Примерно 400 контролёров будут работать в автобусах и трамваях Павлодара после внедрения электронной оплаты проезда в общественном транспорте. Так планируют обеспечить тотальный контроль за безбилетниками. Инвестиции в 4,7 миллиона долларов в наш город готова внести -корейская фирма, а это порядок в сфере пассажирских перевозок и рост налоговых поступлений. Возникает вопрос: а что мы можем предложить инвестору? Наши деньги – порядка полутора миллионов тенге ежедневно! На протяжении 15 лет...

Всем выйти из тени
«ЗП» уже не раз писала о том, что пока единственный инвестор, который предложил реальный план по внедрению системы электронного билетирования в общественном транспорте Павлодара, – ТОО «Smart kard». Договор, который компания предложила перевозчикам, заключается на 15 лет и предусматривает вознаграждение в 10,95 процента от каждой транзакции, прошедшей через систему.

Пока бумаги подписаны только с автобусным парком №1. По словам директора ТОО «Smart kard» Куаныша Кабиденова, есть договоренность с трамвайным управлением. А вот переговоры с остальными участниками рынка, а их в областном центре еще пять, застопорились. Хотя, по большому счету, времени у транспортников на поиски альтернативы не так много – систему электронного билетирования начнут повсеместно внедрять уже во втором полугодии этого года, а к декабрю в каждом автобусе и трамвае должны стоять валидаторы для безналичного расчета. Таково решение городских властей, которые вносят это требование в обновленные договоры на оказание услуг по перевозке граждан.

Почему это нужно городу? Потому что электронная оплата проезда – это в первую очередь порядок в налоговых поступлениях. И именно рост доходов как самих транспортных предприятий, так и, соответственно, местной казны – это главный аргумент инвесторов. Не секрет, что сейчас в этом бизнесе немалую долю занимает серый нал, который расходится по карманам водителей и кондукторов, а значит – бюджет недополучает налоговых поступлений. Признает это и руководитель Павлодарского городского отдела ЖКХ Вадим Ковальчук, который не раз заявлял: новая система позволит вывести из тени все доходы.

Именно на брифинге в отделе ЖКХ Куаныш Кабиденов подробно рассказал о том, что инвестор может предложить городу. Причем начал свою презентацию он с довольно спорного аргумента – именно эта фирма занимается технической реализацией системы «Онай» в Алматы. Сейчас вряд ли найдешь казахстанца, который бы не слышал о проблемах, возникших при внедрении электронной оплаты проезда в южной столице. Опыт Алматы просто сыграл против всей этой идеи. Там систему внедряли второпях, без отработки деталей, зимой, поэтому плюсы новшества отошли на второй план, и теперь организаторам приходится переубеждать всех: руководство других городов, СМИ, простых граждан. В последнее время вроде все устаканилось, и технари приводят в свою защиту очень весомые факты.

– Анализ недельной выручки до электронного билетирования и после показал, что средний теневой оборот на рынке общественного транспорта в Алматы составлял 60 процентов. Теперь он стал прозрачным, – утверждает К. Кабиденов. – С 11 по 17 января выручка составила 175,4 миллиона тенге. Неделей позже – с 18 по 24 января – уже 247,6 миллиона тенге. План по финансовой модели, на который мы планируем выйти, – 350 миллионов за недельный период в Алматы. Могу сказать по конкретным перевозчикам, например, предприятие «Алматытранс» занимает 51 процент в общем объеме пассажиропотока: до внедрения системы его выручка составляла 13,4 миллиона тенге в день, теперь – 25,9 миллиона тенге. Мелкие перевозчики тоже показали прирост: фирма «Таксомотор», у которой 54 единицы общественного транспорта, увеличила ежедневную выручку с 620-700 тысяч тенге наличными до 1,12 миллиона тенге через электронную систему.

Конечно, рынок Алматы не сравнить с Павлодаром: в мегаполисе валидаторами оснастили 1700 единиц транспорта, на линию выходят ежедневно до 1550. В Павлодаре – примерно 165 автобусов, около 70 трамваев и 240 маршрутных такси. Кстати, если прежде звучали данные о том, что на маршрутки ставить валидаторы не будут (об этом говорил Вадим Ковальчук), то теперь К. Кабиденов заверяет, что фирме под силу оснастить техникой и транспорт малого класса.
– В Павлодаре мы планируем (это наше чисто субъективное мнение) вывести 30-35 процентов прибыли из теневого дохода, – высказал предположение К. Кабиденов.

Получается, что перевозчики остаются в большом плюсе: даже если вычесть 11 процентов маржи «Smart kard» из общего обновленного дохода, то остается уж точно не меньше того, что они получали прежде. Почему же они противятся внедрению системы тотального учета? Может, потому, что придется платить налоги?

