На следующей неделе перевозчики Павлодара намерены подать очередную, третью в этом году, заявку на повышение стоимости проезда в городском общественном транспорте. Две предыдущие попытки были безрезультатными, однако транспортники заявляют: им необходимо покрывать убытки после девяти месяцев работы, когда они возили льготников за свой счет по договору с акиматом Павлодара.

В этом году перевозчики, обслуживающие автобусные маршруты Павлодара, не получали из бюджета компенсации за перевозку льготных категорий, а таких 15. Ход конем сделали власти областного центра: по словам председателя Альянса перевозчиков Павлодарской области Василия Рудакова, они включили в условия тендеров обязательный пункт – для определенных категорий граждан сохраняется льготный проезд за счет самого перевозчика. Не принимаешь этих условий – не участвуешь в конкурсе, не работаешь вообще. Естественно, поставленные в безвыходное положение транспортники согласились на такие требования. 

- Мы добились того, что на нашу ситуацию обратила внимание прокуратура, - рассказывает Василий Рудаков. – Включение в обязательные условия конкурса требования за счет перевозчиков сохранять льготный и бесплатный проезд – незаконно. По Закону «Об автомобильном транспорте» такое бремя лежит на местных исполнительных органах. То есть если городские власти хотят предоставлять льготный проезд пенсионерам, инвалидам и другим категориям граждан, то они должны предусматривать на это средства.

К слову, прежде такая компенсация перевозчикам выплачивалась, к примеру, в 2013 году - 210 миллионов тенге. В конце нынешнего года город прокуратуру услышал: на последней сессии гормаслихата уже нашли средства – более 56,7 миллиона тенге выделили для перевозчиков на четвертый квартал этого года, почти 34 миллиона из них - именно для автобусников. Эти деньги разделят пропорционально объемам перевозок на автобусных маршрутах среди четырех фирм, причем, как говорит В. Рудаков, сами перевозчики между собой договариваются легко, правда, средства пока не поступали. Компенсировать затраты предыдущих девяти месяцев, похоже, никто не планирует. В. Рудаков считает, что на плечи именно автобусников легло бремя как минимум в 110 миллионов тенге.

Справедливости ради стоит отметить, что толковых расчетов - кто и сколько павлодарцев перевозит, сколько зарабатывает и тратит - нет. По приблизительным данным, городской общественный транспорт областного центра в месяц перевозит до пяти миллионов пассажиров, сколько из них льготников - неизвестно.

В городском отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог всю эту ситуацию видят немного иначе, считая, что перевозчиков никто не заставлял работать в нынешних условиях, и они сами согласились возить льготников за свой счет. Соответствующее дополнительное соглашение заключили все фирмы, обслуживающие автобусные маршруты.

- В декабре 2013 года согласно Гражданскому кодексу между отделом ЖКХ и транспортными фирмами было заключено дополнительное соглашение о безвозмездной перевозке последними  льготников в 2014 году. Гражданский кодекс превалирует над Законом «Об автомобильном транспорте», поэтому ничего незаконного в нашей работе не было, если две стороны - акимат и перевозчики - договорились об условиях работы, - рассказывает руководитель сектора транспорта отдела ЖКХ Марат Асылбеков. - Другое дело, что сами транспортники поняли, что это слишком затратно для них, и обратились с тем, чтобы город предоставил компенсацию, тем более что в этом году депутаты маслихата дважды откладывали рассмотрение заявки перевозчиков на повышение тарифа. Именно поэтому аким города счел нужным выделить средства на четвертый квартал, что и было утверждено на сессии гормаслихата, да и на 2015 год компенсация также будет предусмотрена.

Уже на следующей неделе транспортники направят в акимат заявку на повышение стоимости проезда – третью в этом году. Аргументы у них все те же – затраты растут: в феврале случилась девальвация, подорожали все запчасти, потому что они заво­зятся к нам в основном из России и Китая, плюс ко всему сейчас и топливо выросло в цене.

