22 миллиарда тенге было выделено области в этом году на строительство объектов, реконструкцию, благоустройство и инфраструктуру. Деньги немалые, да и цели благородные. Но, как показывает практика, именно в строительной отрасли немалые средства регулярно остаются неосвоенными, нынче смело можно назвать сумму в 2,5 миллиарда тенге. Но только ли строители недорабатывают?

 

Мелкие нарушения – долгие тяжбы

Две школы в области можно назвать долгостроями в первую очередь по вине бывшего управления строительства. В Павлодаре на улице Ворушина возводится школа на 1200 мест, стоимость проекта – более двух миллиардов тенге, другая в Кенжеколе – на 600 мест, она обойдется республике в 723,7 миллиона тенге. Еще в 2013 году строительство обоих объектов было приостановлено инспекцией по финансовому контролю – по словам Кайроллы Елеукенова, исполняющего обязанности руководителя отдела капитального строительства управления, в связи с нарушениями в проведении госзакупок. В управлении говорят, нарушения были незначительными, в части объявления лотов, но тем не менее был затяжной судебный процесс. С другой стороны, подрядная организация «Потенциал-МС», которая строит Кенжекольскую школу, испытывает трудности с рабочими кадрами, со специалистами. Строительство идет на уровне третьего этажа, выполнено лишь 60 % работ, остались неосвоенными почти 209 миллионов тенге. Надежды сельчан получить новое здание к концу года не оправдались.

 

«Подрядный договор на строительство школы в Кенжеколе в течение восьми месяцев при условии свое­временного и полного финансирования подписан 20 марта 2013 года. Но разрешение на начало работ от департамента госархстройконтроля и лицензирования мы получили только 23 апреля, а уже 8 мая специализированный межрайонный экономический суд по обращению финконтроля приостановил строительство объекта. Судебный процесс длился полтора года, – говорит владелец ТОО «Корпорация «Потенциал-МС» Сергей Мирошников. – Судились госорганы – управление, инспекция, а потом вмешалась прокуратура. Получив указание приостановить работы, мы, на свой страх и риск, все же продолжали потихоньку строить, поскольку уже была завезена часть строительных материалов. Однако когда нет финансирования, мало оборотных средств, особо не разгонишься».

 

Но, как говорится, взялся за гуж – не говори, что не дюж. В соответствии с новым законом о госзакупках услуги оплачиваются по факту, и 30 % денег, если даже они успели упасть на счет фирмы, замораживаются до полного окончания работ, еще пять процентов удерживается до получения акта госприемки. И в этих условиях фирма должна бы располагать своими оборотными средствами.

 

По словам С. Мирошникова, постановление кассационной коллегии областного суда, «размораживающее» объект, вынесено лишь 16 сентября 2014 года. «Сезон, когда можно вести ряд строительных работ, был упущен. Работы на объекте неоднократно приостанавливались по не зависящим от ТОО обстоятельствам, графики работ и финансирования были нарушены, соответственно, сроки строительно-монтажных работ продлены, и теперь уже мы просим перенести финансирование на 2015 год. Но мы готовы закончить объект уже в мае, если вопрос с финансированием решится», – говорит владелец фирмы. В управлении же мне называли другой срок – август 2015 года.

 

«Дополнительным соглашением между управлением и ТОО на ноябрь-декабрь этого года утверждена сумма в 208,8 миллиона тенге, на 2015 год – 54,3 миллиона, при этом речь о возврате неосвоенных (не по вине подрядной организации) почти 89 миллионов тенге за 2013 год почему-то не идет, – утверждает главный бухгалтер компании Лейла Юсубова. – Мы и так не вписываемся в смету объекта, которая была составлена до февральской девальвации. На отдельные виды работ в смете заложены просто мизерные суммы, а потенциальные субподрядчики просят в несколько раз больше».

 

Но руководитель управления утверждает: «Ни о каких долгах перед ТОО «Потенциал-МС» не может быть и речи», – и предъявляет мне то самое допсоглашение. Здесь приведены совсем другие цифры – фирмой уже получено 372 миллиона тенге, на этот год осталось 208,9 миллиона, на следующий год – 142,3 миллиона тенге, итого как раз выходит стоимость проекта – 723,7 миллиона тенге. Соглашение подписано руководителем ТОО.

