Тайна, покрытая мраком. Так можно сказать о перспективах внедрения в Павлодаре системы электронной оплаты проезда в общественном транспорте. О том, что безналичный расчет в автобусах и трамваях планируют запустить летом этого года, говорили с самых разных трибун, однако до сих пор никто не знает, как все это будет происходить.

Хотели как лучше?
Напомним, в городском акимате о внедрении электронной системы оплаты проезда в общест­венном транспорте Павлодара начали говорить еще в прошлом году. В областном центре большую работу по изучению рынка перевозок провел исследовательский институт транспорта и коммуникаций, причем именно по заказу акимата города. И вот чиновники заявили – по результатам этого исследования решено не только перекроить схемы движения всех маршрутных такси, но и внедрить электронное билетирование.
Довольно оперативно чиновники перешли от слов к делу – поменяли маршруты, сообщили об этом горожанам через средства массовой информации и Интернет и несмотря на упреки павлодарцев гнут свою линию – возврата к прежним схемам не будет. Более того, периодически звучат высказывания и о том, что маршруткам вообще не место на улицах Павлодара, мол, бесперспективный транспорт, надо их убирать. Правда, еще в конце минувшего года, после одной из сессий городского маслихата, Вадим Ковальчук как-то заверял представителей СМИ, что полный отчет по итогам исследования рынка перевозок областного центра появится на официальном сайте отдела. Но пока эти данные для прессы по-прежнему закрыты, приходится искать информацию у других спикеров.

Говорит «инвестор»
На сайте отдела ЖКХ о билетировании говорится немного: «24 декабря 2015 года с участием акима Павлодарской области Бозумбаева К.А. и акима города Павлодара Бакауова Б.Ж. проведена презентация данных автобусов и системы электронного билетирования, вводимой в 2016 году на городских пассажирских перевозках».
По сути представитель фирмы, которая хочет проводить эту работу в Павлодаре, рассказал о своем предложении.
– Наша компания полностью инвестирует в проект собственные денежные средства, – говорил тогда директор фирмы «Smart Card» К.Кабиденов. – Партнер из Южной Кореи является производителем оборудования и програм­много обеспечения. Мы финансируем покупку оборудования, монтируем его, обслуживаем 24 часа в сутки, а также создаем контрольно-ревизионное управление и организуем 300 точек реализации и пополнения электронных карт.
Механизм действия электронных карт прост. Пассажир, купивший карту, заходит в автобус и прикладывает ее к валидатору. Аппарат снимает со счета карты 60 тенге и информирует человека об остатке денег на балансе. По словам бизнесмена, его компания выпускает пять видов электронных проездных билетов: стандартную карту, социальную, карты школьника, студента и ветерана Великой Отечественной войны. Ресурс карты – 10 лет, покупать ее нужно самостоятельно, а потом периодически пополнять.
– Мы запросим данные о льготниках и выпустим для них персонифицированные проездные карты. Раздаваться они будут в основном через ЦОНы, школьникам – в их учебных заведениях. Все остальные категории граждан должны приобрести карту, стоить она будет 320 тенге, – сказал К.Кабиденов.
Как пояснил собеседник, приобретя карту единожды, далее нужно будет только пополнять ее баланс. Узнать статус и баланс можно, приложив карту к валидатору. При повреждении карты человек может прийти в торговый пункт с номером своей карты, там ее заблокируют, а имеющиеся на ней денежные средства переведут на новую. Разработчики предупреждают, что карточку можно ронять, в том числе и в воду, но не в кипяток.
– Приезжие смогут приобрести карты на въезде в город. Пункты продажи будут в аэропорту и на вокзалах. Гости города смогут их использовать, пока находятся в Павлодаре, а затем сдать и получить назад свои 320 тенге. Однако вернуть карту необходимо в течение трех месяцев и при сохранении чека, – уточнил бизнесмен.
Такова схема, предложенная этим оператором. Естественно, последнее слово за городом – руководством и перевозчиками. Конечно, власти вполне логично обосновывают необходимость введения электронного билетирования. Такая система позволит вывести из тени все доходы перевозчиков, что, естественно, пополнит бюджет города. По разным оценкам специалистов, введение электронной оплаты проезда в общест­венном транспорте позволяет повысить доходы автотранспортных предприятий на 25-30 процентов. По сути, сейчас эти деньги никак не учтены – проконтролировать, сколько конкретно проехало людей в каждом автобусе или трамвае, нереально: свою роль играет человеческий фактор, то есть незаинтересованность кондукторов в легализации этих денег. Электронных счетоводов не обмануть, поэтому-то власти и настаивают на скорейшем внедрении системы. Более того, на одной из последних сессий городского маслихата прошлого года народные избранники единогласно проголосовали за то, чтобы запустить проект в жизнь. Другой вопрос – а разобрались ли они сами в том, за что отдали свои голоса? Подробностей руководство отдела ЖКХ не раскрывало и депутатам.

