До конца года в меню казахстанских пунктов общественного питания, будь то ресторан или столовая, может появиться дополнительная информация для потребителей. А именно количество килокалорий, которое содержит каждое блюдо.

Действительно ли нужны эти данные потребителю, ради которого это всё замышляется, – вопрос спорный. Чего, к примеру, нельзя сказать о материальной стороне вопроса. В Казахстанской ассоциации рестораторов, например, уже сейчас опасаются, что введение подобных поправок незамедлительно скажется на конечной стоимости блюда.

Поправки, обязывающие пункты общественного питания указывать калорийность каждого предлагаемого блюда, уже одобрены в первом чтении Сенатом Парламента. И судя по реакции министра национальной экономики Ерболата Досаева и сенаторов, вторые чтения по обсуждению этого вопроса вряд ли будут кардинально отличаться. А это значит, что в конце года всех владельцев пунктов общественного питания могут действительно законодательно обязать подсчитывать калорийность предлагаемых к продаже блюд.

Авторы предполагаемого нововве­дения ссылаются на практику развитых стран, в частности, европейских, которые уже пять лет сообщают посетителям ресторанов и кафе не только стоимость того или иного блюда, но и содержание в нём крахмала и килокалорий.

Считается, что доступность этой информации позволяет гражданам правильно питаться и тем самым, защищает их права как потребителей.

А если без оглядки на опыт передовых стран? Данные о калорийности пищи в местах общественного питания входят в стандарты «Организации экономического сотрудничества и развития» (ОЭСР), к которым Казахстан стремится перейти. Это факт бесспорный. И очевидно, что именно им руководствуются политики, рассматривая введение соответствующих поправок в действующее законодательство.

Что же до потребителей, чьи права чиновники якобы рьяно защищают, то большинству из них абсолютно безразлично, сколько килокалорий они поглощают, съедая тот или иной продукт. Покупая продукты питания в магазинах, многие даже на состав не смотрят, не интересуются, есть ли там консерванты или ГМО. О каких килокалориях тут вообще можно вести речь!

Об этом же самом говорит и заместитель директора Казахстанской Ассоциации гостиниц и ресторанов Наталья Сергеенкова.
– Если человек является приверженцем здорового питания, он сам знает, в каких продуктах и блюдах содержится нужное ему количество килокалорий, – говорит она. – И придя в ресторан или кафе, он не будет заказывать там, скажем, картофель фри или утку по-пекински, а сразу возьмёт какой-нибудь овощной салат. Но таких единицы. В большинстве же случаев, если человек хочет съесть отбивную, вряд ли он откажется от своего желания, узнав, насколько она калорийна.

По мнению казахстанских рестораторов, единственное, к чему приведут планируемые поправки в законодательство, так это к удорожанию блюд в меню.
– Понятно, что подсчётом килокалорий должен заниматься специалист. Где владельцу ресторана или кафе его взять? – задаётся вопросом Наталья Сергеенкова.
И тут же отвечает:
– Нанять специального человека. Это дополнительные расходы, которые, естественно, предприниматель не будет оплачивать из своего кармана. Ему нужно будет включить эти расходы в конечную стоимость блюда. А многие владельцы кафе и ресторанов в условиях кризиса не могут позволить себе повышать цены, потому что рискуют совсем потерять клиентов.

Тем временем, специалисты, которые просчитывают калорийность блюд в государственных учреждениях, например, в детских садах или школах, уверяют в обратном. Мол, никаких дополнительных затрат выполнение этой нормы закона, если она таковой в конце концов станет, не требует, поскольку в каждом кафе или ресторане должен быть свой технолог, который составляет меню, знает продуктовые пропорции того или иного блюда, а значит, может просчитать и их калорийность. Максимум, о чём в данной ситуации может идти речь, так это о незначительной доплате такому специалисту.

Но так ли это в действительности, если уже сейчас, на стадии обсуждения поправок, казахстанские рестораторы задаются вопросом, как ввиду отсутствия специалистов это всё будет выглядеть на практике. И это представители крупного гостиничного и ресторанного бизнеса!

А сколько по стране маленьких кафе, столовых, закусочных да и просто уличных фаст-фудов, особенно в Алматы, где они на каждом углу! Ведь они тоже относятся к пунктам общественного питания, а значит, в случае принятия соответствующей нормы закона, будут обязаны указывать калорийность каждого предлагаемого блюда. И очень сомнительно, чтобы они держали в своём штате технолога, обладающего нужными знаниями. Да что там технолог! Один из павлодарских представителей мелкого кафешного бизнеса на вопрос о том, смогут ли они самостоятельно определить килокалории в своих блюдах, вообще «убил наповал», вполне искренне поинтересовавшись: «А что такое килокалории?».

Вот она, действительность… В таких условиях многие некрупные представители этого вида бизнеса, не мудрствуя лукаво, просто будут дублировать таблицы килокалорий из Интернета. Но всё дело в том, что в каждом пункте общественного питания свои пропорции продуктов, и с большей долей вероятности они не будут совпадать с интернетовским вариантом. А это уже обман, а не защита потребителей.

Кто-то может сказать, мол, к чему мутить воду раньше времени, если поправки находятся ещё на стадии обсуждения. Но уж слишком много в последнее время стало появляться у нас законов, читая которые так и хочется спросить наших уважаемых народных избранников: «А когда придёт черед решений более насущных вопросов?». Ведь в стране есть и куда более серьёзные проблемы, чем портящие внешний вид улиц кондиционеры или отсутствие в меню кафе количества килокалорий…

Поделиться
+1