Павлодарские инвалиды подали коллективный иск к отделу занятости и соцпрограмм и к перевозчику ОО «ОНИ», предоставляющим инватакси, пишет газета Версия
Конфликт разгорелся из-за некачественных услуг инватакси: инвалиды жалуются, что теперь опаздывают на процедуры, диспетчеры не всегда принимают у них заказы, а в салонах не хватает креплений и поручней, из-за чего пассажиры падают во время перевозок.
Обычный транспорт инвалидам-колясочникам никак не подходит: нет подъемников, разместиться с коляской в салоне автобуса или маршрутки не так-то просто, а спускать колясочника на руках - на это понадобится не одна пара сильных рук. Однако инватакси, созданные специально для таких людей, казалось, решили проблему мобильности для инвалидов: человек мог спокойно поехать на лечение, на работу, навестить родственников - мир для него расширился.
Три года в Павлодаре без серьезных нареканий отработал местный перевозчик - ОО «Сострадание», однако новый тендер павлодарская фирма проиграла алматинской, ОО «ОНИ», и с мая этого года наших инвалидов стали обслуживать перевозчики из южной столицы. Тогда-то, утверждают пассажиры инватакси, и начались бесконечные проблемы. «Стали происходить такие случаи, причем неоднократно, что они то задерживаются на полчаса-час, а то и вообще не приезжают, при этом они утверждают, что это я не сделала заказ. Вы не представляете, какое это неприятное чувство, когда сидишь и думаешь - а приедут ли, а не забудут ли?
У нас такое впечатление, что для новых руководителей - это просто бизнес. А хотелось бы, что бы нас считали за полноценных людей и не обходили наши проблемы стороной (потому что мы хотим жить, мы хотим общаться с миром и выезжать в город, когда нам надо, а не когда они нам разрешают и предоставляют возможность выезжать)», - пожаловались инвалиды на блог акима области.
Им ответили, что, «в связи с многочисленными обращениями инвалидов на некачественное предоставление услуги», городской отдел занятости и соцпрограмм совместно с представителями городского филиала партии «Нур Отан» провел мониторинг оказания услуг по перевозке инвалидов-колясочников специальным автотранспортом. «В ходе мониторинга выявлен ряд нарушений: не принятие заявки (отказ по причине отсутствия машин), перенос времени заказа без предупреждения заказчика, задержка транспорта на 30-60 минут без предупреждения об опоздании, прием заявок без исполнения и даже уведомления об этом, грубость диспетчеров (не здороваются, не представляются и т.д.), невозможность дозвониться до диспетчерской, отсутствие информирования заказчика о прибытии машины, вместо заявленной машины с подъемником подается легковой автомобиль, отсутствие поручней, приспособлений для фиксации кресло-колясок, в том числе для детей-инвалидов, не пользующихся инвалидной кресло-коляской», - сообщили на блоге главы региона. И заявили, что «ГУ «Отдел занятости и социальных программ города Павлодара» будет вынуждено обратиться в суд с иском о расторжении договора за ненадлежащее исполнение обязательств и признании КФ «Ерекше таңдау Павлодар» ОО «ОНИ» недобросовестным поставщиком», если те не исправят все нарушения.
Прошел месяц - и чиновники никакого иска не подали, хотя, по словам инвалидов, нарушения устранены не были. Тогда инвалиды сами решили защищать свои права в суде, причем подали иск и к перевозчику, и к чиновникам.
- Проблема у нас так и осталась, ничего не изменилось вообще, - рассказывает инвалид-колясочник Елена Юрченко. - Только недавно мы отправляли 20 жалоб в отдел занятости и соцпрограмм, а сколько мы жаловались, начиная с мая, сколько ходили туда, причем большими группами! Сначала мы добились, чтобы они провели мониторинг. С цифрами были не согласны, но они (чиновники - авт.), по крайней мере, выявили нарушения. Мониторинг тоже проводили интересно: ездили в машинах два дня и опрашивали людей: «Вот сегодня вас как обслужили? Не надо говорить о том, что раньше было, скажите только о том, как сегодня». И сейчас они так же и продолжают. Сами проверяющие, кстати, во время мониторинга развозили детей из «Самала» по домам - двух ребятишек там забыли, машины перевозчика за ними не приехали. Проверяющие, получается, сами согласны за них (за инватакси - авт.) работать. Условия перевозки оставляют желать лучшего: по технической спецификации у нас положены поручни на подъемнике, однако у перевозчиков подъемники без поручней. Один подъемник вообще был ржавый - мы в Интернет закидывали фото и видео. Мы приходили в отдел занятости и соцпрограмм, говорили, как все плохо, а Нурмагамбетов (руководитель отдела - авт.), глядя нам в лицо, сказал, мол, нет, замечаний нет. Мы ему сказали: а как же жалобы, которые мы вам сдавали все три недели, что шел мониторинг? Нет, отвечает, все хорошо. Мы его спросили: получается, мы врем? Он ответил, мол, ну, наверное. Каждый день мы ругаемся, и ничего не меняется.