– Мы опять представляем заявку со всеми расчетами, с экономическим обоснованием, - продолжает В. Рудаков. - Предлагаем повысить стоимость проезда до 70 тенге, но это наше предложение, а ответ должны дать городские власти. Но мы ждем квалифицированный ответ, с такими же весомыми аргументами, как у нас. Рассчитают они, что объективно наши затраты возросли до 60-65 тенге, пусть принимают такое решение, но ведь сейчас мы получаем не ответы, а отписки. На наши предыдущие обращения акимат отвечал, что направил данные в маслихат, а маслихат – что в отдел ЖКХ.

Что ответят на заявку транспортников на этот раз, сказать трудно. Однако известно, что по заказу городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог анализ рынка перевозок будет проводить ТОО «Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций»  – НИИ выиграл конкурс на этот мониторинг, причем за свои услуги получит 36 миллионов тенге.

Правда, по словам В. Рудакова, транспортники сомневаются в анализе:

- Мы на днях встречались с представителем этого института, он рассказал о методиках, индикаторах расчетов, которые они должны сделать для города. Как выяснилось, при подготовке документации организатор конкурса не включил многие требования к такой работе. Например, не требуются от института расчеты определения тарифа в общественном транспорте Павлодара, не будут изучены пассажиропоток льготников, чтобы вычислить сумму необходимых компенсаций, и пассажиропоток в садоводства, не произведут анализа экономической целесообразности продления городских маршрутов до дач. Словом, павлодарские нюансы останутся вне исследования.  За что платить тогда 36 миллионов? А ведь в 2007 году подобное исследование проводил наш местный вуз за 1,8 миллиона тенге с самыми подробными деталями, актуальными для Павлодара.

Кстати, В. Рудаков добавил, что алматинские исследователи могут произвести все необходимые расчеты, но за отдельную плату.

В городском отделе ЖКХ рассказали, что в этом конкурсе участвовали четыре фирмы, три из них - павлодарские, но выиграли алматинцы, которые, кстати, самые опытные. Работать в Павлодаре исследователи будут девять месяцев (в этом и следующем году), за это время они должны изучить пассажиропоток на всех маршрутах, провести оптимизацию маршрутной сети, проверить пропускную способность городских улиц, и деталей в итоге будет масса, вплоть до того, где и как нужно располагать автобусные остановки. Действительно, конкурсом не охвачено исследование пассажиропотока льготников, потому что это очень трудоемкая работа: получается, что в каждом автобусе нужно будет считать каждого пассажира, - кто и сколько платит. Правда, в следующем году могут рассмотреть возможность заключения дополнительного соглашения, чтобы произвести такое исследование. С алматинским институтом обсуждается вопрос, чтобы его сотрудники все-таки составили расчеты стоимости тарифа, а также исследовали перевозки до дач, тем более что они вынуждены будут анализировать все маршруты автобусов, которые летом в обязательном порядке продлеваются до садоводств.

Конечно, перевозчики, заявляя о необходимости повышения тарифа, не планируют ждать девять месяцев до окончания исследований. А вот простые горожане наверняка на это и надеются, ведь 50 тенге за поездку и 70 - большая разница, которая реально ударит по карману.

Поделиться
+1
Алексей

A-lex20 ноября 2014 8:38

прежде такая компенсация перевозчикам выплачивалась, к примеру, в 2013 году - 210 миллионов тенге.

О_о всмысле в день катается примерно 10 460 льготников? и это я считаю по текущей полной стоимости

ion

ЖеньШень20 ноября 2014 8:51

A-lex, а "налог" с компенсации заплатить?

Татьянка

ZanoZa20 ноября 2014 9:24

A-lex, как ты вышел на число 10 460? по 55 тенге за проезд что ли?

