Международный день цыган отметили в мире 8 апреля. Что мы знаем об этом загадочном народе и в чем на его счет заблуждаемся?
Накануне праздника мы задались вопросом: а не найти ли нам в Павлодаре настоящего цыганского барона для интервью? Недолгие поиски привели к тому, что знающие люди популярно объяснили: на самом деле у цыган нет никаких баронов. Со времен своего исхода из Индии, в позапрошлом тысячелетии, они не признают над собой никакой власти, так что нашим собеседником стал не барон, а уважаемый павлодарский учитель, ныне пенсионер Николай Герасимович Садкевич.
- Николай Герасимович, много мифов существует о цыганах, расскажите, что в этих представлениях правда, а что - сказка. Вот если начать с барона…
- Я вам скажу: «цыганский барон» - это пошло, по-моему, с легкой руки Иоганна Штрауса, он написал такую оперетту «Цыганский барон». А как таковых баронов у нас, действительно, нет. Есть слово «баро» - вроде «старший, большой». В таборе были старейшины, их называли «баро», отсюда и это слово пошло. Но народ такой, слушайте, свободолюбивый, он не любит, чтобы им командовали. Может, поэтому, у нас ни флага, ни нации, ни родины фактически нет, - улыбается Николай Герасимович.
- Говорят, что есть все-таки гимн и флаг.
- Ну, это говорят, колесо там нарисовано, - мой собеседник чертит руками в воздухе, а потом машет: - но это все…
- Пока готовилась к интервью, вычитала, что больше всего цыган живет в США, в Бразилии и только потом в России, Молдове и Румынии. И что цыгане очень интересно делятся по так называемым нациям внутри этноса - в зависимости от места проживания: украинские сэрвы, венгерские ловари, румынские кэлдэрари, азиатские люли, русские цыгане, польские, крымские и так далее.
- Не только так они отличаются, еще и по вероисповеданию. Вот мы, допустим, христиане, а есть католики, есть мусульмане - крымские цыгане. Наш род мы ведем из польских цыган, из тех мест эмигрировали, фамилия у меня, видите, какая - Садкевич. Но мы сразу же осели в России и теперь считаемся русскими цыганами: я сам городской, мы никогда не кочевали. Мой прадед жил в Красноярском крае, в городе Минусинске, он был купец третьей гильдии, конезаводчик, лошадей выращивал. А потом грянула гражданская война, его раскулачили. Ни за белых, ни за красных он не был - остались нищими. А потом попали сюда, в Казахстан.
- Говорят, что польских цыган не так много.
- Ну, да, обычно много румынских, молдавских цыган.
- А в Павлодаре кто преобладает? Люли?
- Нет, люли - это те, кто приходит побираться из Туркменистана, например, и вообще из глубины Средней Азии, а мы - русские цыгане, среди местных русских цыган попрошаек нет.
- Связи никакой не поддерживаете с люли?
- Нет, мы их не знаем, к тому же язык у них другой. Проходишь иногда мимо, они просят, пацан чуть ли не за руку цепляется. Я начинаю ему говорить по-цыгански, а он меня не понимает и даже не пытается понять, только глазами хлопает.
- А вы хорошо знаете цыганский язык?
- Конечно. У нас в доме и по-цыгански, и по-русски говорили. Если брак смешанный, например, жена русская, там дети больше склонны говорить по-русски, но им потом трудно среди цыган. Я своего сына не отдал в детский садик, пока он чисто не заговорил на родном языке, и только, когда я почувствовал, что он его не забудет, я отвел его в садик, лет пять ему тогда было. И внук у меня сейчас отлично по-цыгански шпарит.
- Так вот, к чему это я: цыгане - выходцы из Индии, и правда ли, что вы можете смотреть индийские фильмы без перевода? Или хотя бы понимать отдельные слова.
- Отдельные слова. Но тоже единичные случаи: «ило» - и у них, и у нас значит «сердце», «ловэ» - «деньги», отсюда и нынешнее жаргонное «лавэ». А вот даже не индусов, а крымских цыган мы вообще не понимаем, у них свой диалект или язык, много заимствований. Литовских цыган, лотвов, тоже не понимаем, разные наречия совсем.
- Правда ли, что у цыган не престижно заниматься определенными профессиями, например, журналистикой? Или работать на фабрике. Есть такой миф, по крайней мере.
