Хлеб и уголь Экибастуза

По официальным данным, в ходе первой пятилетки госпрограммы форсированного индустриально-инновационного развития в Павлодарской области было введено в эксплуатацию 68 проектов, из них 22 – в Экибастузе.

Поспешили – людей насмешили

В Экибастузе одним из первых проектов ФИИРа стала модернизация городского хлебозавода. Госпрограмма стартовала в январе 2010 года, а уже летом местные чиновники поспешили сообщить об успешном завершении полномасштабной реконструкции предприятия.

– Мы завоюем экибастузский рынок хлебобулочных изделий! – уверял на церемонии пуска хлебозавода руководитель ТОО «Энергия Капитал-1» Акылбек Дуржембаев…

– Вы возродите былую славу экибастузского хлеба! – вторил ему тогдашний аким Экибастуза Нурлан Набиев…

В модернизацию хлебозавода было вложено 1,1 миллиардов тенге. Еще 600 миллионов тенге на закупку европейского оборудования были взяты в кредит у АО «КазАгроФинанс». Согласно проектной мощности в сутки завод должен был выпускать до 24 тонн хлеба и различных хлебобулочных изделий. Однако, проработав всего несколько месяцев, предприятие встало.

После этого в акимате Экибастуза заявили, что всему виной ошибка самих инвесторов. В советское время этот хлебозавод действительно выпускал 24 тонны продукции в сутки, и вся продукция находила сбыт. Но за время простоя предприятия в городе появилось с десяток мелких пекарен и рынок оказался насыщен. В итоге у завода начались проблемы с финансами.

– Сегодня хлебозавод вышел из пиковой ситуации – предбанкротного состояния, и стабильно работает, выпускает хлеб – рассказал на недавнем брифинге аким Экибастуза Александр Вербняк. – Собственники перекредитовались в банке второго уровня и погасили свою задолженность перед «КазАгроФинанс».

Но как признался градоначальник, слова «стабильно работает» означают, что хлебозавод сейчас загружен всего на 15 процентов от своей проектной мощности. На 60 процентов своих возможностей работает на сегодня и экибастузское предприятие по выпуску смесей для ремонта автодорог.

По словам Александра Вербняка, это небольшое предприятие и сумма вложенных инвестиций там невелика. Остальные проекты ФИИРа, введенные в Экибастузе в первой пятилетке, загружены от 70 до 100 процентов от проектных мощностей.

Рубль как угроза

Впрочем, на нынешний момент руководство города больше волнует ситуация с российским рублем. К примеру, ТОО «Богатырь Комир» из-за девальвации национальной валюты у соседей ежемесячно теряет до 5 миллионов долларов на поставках угля в Россию. Проблема в том, что, согласно контрактам, подписанным еще год назад, расчеты за топливо ведутся исключительно в рублях.

Сейчас перед угольщиками Экибастуза стоит задача – прописать в новых контрактах новую валюту расчетов. К слову, АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», которому принадлежит разрез «Восточный», это, похоже, удалось.

– Они до конца не раскрывают суть своих новых контрактов на поставки угля в Омск, но говорят, что для них это будет безубыточным, – рассказал Александр Вербняк.

Тем не менее, все это, а также прекращение поставок электроэнергии в Россию с ГРЭС-1 привело к тому, что в 2014 году объемы промышленного производства в Экибастузе снизились на 10 процентов.

– На это повлияло снижение добычи угля и выработки электроэнергии, – пояснил аким города. – И здесь причина не в том, что мы не в состоянии производить, а в отсутствии спроса.

Что касается возможных поставок экибастузского угля в Украину, о чем говорилось в конце прошлого года, то пока никаких предложений от государственных или коммерческих структур местным угольщикам не поступало.

– Я думаю, что речь тогда шла не об экибастузском угле, – говорит Александр Вербняк. – Дело в том, что наш уголь обладает большой зольностью и сжигать его можно лишь на станциях со специальным оборудованием. Для Украины скорее подойдет карагандинский уголь.

Из-за кризиса в России под вопросом и дальнейшее участие соседей в строительстве третьего энергоблока на ГРЭС-2. Пока на станции уверяют, что проект будет продолжаться.

– Посчитает ли Россия возможным дальнейшее свое участие в этом проекте, я не могу сказать, – заявил аким Экибастуза. – Учитывая экономическую ситуацию у соседей, не исключено, что будут внесены какие-то корректировки в контракт. Но прошу отметить, что оборудование, заказанное в Китае, на станцию продолжает поступать. Часть работ по строительству блока сегодня действительно временно приостановлена, но лишь по причине погодных условий.

Поделиться
+1