Не так давно Министерством образования и науки РК презентован специальный портал, позволяющий педагогам, родителям и учащимся в режиме онлайн фиксировать ошибки и неточности, допущенные в школьных учебниках. Новый проект «Общественная оценка качества учебников» стал результатом поиска инновационного решения актуальной проблемы. Газета «Звезда Прииртышья» узнала, что думают об этом павлодарские специалисты сферы образования.

Как утверждают специалисты Министерства образования и науки РК, за последние годы к ним поступило немало жалоб по поводу ошибок и некорректных заданий, найденных в школьных учебниках. При этом сотрудники ведомства признают, что большинство из них оказались вполне обоснованными, а потому работа в этом направлении продолжается. Так, по мнению столичных экспертов, новый проект «Общественная оценка качества учебников» позволит просматривать книги в режиме онлайн, делая замечания именно на той странице, где допущена ошибка.

Создатели проекта призывают принять в нем активное участие педагогов, родителей и старшеклассников. Пока на сайте выложены учебники за девятый класс от разных издательств, а параллельно идет подготовка книг для других классов. Ни для кого не секрет, что сегодня качество школьных учебников волнует как педагогов, так и родителей. Учителя нередко находят недочеты в заданиях, стараясь не предлагать их детям к выполнению или заменить другими.

А вот родители школьников в последнее время делятся некорректными заданиями в социальных сетях, фотографируя их прямо в книгах и выставляя на суд остальных пользователей. Кроме того, обращаются они и к администрации сайта МОН РК. К примеру, в ноябре этого года в рубрике «Задать вопрос» размещено сообщение астанчанки Майи Сабырбаевой по поводу недостатков в учебном материале.

«Я хотела бы обратить внимание на ошибку в учебнике «Қазақ тiлi» для четвертых классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. Его выпустило издательство «Алматы кiтап» в 2015 году. В этом учебнике на 60-й странице в заданиях №№4 и 6 говорится о визитной карточке столицы «Астана Байтерек», причем указывается, что архитектором сооружения стал Норман Фостер, хотя в действительности это Акмурза Рустембеков. На других страницах учебника детям рассказывается о «Пирамиде», при этом абсолютно нигде не упоминается, что официальное название этого здания – Дворец мира и согласия», – говорится в сообщении.

А еще на своей странице в социальной сети Facebook директор республиканского общественного фонда «Правовой медиа центр» Диана Окремова недавно поделилась информацией о том, что считает некорректным одно из школьных заданий на логику для пятиклассников. В нем ребенку предлагается разобраться, как расположены станции в московском метро. Подобные вопросы мы адресовали заведующей методическим кабинетом Павлодарского городского отдела образования Шолпан Нурахметовой.

Отметим, что местные представители сферы образования в вопросе оценки качества учебников оказались куда более оптимистичными, чем многие педагоги и родители. В нынешнем учебном году все первые классы получили учебники по обновленному стандарту, а сейчас специалисты ведут активную работу по оценке содержания учебников для тех же учащихся, которые на следующий год будут обучаться уже во вторых классах.

– К новым учебникам разработаны рабочие тетради, задания, методические пособия для учителей, – рассказывает Ш. Нурахметова. – Все это сделано на хорошем уровне, поэтому если придет молодой специалист, то он обязательно во всем разберется. По мнению Шолпан Нурахметовой, специалисты МОН РК сегодня призывают учителей и родителей участвовать в проекте по оценке качества учебников, так как знают о том, что разработаны они качественно. А если по каким-то недочетам в книгах им напишут несколько человек, то, скорее всего, это будут несведущие люди, которые среди родителей встречаются часто. – Если бы в школьных учебниках действительно было много ошибок, думаю, вряд ли такой проект вообще запустили бы, – считает собеседница.

– В последние годы в этой области идет целенаправленная поэтапная работа. Все учебники проходят экспертизу, апробацию, и только потом их начинают применять. Авторам за них точно не будет стыдно! Например, в этом году от родителей первоклас­сников мы услышали много хороших отзывов по поводу новых учебников, ведь они настолько красочные, что заниматься по ним – одно удовольствие! Что касается примеров, приведенных по конкретным заданиям, то тут работники отдела образования уверены, что недочеты иногда появляются в учебниках по техническим причинам.

А вот в задаче со станциями метро, как считает Шолпан Нурахметова, вообще нет ничего нелогичного, ведь современным образовательным стандартом как раз подразумевается, что школьник сам должен уметь находить правильный ответ на поставленный вопрос. Это означает, что учитель и учебник не должны становиться единственными источниками верной информации. Детей следует приучать задавать вопросы, пользоваться дополнительной литературой, энциклопедиями, по назначению использовать Интернет. Но если говорить о некорректных заданиях, то сегодня современные авторы, ориентированные на собственный заработок, нередко самостоятельно выпускают различные сборники заданий для школьников.

Многие из них считаются общеразвивающими и не имеют ничего общего со школьной программой. Напомним, в прошлом году депутаты Мажилиса Парламента РК в ходе одной из сессий раскритиковали качество казахстанских учебников. Тогда, по мнению нескольких мажилисменов, некоторые исследованные книги не соответствовали всем государственным стандартам.

При этом депутаты отметили, что «авторы учебников бросаются из крайности в крайность». Например, в некоторых образцах отсутствовали заложенные в обязательную школьную программу темы, а в учебниках для младших классов почему-то речь идет об опытах генетиков. Так, создатели книги «Ана тілі» решили рассказать малышам о скрещивании животных и растений. И это далеко не весь перечень сюрпризов для первоклассников и их родителей, которые встречались на страницах с учебным материалом.

Принять участие в проекте МОН РК можно через баннер «Общественная оценка качества учебников», размещенный на сайте Республиканского научно-практического центра «Учебник» okulyk-edu.kz.

Поделиться
+1