MaXxX

kipishock20 ноября 2014 9:34

Странно, при условии что 210 000 000 - 32%(налог) / 50 (проезд)/365 (дней)/2(две стороны) = 3 912 льготников, как бы не шибко много, хотя с налогами можно еще поиграться, +- полторы тысячи выйдет)

Человек

Ronik 2.020 ноября 2014 9:49

A-lex, а что не так? или за несколько месяцев моего отсутствия в павлодаре исчезли тысячи бабушек, дедушек, инвалидов и прочих?

Алексей

A-lex20 ноября 2014 9:55

Ronik 2.0, ну, не 10 же тысяч в день, хотя да, я туда обратно забыл разделить :)

Алексей

A-lex20 ноября 2014 9:57

мне тут последние две недели приходится на трамвайчике ездить и я вот думаю, а почему люди тупо выбрасывают билет. а не отдают его следующему входящему? О_о только представьте, вы садитесь в трамвайку, а вам билет на халяву :) самое главное предъявить то нечего контролеру, ну да, я только вошел, но билет то вот! :)

Галина

avgusta20 ноября 2014 10:00

A-lex, помню: когда были талончики на проезд и их надо было пробивать .... мы так и делали- отдавали входящему:))но тогда не было кондуктора

Человек

Ronik 2.020 ноября 2014 10:08

A-lex, ну в павлодаре населения около 350 тыс человек так?, из них наверно 20% льготники, это примерно выходит 70 тыс человек... все логично...

kalmik

kalmik20 ноября 2014 10:11

Друзья я вас не пойму, вы здесь интересы дедушек и бабушек защищаете которые привыкли ездить по льготным расценкам или Рудакова, который постоянна требует повысить тарифы! Если бы перевозчикам было бы не выгодно они бы давно уже ушли с этого бизнеса, а рас они еще здесь, то значит, что, что они себе в убыток не работают. Да и вообще, по сравнению с другими городами у нас тариф на проезд самый низкий и хвала властям, которые не позволяют ему повыситься!

Стас

Шайтанчик20 ноября 2014 10:12

kalmik, это да

Стас

Шайтанчик20 ноября 2014 10:14

A-lex, вот изза твоей математики я и призываю в соседней теме не верить источнику

Илья

LEVsha20 ноября 2014 10:52

Не зарекайтесь за самый низкий тариф. Ещё весной в Актюбинске автобус стоил 45 тенге, а бешеные маршрутки 55.

MaXxX

kipishock20 ноября 2014 11:03

A-lex, Учась в универе, мы так с парнями и делали, встречали выходящих из трамвая пассажиров и просили билет, потом садились в трамвай (благо к вечеру он был забит) и ехали себе спокойно домой, не опасаясь контролера и кондуктора)

kalmik

kalmik20 ноября 2014 11:08

kipishock, А мы бывало зимой просто за трамвай сзади цеплялись и билет не нужен был))

Стас

Шайтанчик20 ноября 2014 11:18

не наи*ёшь - не проживешь. Это у нас в крови

MaXxX

kipishock20 ноября 2014 11:42

Шайтанчик, Ну я согласен, если бы до сих пор я так делал, а только потому, что стипендия в 1000 тенге и проезд в 20 с чем то, не могли покрыть мои расходы на проезд. Если государство меня нае***ет, то чем я отличаюсь от него?

call_the_police

call_the_police20 ноября 2014 17:08

пока автобусники не согласятся на фискальные отчеты за проезд, ценник не подынимать. я до сих пор не могу забыть в Белуруси уже в 2007, в каждой "маршрутке" стоял такой аппаратик. и стоя никто не ездит. и почему у нас разница между маршрутками и автобусами? как разница еде т по маршруту одному и тому же например 7 или 3, спринтер, газель, или маленький китайский автобус? где эта разница между автобусом и маршруткой? почему никто не проверяет, как ездят маршруты после 21-00. я согласен даже на "ночной" тариф, но чтобы транспорт ездил. после 9 я даже не пытаюсь идти на остановку, сразу вызываю такси. в этой сфере нужен контроль.