Кардинально другую ситуацию описал заведующий сектором отдела занятости и соцпрограмм Тимур Багжанов:
- Ежедневно идет мониторинг, вот сейчас тоже. Инвалиды пишут, что претензий нет, жалоб нет, отличное оказание услуг. Сначала было такое, что они (перевозчики - авт.) не успевали, время не могли отрегулировать. Сейчас уже отрегулировано все.
- Инвалиды говорят, что претензий у них много, например, до сих пор проблемы с поручнями в инватакси.
- Специалисты ездят, мониторят, никаких претензий нет. Если вы хотите проехаться, то вот у нас сейчас советник акима, специалист… вот прямо сейчас они выезжают.
- Вы меня подождите, пожалуйста, мы от Кривенко, 25 в двух шагах, я быстро подойду.
- Все, подходите.
Буквально через пять минут я была на месте, однако машина с группой мониторинга уже уехала, меня не подождала. То ли каждая минута у наших чиновников на счету, то ли журналист показался в этой компании лишним, но в тот вечер на мониторинг меня не взяли. Несколько раздосадованная, я решила добиться от Тимура Багжанова четкого ответа - есть все-таки жалобы или нет - и кто лукавит, чиновники или инвалиды.
- Сегодня мы отмониторили: жалоб нет.
- Говорят, жалоб было 100-200 с того момента, как на павлодарский рынок вышла эта фирма.
- Жалобы идут и будут идти.
- Но они начали утихать после мониторинга?
- Ну, как бы не утихают, постоянно все равно есть жалобы.
- Я не могу вас понять: то вы говорите, что жалоб нет, то они не утихают.
- До этого они (инвалиды - авт.) говорили, что нет поручней, одна коляска только помещалась, а теперь у них - то подъемник плохо работает…
- А подъемник плохо работает?
- Ну, работает, все новое - машины новые, подъемники новые. Я сам мониторил, нормально все поднимают.
- Как вы считаете, инвалиды, которые к нам обратились, говорят неправду?
- Нет, я такое не могу сказать. Мы сейчас мониторинг проведем и опять будем выводы делать. Раньше мы уже проводили мониторинг по опозданиям, поручням - в основном были поручни - потом места не хватало на две коляски, только одна вмещалась. Поручни и ремни безопасности - все устранили. Теперь мониторим именно опоздания, срывы и то, что не принимают заявки. Хотим разобраться, есть факты или нет.
С Тимуром Токтаровичем мы договорились, что, раз я не попала на мониторинг в четверг, то мне разрешат присоединиться к группе мониторинга в пятницу. Чиновник попросил меня позвонить ему в девять утра, что я и сделала, однако выяснилось, что группа уже уехала на мониторинг в восемь утра. Тогда я позвонила руководителю отдела занятости и соцпрограмм Кайрату Нурмагамбетову:
- Кайрат Каиржанович, к нам обратились инвалиды, у которых большие проблемы с перевозками.
- Проблем нет.
- Кто говорит, что проблем нет?
- Я говорю - проблем нет.
- А инвалиды говорят - есть. Кто лжет?
- Это я не знаю, какие (инвалиды - авт.) говорят. Вначале - да, вначале было, два дня, а после этого все успокоились, все нормально.
- Сколько жалоб было подано на инватакси с мая?
- Ну не знаю, - тяжело вздохнул чиновник.
- Вы не знаете. Значит, ситуацией не владеете, но утверждаете, что жалоб нет.
- Жалоб нету, я ж говорю же.
- Вы только что сказали, что не знаете, сколько жалоб было подано. А теперь говорите, что их нет.
- Их нет. Ну, нету жалоб!
- Как нет, если мониторинг в середине мая показал огромный список недочетов? На блоге акима области все они перечислены! Ладно, другой вопрос: сейчас, как мне сказал Тимур Токтарович, группа из вашего отдела ездит мониторить ситуацию с инватакси.
- Это наша работа.
- Я хочу в эту группу попасть, тоже помониторить вместе с вами.
- Мы уже закончили мониторинг, вчера.
- А почему сегодня Тимур Токтарович сказал, что в восемь утра выехала на мониторинг группа специалистов?
- Ну, все, мы сегодня закончили, я же говорю. Не цепляйтесь за мои слова.
Пришлось выезжать на спонтанный и краткосрочный мониторинг самостоятельно, я проехала в инватакси с Еленой Юрченко со станции «скорой помощи» в Усольский микрорайон.