Договор или приговор?
Как оказалось, утвердили они не новые правила перевозок, требующие обязательное электронное билетирование, а лишь рекомендации городским чиновникам и транспортникам. С тех пор павлодарцев и убеждают, что летом мы будем платить в автобусах и трамваях не монетами, а пластиковыми картами. Между тем пока даже сами перевозчики в этом не уверены (за исключением автобусного парка №1, который вроде согласился на условия ТОО «Smart Card»). А вот второе крупнейшее автопредприятие областного центра – ТОО «Павлодарский автокомбинат» – ищет альтернативу.
– Обязать меня никто не может, – считает руководитель фирмы Александр Панченко. – В пункте 41 приказа и.о. министра по инвестициям и развитию РК от 26 марта 2015 года № 349 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом» указано, что оплата проезда, провоза багажа на маршрутах регулярных городских автомобильных перевозок производится наличными деньгами или через систему электронной оплаты за проезд. То, что предлагает наш маслихат, выходит за его полномочия. Насколько я знаю, никакого решения маслихата вообще не поступало в органы юстиции на регистрацию. Зато есть рекомендации отделу ЖКХ заключить договоры с перевозчиками на внедрение электронного билетирования. Чиновники это делают, но не думают о том, что выгодно нам. Пока мы найти общего языка не можем, хотя в принципе я не против такой системы работы.
Как оказалось, здесь возник очень важный конфликт интересов: за свои услуги ТОО «Smart Card», которое позиционирует себя как инвестор, просит 10,94 процента от стоимости каждой поездки, прошедшей через их оборудование.
– В том виде, в котором нам предоставила договор эта фирма, это можно назвать приговором, – уточняет А. Панченко. – В первую очередь нас не устраивает срок заключения договора – 15 лет, во-вторых, совершенно кабальные условия разрыва договора, и в-третьих, их доля – почти 11 процентов. У нас налоги меньше, чем сумма, которую мы должны будем отдавать за оборудование. Кроме того, я считаю, что у человека должен быть выбор, как платить, по крайней мере первое время внедрения системы. Думаю, что постепенно люди сами осознают все удобство безналичной оплаты, но на первоначальном этапе нужны варианты.
По словам руководителя, такой вариант предоставляет омская система, но при этом вложиться придется самим транспортникам.
– Я отрабатываю омскую систему, чтобы минимизировать свои потери на первоначальном этапе. Нам важно не повторить алматинских ошибок: к примеру, в пиковые часы с большим пассажиропотоком там очень много «зайцев». В Омске есть стационарный валидатор и переносной, который обслуживает кондуктор: у кого есть электронная карта, тот сам проводит по стационарному устройству, а иногородние, те, у кого нет карты, отдают деньги кондуктору, который своей картой проводит по валидатору, откуда выходит билет для пассажира. Здесь мы получаем тот же учет, что и при «Smart Card», но за значительно меньшие деньги. Мы можем поставить оборудование за свой счет: один такой аппарат стоит 300-350 долларов, плюс 50 тысяч тенге на прошивку и программирование. Но сюда не входит стоимость централизованной передачи сведений на базу и в банк, это я планирую внедрять на втором этапе. Я вынужден искать альтернативу, мне придется брать на себя расходы по установке альтернативного оборудования, затем адаптировать все это под общегородскую систему, потому что условия «Smart Card» для нас неподъемные при нынешнем тарифе на проезд.
Отмечу, что в ТОО «Павлодарский автокомбинат» сейчас 70 автобусов, которые обслуживают шесть городских маршрутов. Кстати, А. Панченко категорически не согласен и с тем, что маршрутки нежизнеспособны в Павлодаре и их нужно убирать: наш город с узкими улицами и малым пассажиропотоком на окраинах без автобусов малого класса просто потеряет доступный общест­венный транспорт. 
– Я считаю, что отдел ЖКХ не совсем четко придерживается рекомендаций по оптимизации, которые выдал НИИ, а в некоторых позициях вообще не признает, – добавляет собеседник. – Касается это пассажиропотока. Исследованиями института автомобильного транспорта и коммуникаций просчитано, что трамваи перевозят 21,2% пассажиров Павлодара, наш «Автокомбинат» – 35,4%, автобусный парк №1 – 36,3%. Эти цифры важны для распределения госдотаций и проездных. Но у нас раньше существовала другая система: считалось, что трамвай занимает 39,4 процента от общего объема перевозок. Пассажиропоток поменялся, но новые цифры почему-то никто не учитывает.
Получается, что очень много вопросов к отделу ЖКХ возникло и у перевозчиков, и у горожан, и у прессы. Общая схема понятна. Вполне объяснимо стремление властей вести учет, чтобы выдавать обоснованные компенсации за провоз льготников, чтобы получать полноценные налоги в бюджет. Но детали в тени. Конечно, главная интрига как раз касается двух моментов – на каких условиях будут перевозиться льготники, и кто будет все-таки контролировать обилечивание и использование карт, чтобы детскими или социальными проездными не пользовались взрослые тети и дяди.