- Вы знаете… на счет профессий я так скажу: есть две нации на свете, которые всегда гонимые, - это евреи и цыгане, только евреи всегда стремились к науке, всегда были грамотными, а у цыган наоборот, никогда своих детей на учебу не отдавали. От этого вся беда и идет, понимаете. Девушка научилась читать-писать, а выйдет замуж, и все пропадет, ее учеба ни к чему будет - так оно получалось. Это редко когда кто-то получает образование.
- Даже сейчас?
- Конечно, проблемы такие есть еще, сколько угодно. Для молодежи особенно сложно найти работу, если нет образования, и это одна из главных проблем в судьбе цыган. И не потому они не учатся, что способностей нет, они ведь умные ребята, выживали в любое время, в самых трудных условиях. Но вот родители не очень стремятся дать образование, и это неправильно, конечно.
- Я слышала, что обычно цыгане рано женятся.
- В 18-19 лет у нас девушки выходят, это нормальный возраст, но не раньше. Я за свою жизнь - а мне 68 лет - не помню такого случая, чтобы в 16 лет кто-то замуж выскакивал. Зато у нас все по любви: иногда происходит так, что девчонки убегают из дому замуж, иногда воруют невест - но по согласию. Если это делается против воли девушки, то тут строго: собираются старейшины, решают вопрос - «не ты же вырастил эту девочку, чтобы судьбу ее определять, какое ты имел право тогда ее красть?». А если она по любви убежала, ну… - Николай Герасимович разводит руками. - Бывает, родителям и не нравится, что она в эту семью идет, но, тем не менее, она любит своего жениха, значит, с ним и останется. Хотя разрешение родителей на брак традиционно является очень важным, и когда парень решает жениться и говорит об этом своей семье, то его родители собирают родню и идут свататься в дом невесты. Перед этим еще берут ветку или палку, покрывают ее платком и наряжают этот платок лентами и деньгами. Если отец невесты эту ветку берет, значит, он согласен свою дочь отдать в новую семью.
- Хорошо, что все полюбовно решается, но если любовь свою до 30 лет так и не встретил - такое вообще бывает? Можно долго в девках сидеть?
Этот вопрос моего собеседника очень веселит:
- Да не припомню, не было такого у нас! Может, иногда только, если женщина растила детей, у которых нет ни отца, ни матери, вырастила их, а самой уже сорок лет - тогда какое ей уже замуж.
- А разводиться можно?
- Да сколько угодно, как и у всех. Особенно сейчас, в нынешнее время. Фильмы про цыган мне не очень нравятся, там много такого показывают, чего у нас на самом деле нет. На той же цыганской свадьбе в фильмах «горько» кричат, прилюдно целуются, а у нас такое даже представить трудно.
- Наверное, цыгане сейчас уже почти не кочуют?
- Верно, не кочуют. А вы думаете, что - этот кочевой образ жизни нравился цыганам? Нет же, от безысходности кочевали, и то зимой обычно на постой к кому-то просились, в деревнях жили, а в каких условиях - я даже не представляю. А потом, когда хрущевский указ о запрете кочевок вышел в 1956 году, цыгане осели на постоянное место жительства. Люди стали дома покупать, строиться.
- Цыгане дважды пытались вступить в Ассамблею народа Казахстана, но так и не вступили. Как думаете, почему?
- Вот я только говорил, что у нас нет главных, баронов. У нас вольная жизнь. Диаспора создавалась в Алматы или в ближнем зарубежье - в Самаре. Но когда одно лицо берет на себя такую миссию, ему никто не подчиняется, потому что цыгане не хотят, чтобы над ними кто-то властвовал. Вот ты назвал себя цыганским президентом, а кто ты такой, слушай? И что ты можешь сделать лично для меня, раз ты президент? В Казахстане таких - точно нет. Одно время, еще при СССР, меня вызывали в обком комсомола и предлагали возглавить цыганскую диаспору, и я там объяснял, что никто у нас не согласится, меня не поймут совершенно. В Алматы один себя провозгласил, но его люди не понимают, и пользы, проку от него нет для всех цыган. Он может свои личные дела решать, вот и все.
- И День цыган не отмечают? - задаю вопрос, на который заранее знаю ответ. Узнала еще, когда Николай Герасимович сообщал домашним, по какому случаю к ним корреспондент пожаловал: «7 или 8 апреля - Международный день цыган», - объявлял он в комнатах и на кухне. Его домочадцы встречали это известие возгласами, в которых сквозило умеренное любопытство.
- У нас - нет, а традиции и обычаи, в основном, касаются свадеб: за день-два до свадьбы молодежь с песнями и танцами обходит дома, зовет людей на свадьбу. Но цыган у нас мало, видите, в Павлодаре - семей 75, а чисто цыганских и того меньше, под 50.