Оправдание или аргумент?
Конечно, долю в 10,95 процента сложно назвать маленькой, тем более что рассчитана выплата на 15 лет. Но таково желание инвестора, причем он приводит свои аргументы:
– Проект стопроцентно частный, и все риски – организационные, технические – лежат на плечах инвестора, – говорит 
К. Кабиденов. – Мы вкладываем 4,7 миллиона долларов на закуп и установку оборудования, создание единой системы, берем на себя содержание технического персонала, контролеров и так далее, выпускаем сами карты, причем для льготных категорий бесплатно (для населения на общих основаниях они будут стоить 350 тенге – прим. авт.). Соответственно, наши затраты – это главный гарант того, что наша компания заинтересована в успешном внедрении проекта.
К. Кабиденов добавил, что ТОО «Smart kard» – это совместное предприятие Казахстана (65 процентов участия) с Южной Кореей (35 %). Корейский партнер имеет свои заводы по производству техники и технического обеспечения, все предлагаемое программное обеспечение – южнокорейское. Оборудование тоже, рассчитано оно с учетом климатических условий – от минус 40 до плюс 40 градусов в самом автобусе. В Корее эта система внедрена с 1993 года, она постоянно совершенствуется, и в нашу страну начали завозить модификацию 2015 года.

К слову, некоторые перевозчики, пока не планирующие сотрудничать со «Smart kard», сетовали не только на то, что договор заключается на 15 лет, но и подразумевает штрафные санкции при расторжении. А ведь есть большая вероятность, что транспортники будут вынуждены выйти из проекта, когда закончатся сроки действия их обязательств перед городом.
– Если перевозчик повторно не выиграет тендер на обслуживание маршрутов, мы бесплатно демонтируем оборудование и поставим его на транспорт той фирмы, которая этот конкурс выиграет, – заверил К. Кабиденов. – У нас есть четкое понимание: если объективная причина разрыва договора – проигрыш в тендере или окончание срока перевозок, тогда мы бесплатно демонтируем. Но если в одностороннем порядке (не по вине «Smart kard») перевозчик решил сменить род деятельности, то у нас есть пункт, который предусматривает штрафные санкции. Монтируя оборудование, мы инвестируем свои средства без всяких гарантийных обязательств со стороны банков или государства, поэтому так составлен договор.

Что касается сроков, то тут вопросов все-таки немало. Инвесторы готовили проект еще до девальвации, по словам К. Кабиденова, тогда срок окупаемости для Павлодара составлял семь-десять лет, но из-за роста курса доллара пришлось увеличить цифры до 10-12 лет, еще три года накинули для того, чтобы получить прибыль. Но, честно говоря, даже по нашим приблизительным подсчетам, окупится проект гораздо быстрее, правда, в том случае, если в него войдут все перевозчики, а не только автобусный парк №1.

Зона комфорта
Но для населения все это, по большому счету, без разницы. Народ волнует комфорт и безопасность. И если взглянуть на систему электронных платежей в общественном транспорте, какой она должна быть в идеале, то здесь есть и то, и другое. К пластиковым картам сегодня привыкли все, даже пожилые люди получают по ним пенсию, сотовые тоже есть у большинства, так что пополнить баланс труда не составит. Зато не нужно искать мелочь, чтобы проехать в автобусе утром, не страшно, что приготовленную крупную купюру вытащат из кармана ушлые воришки. В конце концов, чем больше налогов будет в казне, тем больше средств у города для социальной сферы.

Кроме того, система электронной оплаты подразумевает единую диспетчерскую службу с контролем каждой единицы общественного транспорта в онлайн-режиме. Другими словами, техника наведет порядок там, где с контролем не справлялись люди. ТОО «Smart kard» так и заявляет – мы создадим настоящую сеть, которая позволяет фиксировать с точностью до секунды движение автобуса. На основании того, когда и где люди платят за поездки, можно будет сделать вывод, какие маршруты переполнены, какие пустуют, какие участки улиц провалены, какие дублируются на нескольких маршрутах. А значит, можно решить, в какое время на маршрут выпускать большой транспорт, когда – среднего класса, где поменять схемы движения, и так далее.

Еще один важный нюанс: на основе данных, полученных при помощи фиксации транзакций, можно будет понять, какие категории граждан пользуются общественным транспортом. Соответственно, власти будут объективно компенсировать перевозчикам их затраты на перевозку льготников. Напомним об обещании инвесторов выпустить персонифицированные пластиковые карты для льготных категорий бесплатно, причем школьники, студенты, ветераны войны, инвалиды и пенсионеры смогут получить платежное устройство бесплатно даже повторно, например, после утери, всем остальным придется вновь раскошелиться. Стоить карта будет 350 тенге, а баланс можно закидывать на нее любой. Если карту украли или вы ее потеряли, можете тут же позвонить в кол-центр, чтобы ее заблокировали, а после визита в контору, где вы предъявите фискальный чек от покупки утерянной карты, вам перекинут баланс со старой на новую.
К слову, о кражах – в салоне каждого автобуса и трамвая установят не только валидаторы (планируют, что их будет два), но и видеокамеры. К. Кабиденов подчеркнул: на каждую единицу автотранспорта монтируют по четыре устройства – два на фронтальной части и сзади, что создает видеорегистрацию движения в потоке, одно над водителем, чтобы контролировать, берет он деньги или нет с пассажиров и вообще как ведет себя за рулем, одно – в центре салона. Эта камера поможет ловить карманников, считают проектировщики. О том, что она будет помогать контролерам ловить безбилетников, К. Кабиденов умолчал.