Чужой опыт заразителен
Во многих странах мира система электронного билетирования применяется уже много лет. В американских городах, за исключением самых крупных мегаполисов (Нью-Йорка, Лос-Анджелеса), общественный транспорт не столь важен, как в Казахстане. Но тем не менее там очень четко выстроена схема. Примером может стать город Хьюстон. Стоимость проезда в автобусе здесь составляет один доллар 25 центов (хлеб стоит два с половиной доллара, пакет молока – 3,75). Оплатить проезд можно как электронной картой, так и наличными деньгами, правда, не кондуктору, а все тому же электронному валидатору – просто закидываешь туда мелочь, причем можешь даже на сдачу рассчитывать. Важный момент: оплата картой дает скидку, и «зайцем» ездить вообще не принято. Есть и свои минусы: интервал движения автобусов – 40 минут, но строго по расписанию с долгим ожиданием пассажиров на остановках.
В России очень распространена система «Электронный проездной» – она представлена в 11 регионах на более 190 транспортных предприятиях различных форм собственности и 8,3 тысячи единиц транспортных средств, выдано свыше 2,7 миллиона транспортных и социальных карт, ежемесячно совершается более 37 миллионов транзакций. Примером для нас может послужить Новосибирск. Здесь у пассажиров есть право выбора: платить через электронную систему или наличными – через валидатор, который находится у кондуктора. Одна поездка в автобусе стоит 19 рублей, в трамвае – 18 рублей, в маршрутке – 25. Валидаторов в микроавтобусах нет, зато в автобусах и трамваях при оплате картой пассажир получает скидку в 1 рубль. Карты выпускают многократного использования: пластиковые – подороже, а есть дешевые картонные, в стоимость которых включены лишь две-пять поездок, они рассчитаны на приезжих. Есть карты социальные, школьные, студенческие, которые предоставляют скидки при проезде.
Примечателен и опыт Москвы, где оплата наличными не принимается вообще, но продумано удобство для горожан – карту любым номиналом можно купить у водителя. Учтены и интересы перевозчиков – «зайцем» ты не проедешь, потому что в автобусах установлены турникеты: в первую дверь все заходят, проводя картой по турникету и получая билет, а выходят через вторую дверь.
Теперь павлодарцам остается ждать, когда чиновники, перевозчики и операторы договорятся, какой будет схема в нашем городе, и надеяться, что учтут как положительный опыт других стран, так и отрицательный – Алматы. Пусть хотя бы вводить новшества начнут не зимой, а летом, чтобы вынужденная прогулка пешком не отра­зилась на здоровье.

Фото Валерия БУГАЕВА.

Поделиться
+1
Jove

jove19 февраля 2016 9:58

Карты магнитные или с чипом? Если магнитные то старые кассетные видаки снова будут пользоваться спросом.

true story

Серега8319 февраля 2016 10:20

jove, есть какой-то лайфхак?

JStingo

JStingo19 февраля 2016 10:59

jove, карты NFC наверняка. В Москве и в Лондоне именно такие.

По топику опыта других городов не сказано многое. Во-первых, да, в Москве есть карточки на 1-2 поездки. Только вот поездка стоит в этом случае 50 рублей, вместо 31-32 рублей по карте Тройка. То есть да, ты можешь купить за нал эту карточку, тока заплатишь в полтора раза больше. Логичная система.