- Свадебные обряды - это понятно, а вот традиционное гадание? Вам цыганки гадали?
- На картах, да - и сходилось: говорят же, что карты не врут. Бабушка, царствие ей небесное, раскидывала карты, хорошо умела это делать.
- Не секрет, что мнение о цыганах часто неоднозначное. Не обидно это?
- Конечно, обидно бывает. Если кто-то узнает, что я цыган, иногда себя выше начинает считать, а почему это? Неправильно. Но есть и правда беда с тем, что в массе своей цыганам не хватает образования, это надо менять, это самое главное, и я это не устаю повторять. Ведь народ-то талантливый сам по себе, музыкальный. Пение красивое, многоголосое - без репетиций, без ничего, на три-четыре голоса поем таборные песни.
- Но сам табор вы никогда не встречали, значит?
- Они приезжали в 70-80-х годах, стояли на Иртыше, ставили палатки, но это было чисто по коммерции: потом продавали тряпки и уезжали обратно, обычно в Молдавию. Сейчас уже точно время кочевий прошло, но любовь к свободе - осталась.
Похоже меня сейчас закидают яйцами, но все равно скажу. По моему утверждение, что нет плохого народа, а есть плохие люди к цыганам не относится. Ну вот так вышло, что именно этот народ вобрал в себя все пороки. Цыгане, не привыкли работать, как правило, вся их деятельность лежит вне плоскости закона. И как правило, они плевать хотели на обычаи и порядки того народа рядом с которым они проживают. Вот справедливости ради посмотрите вокруг и скажите, много ли вы знаете работающих цыган. А вот если вас вдруг потянуло на кривую дорожку и потребуется купить оружие или наркоту - будьте уверены, цыгане вам помогут. Может я несколько предвзято рассуждаю, ибо ни с одним позитивным (да что там, просто с нейтральным) моментом связанным с цыганами я не сталкивался. Но я считаю, что это сорный народ. Народ который нужно либо изгонять со своей земли, либо принудительно расселять по всей территории, чтобы их плотность не превышала 2 человека на сто квадратных километров. Так, кстати, уже делают в Европе. ЗЫ Я сам цыган на четверть.
С Вашей цыганской четвертью надо что-то делать Но по-моему плохого народа все таки нет, нельзя всех цыган под одну гребенку стричь, тем более, что они люди вольные. Уже не говоря о том, что люди вообще сложные существа и сводить подгузники к пармперсам, а цыган к образу жизни безработных бомжей совсем не одно и то же.
P.S.: в предверии Пасхи яйцами раскидоваться не логично, если кто-нибудь другой только
Подруга ездила к родне в один городок прикавказский, видела там целые поселения цыган. Огромные, богатые особняки, набитые дорогим барахлом. Хозяева нигде не работают. Странно, откуда богатства.
Ну... у Кустурицы снимаются по очереди, он им гонорары выплачивает:)
Был не так давно в Закарпатье. Ехали на машине из пункта А в пункт Б по пересечённой местности. Дорога пролегала через несколько небольших поселений. Одно запомнилось сразу и, наверно, навсегда своей ужасающей нищетой, неустроенностью, грязью, покосившимися и облупленными хибарами, отсутствием заборов, огородов и пр. Чумазые ребятишки в каких-то лохмотьях, провожающие машину таким взглядом, каким провожают нормальные дети волшебника в голубом вертолёте, чуть менее любопытные взрослые в засаленной и замызганной одежде полуярких (понятно, по какой причине) тонов - да, да, это была чисто цыганская деревня, ни одного жителя другой национальности. Можно сказать, со страхом представлял себе ситуацию поломки автомобиля посередине этой деревни. Не уверен, что случись такое, вы бы читали этот мой пост.
,
У меня родители в Самаре живут. так вот там целый район есть - Зубчаниновка. Там стоять гротескные трехэтажные замки - цыгане изволят проживать. Чем живут? Висит ковер красный - ствол у хозяина можно купить, синий - наркота; черный - девочку. Вот этим и живут. Женщины обязаны ходить просить милостыню - глава семьи потом считает добытые средства и колотит если принесла мало. Распространы случаи, когда для "работы" покупают младенца (нередко у другой такой же семьи, где есть "излишки") накачивают его снотворным или наркотиками и носят в качестве реквизита. И так блин там все живут! А поселок немаленький. Кем изволите считать всех этих людей как не скотами?