- Нет поручней на подъемниках, смотрите, - показывает Елена, пока водитель помогает ей поместиться с коляской внутрь салона. - Подножки тоже нет: как ходячему инвалиду сюда залазить? По технической спецификации здесь должны крепить коляску - и инвалидов пристегивать к коляске. Мы говорили об этом, прокуратура приезжала и смотрела - бесполезно, до сих пор ничего не изменилось.
Выяснилось, что накануне, как только журналисты стали интересоваться конфликтной ситуацией, из инватакси пропали жалобные книги.
- Жалобная книга пропала, ушла к руководству, - сообщила Елена.
- Они не пропали, - вносит ясность водитель, - просто их вчера все собрало руководство.
- Почему их собрали именно в тот день, когда темой перевозок инвалидов заинтересовались журналисты?
- Остается только догадываться, - разводит руками Елена, - но я вам могу фотографии жалобной книги показать. Вот пишет К.: «Машина опоздала на 35 минут, недоволен перевозкой, прошу принять меры - 16.06.2015». Вот еще люди пишут: «Благодарю всех водителей за добросовестное отношение». Ну, к водителям действительно претензий нет. А вот я пишу 21 июня: «Перенесли время на 20 минут и не предупредили». Еще инвалид первой группы пишет: «Каждый день езжу на лечение в «Ардагер», с девяти до часу, четыре часа (лечусь - авт.). За мной приехали через два часа. Я была на массаже. Прервали лечение, не дали получить лечение до конца. Пожалуйста, больше не посылайте раньше времени машину». Другая жалоба: «Машина опоздала на 30 минут, в результате мы опоздали на занятия, такого у нас раньше никогда не было. Нервотрепка». Или вот: «Заявку давали на 16:40, с Крупской, 57 домой. Однако время перенесли на шесть часов».
- Сколько человек пользуется этим такси?
- Колясочников где-то 250.
- Скажите, почему чиновники говорят, что у вас жалоб нет, если вы их регулярно пишете?
- Я не знаю, в офисе готовила их, там целая куча. Две недели назад мы написали жалобу в прокуратуру и заказали машину на обратный путь в 16:40, но они нам всем перенесли время на шесть часов. Мы им объясняем, что непонятно, что мы эти полтора часа будем делать: сидеть на улице, что ли? В итоге они так нам это время и оставили, а когда мы ехали в машине, я прямо посмотрела по заявкам - у него свободное время стоит с трех до пяти. Я спросила: почему нельзя было нас забрать, у вас машина пустая!
- Что вам сказали в горпрокуратуре?
- Что теперь это дело на контроле у акима города.
- Что вы требуете в своем иске?
- Возместить нам моральный ущерб и чтобы признали незаконным то, что они нам отказывали (в поездках - авт.).
А я слышал, что ЮРЧЕНКО свои автобусы есть, только старенькие.
руководство сожгло жалобную книгу, поэтому "Ну, нету жалоб!"
Настоящий бардак! Да, павлодарцы, в частности, инвалиды-колясочники почувствовали реальные улучшения с приходом Бозумбаева!
, троллинг засчитан)) А вообще я смотрел пару сюжетов по этой теме. Как я понял, проблема в процедуре госзакупок. Фирма, которая сейчас перевозками занимается, дала цену ниже, чем предыдущий перевозчик. А когда она стала победителем тендера, уже сложно что-то изменить. Вот такой вот "привет". И так со всем подряд, что через госзакупки покупается.
, дыра в госзакупках. Ибо на конкурс проходят такие перевозчики, у которых либо недостаточное кол-во ПС, либо вообще его нет.
на госзакупках бардак! берут кого попало..те только по документам проходят..а на деле, сидит один человек, ни машин, ничего..главное выиграть..а там, надежда на народный авось! где структуры контролирующие эту процедуру???
У них машин мало 5 всего с подъемниками, а у предыдущих перевозчиков 10 было. Конечно они по цене выиграли.Если бы Сострадание выставили на тендер 5 машин, может больше 6 млн скинули и выиграли, только качество услуги страдает от низкой цены. Нашли на чём экономить.
Они женщину на асфальт уронили, когда пересаживают с коляски в легковую машину. Двое выпали на пол из колясок, когда их везли в "специальном" транспорте, одна из них только после операции была. Под мальчиком подъемник загорелся, водитель тушил "Колой" за неимением огнетушителя. Девочке вывернул колено, тоже пересаживают в легковушку. Ещё одна девочка упала с их подъемника (держаться не за что было) и сломала копии - трещина. Девочку час по городу возили, хотя она не далеко живет от места лечения, у неё носом кровь шла потому что ни одной форточки нет. А у этого начальника оказывается жалоб нет. Обо всё этом точно знаю у него есть заявления.
Алматинцы, что ещё сказать.
Если они также и обычных людей возят в своих
автобусахтруповозках, то что говорить о спецтранспорте.