Где моя большая ложка?

Павлодарский городской отдел образования в преддверии Наурыза запретил собирать деньги на праздник с учеников и учителей. Но обязал школы и детсады накрыть столы к торжеству. И учителям с воспитателями пришлось сбрасываться.

Перед празднованием Наурыза по школам города разошелся приказ №380 за подписью начальника отдела образования Зауреш Мукашевой, в котором черным по белому было написано: «запретить сбор денежных средств с учащихся, учителей на проведение конкурсов и праздничных мероприятий». Однако в это же время преподавателям школ и воспитателям детских садов сообщили, что в Наурыз они обязаны накрыть благотворительные столы на центральной площади города и в микрорайонах.

На площади этих столов было 30: половина - перед «Французским домом», половина - на другом конце. За каждый стол отвечали по два садика или по две школы. Например, первый стол накрывали воспитатели детских садов №1 и №3, второй - работники садов №6 и №9 и так далее. От каждого учреждения требовалось направить одного ответственного за стол - и чтобы непременно в национальной одежде. Кому из педагогов выпадала честь представлять родные школу или детсад на праздновании Наурыза, тот, вероятно, просто светился от счастья - ведь нет большей радости, чем в свой выходной день угощать незнакомцев едой, которую вы купили с коллегами на учительскую или воспитательскую зарплату.

Никакой отсебятины в оформлении дастарханов чиновники не потерпели. Как нам поведали учителя, меню им озвучили в устной форме: согласно инструкциям, на столах непременно должны были стоять блюда с самсой, хворостом, чак-чаком и так называемыми «снеками» - курагой, изюмом и орехами. Самовар, чайные пакетики и национальная посуда также вошли в список обязательных предметов.

Волшебные скатерти-самобранки, что характерно, отдел образования по школам и садикам не распространял, так что нерадивые педагоги самым возмутительным образом нарушили запрет на сбор средств, хотя на приказе еще печать не высохла. С родителей не взяли ни одного тенге - иначе шума не оберешься, но сами скидывались по полной. Что поделать, ведь в отделе образования к приказу №380 не приложили никаких пояснений, на какие шиши накрывать дастархан, - ни письменных, ни устных. Как рассказали нам сами нарушители, пожелавшие сохранить анонимность, сбрасывались, как и в прошлом году: учителя младшего звена, допустим, были ответственны за самсу и хворост, среднее звено - за курагу с изюмом, а старшее звено скидывалось на чай с чак-чаком.

Впрочем, чиновникам трудно довести все-все указания, используя только устную форму, ведь учреждений школьного и дошкольного образования у нас много, и не дай Бог, если какой-нибудь директор не так все поймет, не так сделает и загубит празднование Наурыза. Пришлось отделу образования выдать и кое-какие письменные инструкции. Подписей на них было мало, печати тоже никто не шлепал, зато значились контактные телефоны ответственных лиц. Например, за организацию благотворительных столов, согласно этим листочкам, отвечала заведующая сектором воспитательной работы отдела образования Куралай Ильясова. Мы позвонили ей по указанному номеру, чтобы спросить, на каком основании от школ и садиков требуют накрывать в праздник столы, однако чиновница предпочла не отвечать, а переадресовала нас к начальнику отдела образования Зауреш Мукашевой. Та, впрочем, ответить нам тоже никак не могла, поскольку сначала сопровождала в поездке акима города, а потом проводила совещание с директорами детских садов.

Что ж, унывать по этому поводу мы не будем, а лучше расскажем о целой эпопее с приготовлением Наурыз-коже и баурсаков. Начнем с того, что обеспечить школы и садики ингредиентами для этих традиционных блюд взялся сам отдел образования (скорее всего, за бюджетные средства, но это - уже отдельный разговор). Временный склад организовали в СШ №7 - оттуда 19 и 20 марта все должны были забирать продукты, чтобы 22 марта, строго с 8.00 до 9.00, вернуть туда уже готовые блюда. Наурыз-коже - по 20 литров с каждой школы, а баурсаков - по 13 килограммов с каждого из почти 50 детских садов, обеспечивающих Центральную площадь, и по 8 кило с тех десяти детсадов, которые отвечали за благотворительную кормежку в Усольском, Дачном и Восточном микрорайонах, где также должны были развернуть пункты организованного веселья.

Школам №№21, 22, 41 и 42 поручили готовить плов. Эти учебные заведения отдел образования своей милостью обошел - по крайней мере, в разнарядке не было указано, что они могут приезжать в столовую СШ №7 за рисом, мясом, луком и морковью. С другой стороны, и не было указано, сколько килограммов угощения они должны приготовить. Телефоны ответственных чиновников к этим инструкциям не прилагались.

Обратившиеся в «Версию» «предатели от образовательной сферы» выражали свое недоумение: каким это образом директорам школ нужно будет уговорить арендаторов столовых - то есть, частные предприятия - в их законный выходной кашеварить для народа на площади? Заплатить им деньги из своего кармана? Взимать дань с педсостава? Нам бы тоже очень хотелось все-таки услышать от отдела образования, как оплачиваются такие благотворительные акции.

Между тем, разнарядка, спущенная чиновниками по школам, касалась не только педагогов, баурсаков и самоваров, ибо не хлебом единым жив человек. Наурыз-коже, плов - это все понятно, но какой праздник может обойтись без детского смеха и лучистых глаз подрастающего поколения?! В соответствии с этим тезисом, каждая школа, ответственная за участие в развлекательных мероприятиях, должна была поставить на заранее оговоренные площадки по десять детей - итого 140 учащихся, которые, по указанию отдела образования, должны были веселиться с полудня и до четырех часов дня под присмотром своих преподавателей. Сразу оговоримся - нет, взрослые тети-чиновницы не настолько жестоки, чтобы держать детей на улице четыре часа: у каждой такой группы - всего 30 минут на веселье, после чего они могут отправляться по домам, а на их место заступает следующая смена.

Такова «кухня» Наурыза. Самое время всем нам подумать: нужны ли павлодарцам такие праздники «из-под палки»? Неужели без несчастных учителей горожане не смогут самостоятельно отметить Наурыз? Когда халявные баурсаки стали неотъемлемой частью торжества? Разве не было бы разумнее отдать в праздничные дни площадь на откуп торговцам, которые бы с удовольствием и напекли бы, и наварили все, что нужно? Или павлодарцы настолько бедны, что нуждаются в чиновничьих подачках за счет бюджетников? А эта ужасная давка из-за бесплатного плова - трудно представить более унизительное зрелище, когда люди едва не опрокидывают столы, стремясь отхватить миску, и ликуют, если удалось забрать две.

И самое главное - почему учителя опять должны организовывать всем праздник? Когда-нибудь кто-то вспомнит, наконец, об их правах? Мы уже писали о том, как преподавателей заставляют участвовать в шествии Дедов Морозов и Снегурочек в декабре. Совсем недавно опубликовали материал о так называемом родительском патруле, который сводится к тому, что учительницы бегают по подворотням и успокаивают хулиганов, рискуя нарваться на членовредительство. Теперь мы подробно рассказали о «подноготной» павлодарского школьного Наурыза. Неужели все думают, что это нормально, - так организовывать праздники? Подмахнули приказ «о запрете сбора денежных средств» и можно заставлять собирать деньги и дальше, заставлять приходить на праздник и взрослых, и детей?

Резонансным является вымогательство в школах, когда старшеклассники трясут мелочь с учеников помладше, но как же тогда назвать то, что чиновники делают с учителями?

Поделиться
+1