 

У городских коллег по несчастью примерно те же проблемы. Строительство школы по улице Ворушина приостановили в 2013 году, подрядная организация ПК «СДЕ» (г. Семей), пережив судебный процесс, возобновила возведение объекта в этом году. К сожалению, объект печально известен павлодарцам не только срывами графика и большими откатами, но и обрушением бетонного перекрытия на одном из участков прямо в ходе строительства. В этом году неосвоенным остается пока 131 миллион тенге. Сдача объекта в эксплуатацию намечена лишь на декабрь 2015 года – на год позже первоначального срока.

 

Тут руководитель ведомства проводит параллель – с мая по ноябрь здесь выполнены работы на 800 с лишним миллионов тенге, чего не сделал по Кенжекольской школе «Потенциал-МС». За два с лишним месяца после получения разрешения фирма не освоила ни копейки.

Чему учат проектировщиков?

Остаются не завершенными два проекта в аграрном секторе. Как известно, госпрограмма «Дорожная карта бизнеса-2020» обещает построить за казенный счет инфраструктуру к объектам предпринимательства. Так, в программу включена реконструкция орошаемого участка площадью 1,8 тысячи гектаров в КХ «Андас» Павлодарского района. У подрядной фирмы «Айсу-Мелиорация» возникли проблемы из-за многочисленных ошибок, допущенных, по словам чиновников, проектировщиками. И хотя на сегодня, опять же по их словам, ошибки исправлены, и 61 миллион тенге будет освоен до конца года, довести объект до ввода в эксплуатацию не удастся. Случится это только следующей весной, когда можно будет испытать водопровод на деле и госкомиссия подпишет акт о госприемке.

 

К сожалению, часто приходится писать о плохом качестве проектирования объектов водоснабжения. И я не удивилась, когда назвали аналогичный объект, строительство которого задерживается, вернее, трех объектов – оросительной системы, насосной станции и ЛЭП для КХ «Алтынды» в селе Башмачное Железинского района. Автор проекта – ТОО «Геостройпроект», свой выбор именно на нем остановило КХ «Алтынды». Подрядная фирма ТОО «Казахстанская стройгруппа» не может завершить строительство водопровода. По словам Лейлы Оразбаевой, директора строительной фирмы, объем работ большой – необходимо обводнить тысячу гектаров КХ «Алтынды», и на это по договору осталось всего два месяца. К тому же выяснилось, что изменилась трассировка. И чтобы не обводнить соседний, чужой участок, пришлось полностью менять проект с последующим получением заключения госэкспертизы, и это затягивает реализацию проекта. «В связи с этим нужно менять сроки строительства в договоре», – говорит руководитель подрядной фирмы. Она готова добиваться этого через суд. Таким образом, завершение проекта состоится лишь через год. Из общей стоимости в 911 миллионов тенге освоено лишь 70 миллионов, до конца года предприниматель обещает выполнить работы еще на 298 миллионов – новое заключение госэкспертизы, по словам Лейлы Оразбаевой, уже получено. На следующий год остается 527,3 миллиона тенге.

 

Даулет Мустафин согласен с тем, что договор по Башмачному некорректен: «Проектная организация почему-то указывает такие сжатые сроки, а Госэкспертиза не замечает этого и дает добро! Но финансирование рассчитано на два года… Да, вот такие нестыковки встречаются в нашей отрасли».

 

Сначала инфраструктуру!

Впрочем, есть проблемы и с проектом государственной важности. Речь – о свободной экономической зоне Павлодара. Здесь реализуется ряд инвестиционных проектов по производству химической продукции, некоторые из них – единственные в республике. Предприятия частные, но в соответствии с законодательством о СЭЗ бюджет берет на себя обеспечение их инфраструктурой, и вот тут-то начинаются проблемы. Электро- и водоснабжение, канализация, очистные сооружения – на все это области выделено на этот год 3,5 миллиарда тенге, но неосвоенными из них остаются более двух миллиардов, а уже конец ноября. Нынешнее Послание Президента большей частью посвящено роли инфраструктуры для экономики, бизнеса, а о важном значении самой СЭЗ для экономики области уж и говорить нечего, да вот не успеваем обеспечить ее всем необходимым в запланированном объеме.

