через сколько лет станут функционально полезны – это тоже вопрос. Также вызывает сомнение эффективность расхода бюджетных средств. Была ли насущная необходимость полной реконструкции данной территории или можно было обойтись малыми затратами? Насколько нам известно, освобождённая от деревьев площадь будет покрыта тротуарной плиткой, здесь установят лавочки и фонари. Эти работы стоят миллионы тенге. Причём, начались они, как и заведено в Павлодаре, осенью. Не исключено, что подобная реконструкция пройдёт и в других учебных заведениях города.  

Моральная сторона сноса деревьев бульдозерами на глазах учащихся – это отдельная история. С одной стороны государство пытается привить детям заботу о природе, наверняка студенты химико-механического колледжа участвуют в отрядах «Жасыл Ел» и своими руками высаживает молодые деревца. А тут им преподносится урок реальной жизни – грубо уничтожается красивый, зелёный сквер. Бульдозер, который своим ковшом пытался сломать клён, растущий у стен колледжа, так усердствовал, что снёс часть облицовки здания. В итоге машина отступила, изуродовав живое дерево, которое смогло выстоять под напором грубого железа. Живучее дерево всё равно добили бензопилой.

В завершение, я хочу задать несколько вопросов руководству акимата города Павлодара, Управлению ЖКХ и представителям зелёной комиссии:

- Сколько деревьев в Павлодаре определено на снос в 2014 году?

- Сколько деревьев будет снесено в 2015 году?

- Можно ли остановить в Павлодаре массовую глубокую обрезку  деревьев и применять её лишь в крайних случаях к отдельным деревьям, назначенным на снос?

- Как ведётся учёт, списание и утилизация древесины, которую после глубокой обрезки вывозят из павлодарских дворов грузовиками?

- Какие работы входят в реконструкцию Ленпарка?

- В какую сумму обойдётся реконструкция Ленпарка?

- Кто выступил с инициативой реконструкции Ленпарка? Укажите конкретное должностное лицо или депутата.

Полученные ответы обязательно опубликуем.

Поделиться
+1