На каждый автобус большой вместимости в Павлодаре приходится два маршрутных такси, ни в одном городе Казахстана нет такого соотношения – 193 против 394, между тем в стране вообще запрещена перевозка пассажиров на городских маршрутах транспортом с одной дверью. Более того, у некоторых перевозчиков Павлодара просто нет никакой базы для того, чтобы заниматься такой работой, считает заместитель директора Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Байболат Баймаханбет.

Сейчас этот научный институт занимается исследованием пассажирских перевозок в Павлодаре – такой конкурс объявил городской отдел ЖКХ, и из бюджета на эти цели предусмотрено 36 миллионов тенге. Начало работе положено: с 5 ноября в Павлодаре первичным обследованием занимались четыре специалиста института.

– Мы посетили все девять предприятий, которые занимаются перевозками на городских маршрутах, включая трамвайное управление, – рассказывает Б. Баймаханбет. – Ряд из них я назвал бы дилетантами, например, ТОО «РАС», ИП «Кусаинов» – у них вообще нет ничего, они по сути просто занимаются продажей путевых листов для посторонних водителей. Мы разговаривали с руководителями, правда, в ответ слышали – мы недавно открылись, нам не нужна ремонтная база, потому что в городе много СТО, и так далее. Но база нужна – это требование законодательства!

Пассажирские перевозки в стране регламентируются Законом «Об автомобильном транспорте», Правилами перевозок пассажиров и Правилами технической эксплуатации подвижного состава, которые утверждены Правительством.

– У предприятий, осуществляющих внутригородские перевозки, должны быть ремонтная база, гаражно-техническое оборудование, станки, контрольно-технический пункт, чтобы перед выездом на маршрут ежедневно проверять машины, чтобы проводить предсменный и послесменный медицинский осмотр водителей, – продолжает Б. Баймаханбет. – У меня сложилось впечатление, что в Павлодаре по этим параметрам отсутствует контроль, ведь прежде чем привлечь к перевозкам ту или иную фирму, городские власти должны были комиссионно выезжать на базы транспортников, учитывать наличие и техники, и персонала. Мы везде побывали, все сфотографировали, будем делать выводы и рекомендации, состоялась у нас беседа и с акимом города.

Есть у аналитиков нарекания не только к самим перевозчикам, но и к городскому отделу ЖКХ. В ноябре сотрудники института уже объехали все 35 городских маршрутов, провели полную видеозапись и теперь говорят, что Павлодар для общественного транспорта не оборудован.

– Во-первых, маршруты часто дублируют друг друга, поэтому идет борьба за пассажиров, что негативно влияет на безопасность на дорогах,  – рассказывает Б. Баймаханбет. – Во-вторых, хромают вопросы благоустройства. Для каждой остановки предусматривается карман, павильон ожидания с тремя стенками и крышей, чтобы можно было укрыться от осадков, ветра, жары (для вашего климата это очень актуально), лавочка, урна, табличка с номерами маршрутов, датой начала и окончания движения, с интервалом между автобусами. Нередко в Павлодаре всего этого нет, особенно на окраинах. Что говорить, если даже названия на остановках не указаны, а в схемах они называются по-разному: у одной и той же остановки по три-четыре названия, например, по улице Торайгырова – «Музколледж», «Кинотеатр «Октябрь», «Славянский центр», «Рубиком». Встречаются и нарушения СНиПов, по требованиям которых расстояние между остановками в городе должно быть 400 метров, у вас же они расположены намного ближе друг к другу, поэтому и не благоустроены, могут быть небезопасны.

Кстати, не созданы условия и для комфортной работы самих водителей и кондукторов: на конечных остановках зачастую не увидишь ни туалетов, ни кафе. Но есть у нашего города, по мнению Б. Баймаханбета, и положительные стороны. В первую очередь – широкие, хорошо спланированные улицы. Немаловажно, что в Павлодаре развито трамвайное движение (это экологически чистый транспорт), которое охватывает многие районы, причем движение ведется с раннего утра и до позднего вечера (автобусы и маршрутки в этом показателе очень проигрывают – прим. авт.). Примером для автомобильных перевозчиков представитель алматинского института назвал ТОО «Павлодарский автокомбинат» – здесь есть и вся необходимая база, и должный контроль.

Основная работа в рамках исследования начнется, скорее всего, уже в следующем году, пока же погода может сказаться на организации этой деятельности, потому что предстоит провести так называемый натурный подсчет. Смысл его в том, что в автобусе возле каждой двери будет находиться счетчик – человек, который должен фиксировать, на какой остановке в какое время сколько пассажиров заходит, сколько выходит. Это очень скрупулезная работа, требующая немалых затрат как финансовых, так и времени.

– Почти половина всей суммы конкурса пойдет на оплату труда этих счетчиков, – подчеркивает Б. Баймаханбет. – Мы будем платить им хорошие деньги, по опыту прошлых работ могу сказать, что примерно 500-600 тенге за час. Но это нелегкий труд – вставать человеку придется в 4.30, возвращаться домой – после восьми вечера, предусмотрен и контроль его работы. Мы планируем нанять примерно 50-60 павлодарцев – 45 счетчиков и несколько руководителей групп, будем искать людей через центры занятости, по объявлениям, с каждым будем беседовать, чтобы люди были надежными, проведем обучение, заключим договоры.

Собранные счетчиками данные будут закладываться в компьютерную программу, результаты которой помогут скорректировать маршрутную сеть Павлодара. Результаты всей этой работы мы сможем получить спустя восемь месяцев, а интересны они будут, наверняка, всем, ведь как минимум 80 процентов горожан регулярно пользуются общественным транспортом.

Поделиться
+1