– В управлении самой компании будет трудиться в среднем 100 человек – начиная от технического сервиса до претензионного центра, – уточнил К. Кабиденов. – Кроме того, порядка 400 человек найдут работу в контрольно-ревизионном управлении. Первый период – 2-3 месяца – они будут работать по формуле: один контролер – один автобус или трамвай. Следующие три месяца: один контролер – 2 единицы транспорта. Следующие шесть месяцев: 1 контролер – 3 единицы. 

Кстати, расходы на содержание контролеров также включены в 10,95 процента маржи, и, по идее, автобусный парк не будет содержать кондукторов, а, по словам К. Кабиденова, вес заработной платы кондукторов – 8-10 процентов в общем объеме расходов. 
Но, например, один из крупнейших перевозчиков нашего города – «Павлодарский автокомбинат» вообще не платит ни кондукторам, ни даже водителям. Они наняты здесь как индивидуальные предприниматели, и руководство предприятия сколько получало (определенную сумму в день, а не процент от собранной выручки), столько и будет получать, поэтому оно меньше всех заинтересовано в этой «возне». И пока этот перевозчик ищет другой вариант электронного билетирования – более дешевый по техническим затратам. В этом автопарке даже подумывают о двойной схеме: здесь согласятся на установку валидатора ТОО «Smart kard» и предложат свой собственный, который будет у кондуктора для приема наличных через переносной валидатор.

ПассаЖИРНЫЕ перевозки?
Последние лет семь при расчете пассажиропотока в городском общественном транспорте чиновники называли усредненную цифру в 126 тысяч человек – именно столько перевозят в течение суток павлодарские автобусы, трамваи и маршрутки. Но анализ, который по заказу городского акимата провел Научный институт транспорта и коммуникаций, выдал совершенно иную цифру – более 294 тысяч поездок совершается за сутки в общественном транспорте областного центра. Конечно, собирались данные эти методом подсчета – людей, входящих и выходящих в автобусы и трамваи, считали такие же люди, так что говорить об абсолютной точности вряд ли возможно. Но в то же время эта приблизительная величина характеризует положение дел. Опираясь на этот показатель, можно рассчитать примерный объем рынка перевозок в Павлодаре. К сожалению, исследование, проведенное институтом, не дает никаких сведений о том, сколько в общем объеме пассажиров льготников, так что будем ориентироваться на общую долю этих категорий граждан среди населения Павлодара.

Итак, население Павлодара – примерно 330 тысяч человек, из них 56 тысяч – пенсионеры, еще 33 тысячи – учащиеся с 1 по 9 класс, обе эти категории платят половину стоимости проезда. Их доля в населении города – 27 процентов. Еще одна большая группа – льготники с правом бесплатного проезда (более десяти категорий) – это около десяти тысяч человек, а также дети до семи лет – 39 тысяч малышей. Доля «бесплатников» в числе потенциальных пассажиров – еще 15 процентов.
По логике, 27 процентов из всех поездок за сутки совершается с 50-процентной скидкой, еще 15 процентов поездок и вовсе бесплатные. И пусть маловероятно, что каждый день все дети в возрасте до семи лет пользуются общественным транспортом или те же школьники, но эту погрешность мы учитывать не будем. В итоге: 215 тысяч поездок совершаются с полной оплатой – это 12,9 миллиона тенге в день, еще 79 тысяч – за 30 тенге, это 2,37 миллиона тенге. Резюме этих математических расчетов: за сутки 294 тысячи пассажиров оставляют в общественном транспорте Павлодара 15,27 миллиона тенге. Так вот инвестор – ТОО «Smart kard» – за свои вложения по организации системы электронного проезда требует 10,95 процента от всего объема поездок. Если в каждом автобусе и трамвае будут стоять валидаторы этой фирмы, то получит она до 1,67 миллиона тенге в день! А это 610 миллионов в год и более девяти миллиардов 150 миллионов за 15 лет. По курсу в 350 тенге за доллар – свыше 26 миллионов долларов.