 

Причин отставаний строителей от графиков, по словам руководителя управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог области Даулета Мустафина, несколько. Во-первых, в первом квартале прошла реорганизация госоргана: два управления объединены в одно – теперь ведомство курирует не только строительную отрасль, но и пассажирский транспорт и автомобильные дороги. Счета были заморожены, тендеры на госзакупки стали проводить только с конца апреля, соответственно, сами госзакупки прошли поздно. И это – объективная причина. Но это не единственное, что привело к таким результатам. Вызывает тревогу качество проектов, слабая дисциплина в вопросах их согласования с различными структурами. К примеру, по объектам той же СЭЗ возникает немало волокиты – подрядные фирмы проектируют новый объект, а по его участку проходят действующие сети АО «Каустик», то есть авторы не согласовывают свои проекты детально. Зачастую камнем преткновения становится качество самих проектов, признаются чиновники. Низкий уровень проектной работы, нестыковки, некорректность расчетов – явления в строительстве частые.

 

Отдать подряд в надежные руки

Итак, по названным ведомством объектам неосвоенными остаются более двух с половиной миллиардов тенге. По другим нет отставания, говорят чиновники. К примеру, павлодарская фирма «Портал-ПВ» возводит пристройку к перинатальному центру. Объект будет сдан досрочно – в июле 2015 года вместо обозначенного срока – 23 октября 2015 года, утверждает учредитель фирмы Магдан Ичиев. Досрочно в этом году фирма сдавала в эксплуатацию и Майкаинскую школу. Правда, и успешные подрядчики нередко сталкиваются с проблемами. Предприниматель говорит о сложности получения техусловий у монополистов для подключения возведенного объекта к тепло-, водо-, и электроснабжению, которые выдаются только на полгода.

 

И проектов, и подрядчиков много, что, конечно, радует – находим деньги на улучшение качества жизни людей, на поддержку бизнеса и строим, но то, как это делается, не всегда нас устраивает. К сожалению, ни один год в области не обходится без долгостроев. Даже если предположить, что в следующем году тендеры и госзакупки чиновники проведут своевременно, без ошибок и судебных тяжб, то все равно остается вероятность некачественного проектирования объектов, недобросовестного отношения со стороны подрядчика, который возьмется за заказ, не обладая достаточным для этого потенциалом. По словам того же Сергея Мирошникова, строителей не хватает у всех, не только у него. Хотя при большом желании их можно найти, но вот беда – зарплата, заложенная в смете объекта, не располагает к качественной работе, привлечению хорошей субподрядной организации. (И вправду непонятно: почему построить школу на 600 мест стоит 723,7 миллиарда тенге, а на 1200 мест – почти в три раза больше).

 

Значит, стоимость объекта, сроки работ и другие составляющие проекта должны быть рассчитаны корректно, в случае чего любая ошибка должна быть исправлена Госэкспертизой. Единственно правильным мне показалось ужесточение требований к госзакупкам, что служит хоть какой-то гарантией сохранности государственных денег, выделяемых на строительство объектов. С другой стороны, почему на конкурс допускаются мелкие строительные фирмы, не имеющие собственных оборотных средств?

 

«Предпочтение нужно отдавать местным подрядчикам, у которых и кадров хватает, и техники. Все долгострои области в руках фирм извне, – говорит по этому поводу Магдан Ичиев. – И, конечно, оборотных средств должно быть достаточно, об этом нужно позаботиться до того, как зайдешь в проект. Хорошо продуманная организация работ, внутренняя культура решают все – кто-то на заработанные на предыдущем объекте деньги покупает квартиры, машины. А другие инвестируют в технику, оборудование, заработную плату сотрудников, и тогда выполнить качественно и в срок следующий заказ не составляет труда».

 

Даулет Мустафин называет три кита качественного строительства – хороший проект, хорошая экспертиза, хороший подрядчик. Согласимся, но и искать причины неудач, анализировать, выработать системный подход к делу в тесном сотрудничестве с заказчиком – тоже задача администратора программы, разумеется, кроме конт­роля и координации работ, если он не равнодушный посредник и сторонний наблюдатель.

Поделиться
+1