От 3,3 миллиона тенге ежедневной выручки добровольно «отказались» павлодарские автобусники. Как-то трудно поверить в то, что наши перевозчики - настоящие альтруисты, но приходится оперировать цифрами.

В ближайшее время, после соблюдения всех законодательных процедур, в павлодарском городском общественном транспорте подорожает проезд: одна поездка как в автобусе и маршрутке, так и в трамвае будет стоить 65 тенге. Между тем, при официальных расчетах, составленных по методике, которая утверждена Правительством, усредненный тариф на перевозки в Павлодаре вышел 98 тенге!

- На каждый маршрут перевозчики, когда подают заявку на повышение тарифа, предоставляют данные именно по утвержденной методике - мы не можем принять от них другую форму. И вот после того, как мы собрали все эти данные, где указаны доходы и расходы по каждому маршруту, пассажиропоток и так далее, мы просчитали усредненный тариф - получилось 98 тенге, - говорит заведующий сектором транспорта городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодара Марат Асылбеков. - Конечно, для населения эта цифра неподъемная. Мы четыре раза встречались с перевозчиками и смогли договориться о том, что проезд будет стоить 65 тенге.

Уж не знаю, как городским властям удалось так повлиять на транспортные фирмы, но решение принято, хотя сами перевозчики не раз говорили о том, что им нужен тариф как минимум в 70 тенге, чтобы покрыть свои убытки. И вот здесь возникает вопрос - а почему же вы тогда согласились на скидку, и вообще: если бизнес столь нерентабелен, почему не отказываетесь от этого направления? А если уж вам хватает и 65 тенге, то каким боком вы заполнили формы так, что калькулятор выдал 98 тенге, неужто преувеличили расходы? Кстати, эти вопросы звучали и на заседании комиссий гормаслихата, когда обсуждали новый тариф, но внятного ответа из уст перевозчиков так и не последовало. Председатель транспортного альянса Василий Рудаков лишь говорил, что предприятия осознают социальную направленность бизнеса, поэтому и пошли на снижение. Всё это как-то плохо вписывается в законы рынка.

Конечно, отдел ЖКХ не мог принять от перевозчиков никаких других бумаг, кроме как утвержденных методологией, но ведь все сводится как раз к тому, какие цифры в эти бланки внесли транспортные фирмы.  Марат Асылбеков рассказывает, что тариф на каждый маршрут разный, в зависимости от протяженности, сменяемости пассажиров. Самый рентабельный маршрут областного центра - №9, самый убыточный - №38, потому что от границы Павлодара до Ленинского, куда следует этот автобус, 14 километров «пустышки». Но все это - внутренние особенности, которые пассажиров не особо интересуют, им важна низкая цена. А перевозчики постоянно настаивают на росте цен, напоминая о своих убытках.

Но, видимо, отказаться от рынка, в котором каждый день крутятся миллионы, трудно, даже несмотря на «убытки». Сегодня в Павлодаре есть 34 автобусных и микроавтобусных, а также 11 трамвайных маршрутов. Каждый день на улицы города выходят 156 автобусов большого класса, 269 автобусов малого класса и 46 микроавтобусов типа «Газель», которые перево­зят 126 тысяч пассажиров. 40 процентов всего рынка занимает трамвайное управление: ежедневно 70 вагонов перевозят 75 тысяч человек.

Но вот если точное число транспорта и маршрутов посчитать нетрудно, то с пассажиропотоком все слишком размыто. По словам М. Асылбекова, последние исследования рынка проводились в 2008 году, тогда и сложились цифры в 126 тысяч пассажиров автобусов и 75 тысяч поездок в трамваях. На основе данных шестилетней давности говорят еще и о том, что каждый третий пассажир - льготник, два из трех льготников платят половину стоимости, а третий вообще ездит бесплатно.

Если использовать все эти цифры, то получится, что при стоимости проезда в 65 тенге автоперевозчики в сутки зарабатывают 6,3 миллиона тенге, еще 3,7 миллиона - трамвайщики. А если бы у нас приняли тариф, основанный на утвержденных расчетах, в 98 тенге, тогда эти цифры выросли бы до 9,5 миллиона и 5,6 миллиона тенге, соответственно. Получается приличная разница, от которой перевозчики отказались добровольно, а ведь они могли настаивать на официальных методологиях расчета. Но даже при тарифе в 65 тенге емкость рынка можно оценить в 300 миллионов тенге в месяц! Попробуй, откажись.

Кстати

Как уже писала «Звезда Прииртышья», сейчас в Павлодаре работают сотрудники научно-исследовательского института, которые проводят подробный анализ общественного транспорта. К концу лета будут готовы результаты, и станет ясно - сколько пассажиров ездят в автобусах и трамваях каждый день, сколько из них платят за проезд по полной ставке, а сколько пользуются льготами. Кстати, решить эту проблему еще несколько месяцев назад предлагало трамвайное управление, правда, другим путем: руководство предприятия призывало всех перевозчиков установить в транспорте валюдаторы - устройства для электронной оплаты проезда, но пока развития эта идея не получила.

Большая надежда и на то, что по итогам исследования проведут и оптимизацию маршрутов, устранив существующую огромную разницу между прибыльными и убыточными направлениями. Таким образом, будут созданы более-менее равные условия для всех участников рынка. 

Но вот что останется в тени, так это расходы транспортных фирм. Сейчас общественный транспорт обслуживают семь предприятий, у них разные объемы работ, разные доходы и совершенно непохожие структуры затрат. Кто-то содержит штат, имеет ремонтную базу, гаражи и так далее, а кто-то нанимает водителей как индивидуальных предпринимателей и передает им маршруты, в любом случае все это укладывается в рамки закона. 

Поделиться
+1