Поделиться
+1
Конечно есть

DarkEvil10 марта 2016 10:20

Борьба с ветряными мельницами имхо. Последнее время на павоне, да и в газетах "обмусоливают" тему с валидаторами. Кабальные условия, да еще и на 15 лет. А почему так мало? 10,95%?? Цифр много, но как ни крути, смысл всего этого понятен. Все это потому что кто-то имеет свой "интерес".

Тот самый

Stanislav KrugLove10 марта 2016 10:45

Каждую неделю пишут, вилами по воде.

olj

olj 6 апреля 2016 12:03

Ну и? Уже шестое апреля на дворе)Где то здесь читала,что с апреля вводить начнут. "Хозяин" уехал и фсе?

Артём

baskonni 6 апреля 2016 16:38

23.03.2016 Лично снимал на телефон. Автобус №22 Вокзал

oweiopfw1b9s8eu94nprbvh5z.jpg

Гость

Гость 6 апреля 2016 16:39

женщины такие женщины

Гость

Гость 6 апреля 2016 16:40

baskonni, это в новом автобусе или на старых прикручивают?

Артём

baskonni 6 апреля 2016 16:41

Аншлюс, забежал не глядя. Но вангую на новом.

olj

olj 7 апреля 2016 1:08

В трамваях нету пока (каждый день на работу на них еду). Но обещали и там

Прямой эфир
Мужчина после удара лопатой перестал разговаривать в Павлодарской области
 Ничего не понял - потерпевший (который разучился говорить) ударил первым, схватился за лопату - получил лопатой и ножом…
#Цыпа3 недели назад
Тюльпаны начали выращивать в Актогайском районе
Я тебя слепила из того что было .
#wlad4 недели назад
Павлодарская область находится на 4 месте по числу онкобольных
Не лезь туда, в чем ты не разбираешься!
#liana125011 месяц назад
В Экибастуз прибудут 23 новых автобуса
В компании "Нар-транс" позже принесли жителям извинения. Сообщив, что случившиеся стало неожиданностью и для них тоже.…
#Утка001 месяц назад
Долгий период из Павлодара, вероятно, не будут вылетать самолеты
Что мешало (или мешает) в составе проекта выполнить расширение аэродромной площадки, с обустройством второй (или…
#Утка001 месяц назад
Павлодарские депутаты обсудили с перевозчиками изменение тарифа на проезд в общественном транспорте
так и не прокачусь на новом трамвае... то не попадались они как-то, а теперь дорого, блин
#Dan85842 месяца назад
За год в Палодарскую область въехали больше 8,5 тысяч иностранцев
6 тысяч россиян в основном уклонисты кто не хочет участвовать в агрессии против Украины и не хочет быть удобрением в…
#тырмандыр2 месяца назад
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой Она сама адрес назвала?
#wlad2 месяца назад
В этом году 100% дворов в Павлодаре будут освещены
Прокуратуру надо подключать...
#Аркадий3 месяца назад
Платная стоянка вдвое подорожала в Павлодаре
Кому не нравится - пусть ходят пешком. Или думают машину купил - стоянка бесплатно, бензин бесплатно, налог убрать и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Алюминиевые заготовки для производства вагонов хотят изготавливать в Павлодаре
Нынешняя система госзакупок вообще тянет всю нашу экономику и хозяйство на дно. Постоянно на уровне правительства и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Евромайдан.
o.k., Жириновский. Он говорил об этом 20 лет назад
#sergadm3 месяца назад
Профессия – источник дохода
Мля, глаза сломаешь пока до конца дочитаешь.
#wlad4 месяца назад
Режим ЧС объявят в Павлодаре, Аксу, Экибастузе, а также - в 9 районах области, пострадавших от ураганного ветра
"жители, чье имущество пострадало от ураганного ветра, могут рассчитывать на возмещение" - это развод, только…
#Yertys4 месяца назад
В гараже у жителя Аксу нашли рогов краснокнижного животного на 2 миллиарда тенге
Ущерб государству, причиненный задержанными, составил около двух миллиардов тенге В статье речь об одном задержанном…
#Jaman4 месяца назад
Три четверти высаженных в Павлодаре деревьев превратились в сухостой
HomerSimpson, нет, я лучше пойду переселюсь. Там деньги дают.
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
В пригородном селе Байдала насчитывается больше трех тысяч свободных участков
Так попробуй доберись до этой Байдалы! Многим и даром не надо. Конечно там везде степь вот и полно участков, а людям на…
#HomerSimpson4 месяца назад
Пилотный проект по адаптации переселенцев и кандасов запустили в двух регионах Казахстана
HomerSimpson, переселитесь тоже куда-нибудь - будет и вам помощь с поддержкой)
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
Труба может стать поводом для сноса дома пенсионерки в пригороде Павлодара
HomerSimpson, тут я так понмаю дело не в генплане. Дом построен в охранной зоне нефтепровода.
#sergadm4 месяца назад