Почему Казахстан превращается в страну временного пребывания

Хамоватый питерский архитектор объяснял алматинцам, зачем нужен в центре города аляповатый новодел в стиле «сталинского ампира». У господина Калмыкова, оказывается, было впечатление, что «алматинцы – не дикие люди» и поэтому должны покорно согласиться с тем, что в Алматы появится очередное безликое здание, которое будет раздражать, как железная фикса во рту у собеседника, пишет Ratel.kz

Можно долго спорить о ценности старых советских построек. Но для всех казахстанцев Алматы всегда был привлекательным городом именно в силу своей архитектуры, отличающейся от остальных городов. Так называемая городская среда – это то, что связывает жителей с городом, удерживает людей и заставляет возвращаться обратно.

У знаменитого писателя Мориса Симашко есть повесть «Емшан» о султане Бейбарсе, нашем соплеменнике, вошедшем в мировую историю как один из ярких мамлюкских правителей, удерживавших власть в Египте несколько сотен лет. Тот самый Бейбарс, что остановил крестоносцев и монголов, превратив Египет в могущественную державу. Вот цитата из этого замечательного произведения:

«Бейбарс смотрел в грязную речную даль. Отсюда, с низкого берега, Остров был похож на спину медленно плывущей черепахи. Дважды в году Река становилась коричневой и быстро поднималась там до корней семиствольного дерева, не выше. Барат, которого он сделал Начальником Острова, хотел недавно срубить это дерево. Оно мешало постройке учебной стены, такой, как у франков. Мамелюки должны уметь прыгать на нее с лестниц. Бейбарс запретил рубить дерево. Без дерева это был бы только кусок твердой земли, Мамелюки - люди, им нужны еда, одежда и родина. Необходимо удовлетворить их потребность в гордости. Просто кусок земли не может быть родиной. Для этого нужно зеленое дерево, чтобы оно им снилось. Бахр - Речные воины, они так и называют себя. И гордятся, что все Эмиры Тысячи - с этого Острова. Бурджи - Башенные воины, те, что в Фустате или Дамиетте, тоже гордятся. Напротив каждой башни есть свое дерево. Пока оно снится им, он может посылать их на какие захочет стены».

 

 Наш великий писатель одним абзацем объяснил, почему алматинцы хотят сохранить это здание, якобы не представляющее никакой культурной ценности. Кому-то они кажутся «дикими», поэтому здание, которое жители города пытаются защитить, собираясь на флешмоб, поливают помоями, чтобы отвратить немногочисленных защитников городской среды.

Илья Сегалович, основатель Яндекса, рассказывал, как всегда гордился тем, что жил и учился в Алма-Ате. Он считал, что Алма-Ата – это город в полном смысле слова, со своим лицом и душой, которые отличали его от огромного количества безликих населенных пунктов с многомиллионным населением, в которых ему довелось побывать.

Теперь какие-то люди пытаются уничтожить лицо этого города.

Допускаю, что бывшему директору совхоза Есимову нравится новодел. Относительно совхозного дома культуры любая облепленная пластиком халтурка наверняка выглядит очень привлекательно. Он верит, что утыканное особняками и бугельными подъемниками урочище Кок Жайляу с уникальной природой и краснокнижными эндемиками - это благо для города. Якобы все тупые европейцы побросают свои обжитые горнолыжные курорты и пролетят несколько тысяч километров ради сомнительного удовольствия потратить раз 10 больше денег, чем у себя дома.

Мы не выбирали себе акима, поэтому он может делать с городом все, что захочет.

Есимовы и компания искренне не понимают, что список исторических памятников, который они утверждают и перекраивают, исходя из личных вкусовых пристрастий, не поднимающихся выше китайских подделок под европейские марки, не совпадает с предпочтениями жителей города.

Надо понимать, что начальники здесь точно не останутся. Переедут куда-нибудь в Эмираты, где полно милых их сердцу стекляшек. Для них Казахстан – страна временного пребывания, территория монетизации должности, полученная на откуп.

На самом деле, именно эти здания создают у людей чувство Родины. Забейте центр города третьесортными архитектурными проектами типа тойхана на трассе «четыре в одном» - ресторан, автомойка, сауна, бильярд – и с этим городом у жителей не останется ничего общего.

Есть такая штука, которая называется человеческий капитал. Ее нельзя потрогать руками, обналичить, как земельный участок или нефтяное месторождение, но чем больше этого капитала в стране, тем больше идей и тем круче страна. Стекляшками и высотками уже давно нельзя удивить. Только резко разбогатевшие на нефти государства меряются высотой зданий, потому что кроме фаллических символов кричащего богатства, им нечего предъявить миру.

Между тем в уютных городах гораздо больше творческих людей, идей и свободы, чем в однотипных застройках, генерирующих только гангста-рэп. Разбогатевшие американцы по кирпичикам вывозили из Старого Света замки, чтобы воссоздать в новой стране дух Европы. Теперь в этих поместьях расположились университеты, в речушках плавают рыбки и ползают раки, а под окнами жилых зданий – фамильные кладбища, где похоронены люди, подарившие замки учебным заведениям. Оттуда выходят нобелевские лауреаты, мировые знаменитости, и страна живет человеческим капиталом, продавая всему миру технологии.

Кто знает, сколько людей отторгнет обезличенный Алматы, сколько идей погибнет, так и не родившись. Город, как и страна, девальвируется до места временного пребывания, а люди утрачивают чувство Родины.

Защитников Алматы уже назвали дикими. А диких – отстреливают.

Поделиться
+1