В Лондоне целый ворох разных систем оплаты, но кажись с 2014 наличные ни в каком виде не принимаются на транспорте. Только по заранее купленными билетам, либо Oyster Card. Причем Oyster очень крут тем, что если суммарная оплата за день за проезды достигает стоимости проездного на день, то дальше ты катаешься бесплатно, будто бы у тебя проездной - гениальная по честности фишка. Плюс, у тебя всегда есть возможность совершить одну поездку в кредит, если не осталось денег на карте. Наколоть никого не получится, т.к. за карту ты оставляешь залог 5 фунтов (аналог наших 320 тенге) и всегда есть смысл погасить кредит, вместо приобретения новой карты.

Что также хорошо, что в Лондоне, что в Москве, вход в автобус/трамвай в переднюю дверь, где водитель контролирует оплату. В Москве стоят турникеты, в Лондоне просто водитель смотрит, оплатил ли ты или нет. В Алматы в этом плане полный тупняк - терминал Онай стоит в центре салона из-за чего есть проблемы с контролем оплаты и удобством для самих пассажиров.

Вообще, я не понимаю какой смысл внедрят электронную оплату, если оставлять штат кондукторов? По идее, те 11% что берутся системой, должны компенсироваться тем, что не нужно содержать кондуктора в каждом автобусе. Но у нас все через одно место.

Смотря на все метания властей по таким вопросам у меня есть стойкое ощущение, что либо они не могут, либо не хотят подумать, как можно сделать систему сбалансированной. По сути, сев и тщатетельно проработав систему, можно добиться того, чтобы от внедрения системы каждая из сторон получила плюшки. Но у нас либо все тупы либо жадные.

Jove

jove19 февраля 2016 11:24

Баба Капа, да какой это лайфхак, самое что ни на есть грязное мошенничество. Видаком можно клонировать и модифицировать данные магнитной полосы. Раньше так кредитные карты подделывали.

Илья

LEVsha19 февраля 2016 11:48

что-то мне подсказывает, что наши 320 тенге нифига не аналог лондонских 5 фунтов и не в плане курса тенге/фунт, а в плане залога.

Вон в Кустанае водители автобусов без кондукторов-контролеров и без турникетов ездят и народ приучен в задние-средние двери входить а в переднюю выходить. И оплата за проезд производится только на остановках. И я бы не сказал, что скорость проезда по городу упала по сравнению с Павлодаром, благо оба города сравнительно одинаковы по площади.

У нас любят всё внедрять за рекордно короткие сроки, поэтому думать никто не хочет, а тот, кто может думать, в итоге забивает на думание из-за срывающихся сроков. В итоге имеем то, что имеем.

Вон, когда запихивали маршруты на всякие Ленина-Абая-Катаева, обещали карманы для остановок запилить. Угу, б*я. На Ленина (где спанчбоб стоит) прям возле спанчбоба остановка, очень "удобно" поставлена, а через перекресток метрах в 20-30 находится совершенно бесхозный карман. Что мешало при обследовании алматинских спецов установить остановку в карман?

Дмитрий

DimonDimon19 февраля 2016 14:28

надо Федя, надо! надо уже эти все системы ставить. надеюсь у нас эта штуковина приживется.

true story

Серега8319 февраля 2016 14:53

DimonDimon, точно! и в десна с разработчиками систем этих цаловаться

Тот самый

Stanislav KrugLove19 февраля 2016 15:43

Как я и говорил - Нар-транс (Павл. автокомбинат) не согласится на эту затею.

А даже если и остальные перевозчики согласятся - то последствия будут такими же печальными как в Алматы.

Конечно есть

DarkEvil19 февраля 2016 16:10

Мне вообще очень нравятся сравнения,, ..Вот в Америке, в мегаполисах, в Москве... Очень корректное сравнение с Павлодаром, почти рядом... А по существу, электронная система оплаты проезда - добавит только головной боли, и горожанам и приезжим.. Ну а то, что интересы про-лоббированы в отделе ЖКХ и\или выше, нет ни каких сомнений. Слуги народа знаете-ли. Как в одной передаче. О народе думают.© Одобрямс одним словом.

