Защитнику Родины нужна защита

Призывали здорового парня, а демобилизовали инвалида. Павлодарец Самир Алиев со срочной службы в армии вернулся с увечьем. Теперь он передвигается с трудом, раненые ноги постоянно напоминают о том злополучном дне.

Рядовой Алиев служил в поселке Сарыозек. Несчастный случай произошел 6 февраля 2013 года. Солдат находился в КИВРе - кабинете информационно-воспитательной работы. Исполняя приказ комбата, он занимался заполнением журналов, необходимых для учений.

 В это время в кабинет зашли трое контрактников из смены - готовиться к наряду по роте. Они расположились неподалеку от Самира и начали снаряжать магазины своих автоматов.

- Эти контрактники просто не должны были там быть, - говорит Самир. - Такими вещами служащие занимаются в караульном помещении, но никак не в КИВРе. Это по уставу так.

Неожиданно у одного из контрактников возникла идея. Он предложил спор, своеобразный тотализатор: кто быстрее выполнит разборку-сборку Калашникова. Идея была одобрена. Военнослужащие сложили “банк” - по 5000 тенге с каждого - и принялись за дело. Один из спорящих, сержант-контрактник Асет Мукашев, неправильно начал разборку своего АК-74. Он сначала передернул затвор, а уже потом вытащил магазин. Нарушив порядок, он тем самым привел автомат в состояние боевой готовности. Выстрел раздался, когда Мукашев произвел контрольный спуск. Пуля прошла навылет через обе ноги рядового Алиева, переломав ему кости. Спорящие даже не сразу поняли, что солдат ранен.

- Мне помогло то, что я по образованию медицинский работник. В этот момент я действовал на автопилоте, - вспоминает пострадавший. - В первую очередь проверил, целы ли кости. После снял ремень и пытался наложить жгут. Но из-за обильного кровотечения у меня уже не хватало сил, чтобы хорошенько его затянуть. К тому времени в кабинет прибежало уже много людей, поэтому со жгутом мне помогли.

Раненного госпитализировали в военный лазарет. Там же и сделали операцию. Солдат потерял много крови и пролежал без сознания почти четверо суток. После чего началось самое интересное. По словам Самира, военные, чтобы снять с себя ответственность и спустить дело на тормозах, сами составили заявление, cуть которого сводилась к тому, что Алиев никаких претензий к армейским командирам и армии в целом не имеет. Первую бумагу Самиру подсунули, когда тот еще не успел отойти от наркоза. Он рассказал, что на протяжении всего пребывания в госпитале на него оказывалось давление.

- Я помню, как потом увидел заявление, - говорит Самир. - Подпись только отдаленно напоминала мою. Просто тогда я даже толком подпись не мог поставить, настолько был слаб физически. Мою палату часто посещали офицеры: майоры, подполковники. Приносили с собой разные бумаги, которые я должен был подписывать. В то время я постоянно находился под давлением со стороны военных. Говорили, мол, “не рыпайся, спокойно дослужи”. Мне было очень плохо физически и тяжело морально. Я боялся, что если не буду делать то, что они мне говорят, то могу запросто не вернуться домой.

Почти полгода Самир Алиев провел в различных госпиталях, проходил комиссии у более чем сорока различных врачей. В итоге рядового признали-таки негодным к строевой службе в мирное время и демобилизовали.

Итак, спустя почти полгода после ранения рядовой Алиев был отправлен домой. Первый иск на министерство обороны семья подала сразу же, когда Самир поехал домой, в Павлодар. По словам родителей, они боялись предпринимать какие-либо шаги до того, как станет окончательно известно, что их сын вернется домой. Полтора миллиона тенге в качестве компенсации физического и морального вреда - такая сумма значится в иске. Позже в суде представитель ответчика попросит судью отказать Алиевым в удовлетворении иска, аргументируя это тем, что с момента нарушения их прав прошло более трех месяцев (ч. 1 ст. 280 ГПК РК). Суд отказал.

- Мало кто решился бы сразу судиться в подобной ситуации, - рассказывает Самир. - Когда все близкие люди, готовые поддержать, находятся за многие километры от тебя, а вокруг те, на кого ты и собираешься подать жалобу.

Между тем, в это время состоялся судебный процесс над Асетом Мукашевым. В апреле военный суд Талдыкорганского гарнизона признал его виновным по статье 390 УК РК - нарушение правил обращения с оружием. В качестве наказания сержант получил ограничение по воинской службе сроком на один год с удержанием 15% его денежного содержания в доход государства.

Обратите внимание, ни слова нет о том, что от этого “нарушения правил обращения с оружием” пострадал человек.

А родители Самира Алиева, получив “от ворот поворот” сначала в астанинском военном суде, а после этого еще в двух залах правосудия, намерены добиваться справедливости до конца.

- Если и в кассационном в удовлетворении иска откажут, то будем жаловаться в Верховный суд Республики Казахстан, - делится намерениями Дана Алиева, мать Самира. - Мы уверены в своей правоте и сдаваться не собираемся.

Спустя полтора года последствия ранения продолжают мучить молодого человека. Сейчас Самир хромает. О том, чтобы вести полноценную для молодого человека жизнь, речь даже не идет. Скорее всего, раны, полученные солдатом в мирное время, будут мучить его всю оставшуюся жизнь.

- Наш сын был призван служить, отдать долг Родине. А согласно Закону РК “О воинской службе”, каждый военнослужащий находится под защитой государства на время прохождения службы, - рассуждает Дана Алиева. - Он же не просто паренек с улицы, который зашел в часть. Мой сын служил. И непосредственно в тот вечер он выполнял приказ. Что мы имеем сейчас? Мужчина, который в 22 года стал инвалидом и теперь всю жизнь будет хромать. Потраченные деньги на лечение. А сколько мы с мужем потеряли нервов за все это время? Это нам кто компенсирует? Что это за защита государства такая?

В настоящее время Алиевы ждут повестку из кассационного суда. Дата процесса пока неизвестна. Иск подали в мае, но ответ еще не получили. Несмотря ни на что, семья ждет и верит, что в конце концов они добьются справедливого вердикта. 

 

Поделиться
+1