JStingo

JStingo19 февраля 2016 16:21

DarkEvil, правильно сделанная система головной боли не добавляет. Для меня, к примеру, постоянная головная боль иметь при себе мелочь для оплаты проезда. А тут красота, закинул денег и оплачивай проезд моментально без всякого головняка. Да и вопрос ведь о контроле - сейчас потоки денежные достаточно мутные, а с введением такой системы все будет гораздо прозрачнее, кто сколько кого провез. Даже можно узнать когда. Идея более чем хорошая, главное, чтобы реализация была взвешенная.

А приезжим тоже головняк знаешь: где-то платят при входе, где-то при выходе, передавать за проезд в маршрутке - это вообще недооцененное ноухау. Будь я приезжим я бы поимел головняка.

А тут, напечатай плакаты с инструкцией на 3х языках, наклей из на автобусы перед входом и на остановках. Размести киоски продаж на ЖД/авто-вокзалах и аэропорту, и думаю нормально будет.

graforlov

graforlov19 февраля 2016 16:48

JStingo,

Размести киоски продаж на ЖД/авто-вокзалах и аэропорту, и думаю нормально будет.

ха-ха-ха, недавно из Алматы вернулся, с вокзала мне пришлось уезжать на такси.

graforlov

graforlov19 февраля 2016 16:51

JStingo,

А тут красота, закинул денег и оплачивай проезд моментально без всякого головняка.

ха-ха-ха, и проверяй после каждой поездки хватит ли тебе денег на сегодня или нужно закинуть, при этом ты будешь приятно удивлен, когда не сможешь оплатит проезд, т.к. денежки закинутые 10 минут назад еще не зачислились на карту.

JStingo

JStingo19 февраля 2016 16:57
graforlov
ха-ха-ха, и проверяй после каждой поездки хватит ли тебе денег на сегодня

Что за бред? Во всех системах, в том числе и во всеми не любимом Онай, после оплаты, высвечивается остаток денег на карточке. Если прошляпил, то сам себе злой буратино. С таким же успехом можно выйти из дома без денег или с 20 000 купюрой в кармане.

Кстати, можно узнать, в каких городах вы пользовались системой электронной оплаты за проезд?

graforlov

graforlov19 февраля 2016 16:58

Так-то я за электронную оплату, да только

у нас либо все тупы либо жадные.

Поэтому против!

Вообще могу целую эпопею написать об этой замечательной системе, да лень. Если кратко, то в выигрыше все (включая государство, т.к. ден. потоки стали видны) кроме простых граждан.

graforlov

graforlov19 февраля 2016 17:04

JStingo,

после оплаты, высвечивается остаток денег на карточке.

не высвечивается, только подтверждение фактка оплаты. Нужно нажать нижнюю кнопку и снова приложить карточку, что многие и делают (каждый второй фактически), при большом количестве народу, оплата превращается в квест.

в каких городах вы пользовались системой электронной оплаты за проезд?

город-герой Москва

JStingo

JStingo19 февраля 2016 17:27

graforlov, когда катался на трамвае/автобусе (пару раз было) в Москве я на эту вещь не обратил внимание, но в метро всегда высвечивался остаток суммы.

Собственно про эти мелочи о которых нужно подумать я и говорил. Проблема не в системе электронной оплаты как таковой, а в том как её реализуют.

graforlov

graforlov19 февраля 2016 18:35

JStingo,

Проблема не в системе электронной оплаты как таковой, а в том как её реализуют.

Полностью согласен! Да только прекрасно известно, как ее реализуют и в пользу кого. Транспорт принадлежит частникам, а те готовы удавить любого за лишнюю копейку.

В автобусах Алматы стоят 2 аппарата - у передней двери и у центральной с левой стороны. И все равно в часы-пик возникает столпотворение у терминалов. По хорошему для удобства жителей и ускорения процесса загрузки в автобус, в центре нужно добавить терминал на правую сторону. А теперь возьмем Павлодар, где зимой передняя дверь и раньше открывалась только по праздникам когда людей набьется полный автобус, а теперь еще и печки стали отключать. Нужно объяснять какой уровень комфорта нас ожидает зимними вечерами?

JStingo

JStingo19 февраля 2016 18:49

graforlov, я писал выше, что Онаевское расположение, мне не нравится по многим причинам: неудобно контролировать факт оплаты, неудобный доступ и т.д.

Что касается частников, то мне казалось, что терминалы у всех должны быть от одного поставщика. Соответственно этого поставщика и нужно иметь по поводу каждого косяка. Не кричать, что система электронного билетирования плохая, а драть ТОО "Рога и копыта" за косяки. И задача властей сделать так чтобы все были довольны.

Просто по ситуации в Алматы с Онаем у меня сложилось ощущение, что шарашкины автопарки саботировали систему, только чтобы не палиться по деньгам. То есть не было конструктивного разговора, было только быковатое поведение и все. И большинство возмущений людей было на уровне детсада. Знаете, когда ребенок начинает выдумывать миллион причин, чтобы что-то не делать? И думаю вы знаете, что обычно родители делают в этом случае? Правильно, игнорируют абсолютно весь этот миллион, даже если несколько из них были резонными и могла быть нормально решены. Поэтому я радею в первую очередь за конструктивную критику.

Артём

baskonni21 февраля 2016 10:45

Ждем объявления на подобии таких -"Продам льготные карты, со скидкой 50% на проезд  "Smile

Прямой эфир
Мужчина после удара лопатой перестал разговаривать в Павлодарской области
 Ничего не понял - потерпевший (который разучился говорить) ударил первым, схватился за лопату - получил лопатой и ножом…
#Цыпа3 недели назад
Тюльпаны начали выращивать в Актогайском районе
Я тебя слепила из того что было .
#wlad4 недели назад
Павлодарская область находится на 4 месте по числу онкобольных
Не лезь туда, в чем ты не разбираешься!
#liana125011 месяц назад
В Экибастуз прибудут 23 новых автобуса
В компании "Нар-транс" позже принесли жителям извинения. Сообщив, что случившиеся стало неожиданностью и для них тоже.…
#Утка001 месяц назад
Долгий период из Павлодара, вероятно, не будут вылетать самолеты
Что мешало (или мешает) в составе проекта выполнить расширение аэродромной площадки, с обустройством второй (или…
#Утка001 месяц назад
Павлодарские депутаты обсудили с перевозчиками изменение тарифа на проезд в общественном транспорте
так и не прокачусь на новом трамвае... то не попадались они как-то, а теперь дорого, блин
#Dan85842 месяца назад
За год в Палодарскую область въехали больше 8,5 тысяч иностранцев
6 тысяч россиян в основном уклонисты кто не хочет участвовать в агрессии против Украины и не хочет быть удобрением в…
#тырмандыр2 месяца назад
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой Она сама адрес назвала?
#wlad2 месяца назад
В этом году 100% дворов в Павлодаре будут освещены
Прокуратуру надо подключать...
#Аркадий3 месяца назад
Платная стоянка вдвое подорожала в Павлодаре
Кому не нравится - пусть ходят пешком. Или думают машину купил - стоянка бесплатно, бензин бесплатно, налог убрать и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Алюминиевые заготовки для производства вагонов хотят изготавливать в Павлодаре
Нынешняя система госзакупок вообще тянет всю нашу экономику и хозяйство на дно. Постоянно на уровне правительства и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Евромайдан.
o.k., Жириновский. Он говорил об этом 20 лет назад
#sergadm3 месяца назад
Профессия – источник дохода
Мля, глаза сломаешь пока до конца дочитаешь.
#wlad4 месяца назад
Режим ЧС объявят в Павлодаре, Аксу, Экибастузе, а также - в 9 районах области, пострадавших от ураганного ветра
"жители, чье имущество пострадало от ураганного ветра, могут рассчитывать на возмещение" - это развод, только…
#Yertys4 месяца назад
В гараже у жителя Аксу нашли рогов краснокнижного животного на 2 миллиарда тенге
Ущерб государству, причиненный задержанными, составил около двух миллиардов тенге В статье речь об одном задержанном…
#Jaman4 месяца назад
Три четверти высаженных в Павлодаре деревьев превратились в сухостой
HomerSimpson, нет, я лучше пойду переселюсь. Там деньги дают.
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
В пригородном селе Байдала насчитывается больше трех тысяч свободных участков
Так попробуй доберись до этой Байдалы! Многим и даром не надо. Конечно там везде степь вот и полно участков, а людям на…
#HomerSimpson4 месяца назад
Пилотный проект по адаптации переселенцев и кандасов запустили в двух регионах Казахстана
HomerSimpson, переселитесь тоже куда-нибудь - будет и вам помощь с поддержкой)
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
Труба может стать поводом для сноса дома пенсионерки в пригороде Павлодара
HomerSimpson, тут я так понмаю дело не в генплане. Дом построен в охранной зоне нефтепровода.
#sergadm4 месяца назад