Павлодарские санврачи ставят под угрозу деятельность предпринимателя

Ведомство Ермека Камелева решает судьбу заправки "Монолит" в Усольском микрорайоне без детального расследования влияния на здоровье граждан. Конечная цель Департамента по защите прав потребителей - привести в порядок границы санитарной защитной зоны (СЗЗ). По мнению областной СЭС, подведомственный территориальный орган неправильно выдал заключение на проект СЗЗ.

Что это за заправка?

Заправку в Усольском микрорайоне запустили этом в году. Перед тем как одобрить проект, городские санврачи дважды отклоняли его, отправляя на доработку. В связи с требованием чиновников монолитовцы пошли на удорожание проекта. Проектные решения предусматривали многоуровневую защиту от воздействия грунтовых вод и, соответственно, от проникновения ГСМ в почву и грунтовые воды. Цистерны должны были быть отнесены на максимальное и достаточное по расчетам расстояние от жилья, поэтому пришлось их располагать под колонками. Весь котлован выложили бетонной подушкой, для каждой емкости соорудили свой бетонный саркофаг.

- А самое главное, - говорит юрист "Монолита" Павел Кадочников, - мы поставили газо-возвратную систему. Бензовоз, который заполняет цистерну топливом, откачивает газ и увозит его. Даже заправочные пистолеты оборудованы откачкой газа. Запаха практически нет.

Как пояснил Кадочников, по Санитарным правилам их заправка не попадает ни в одну из классификаций.

По третьему классу опасности (СЗЗ не менее 300 метров) - речь идет заправке большегрузных авто. По четвертому классу (СЗЗ не менее 100 метров) - не берутся в расчет современные системы очистки, такие, как газо-возвратная система. По пятому классу (СЗЗ не менее 50 метров) - речь идет о блочно-контейнерных заправках, а у "Монолита" по проекту стационарная.

На этот случай в Санитарных правилах есть пункт: если проект не попадает ни в один из классификаторов, то по нему нужно сделать расчет. Независимая фирма с необходимой лицензией провела этот расчет, и тот показал границу СЗЗ в 50 метров. Городские санврачи расчет одобрили. Если в течение года замеры на границы СЗЗ не покажут превышения предельно допустимых концентраций (ПДК), то граница останется окончательной. В правилах так и написано – критерием является непревышение ПДК на границах санитарно-защитной зоны.

Что важнее: классификатор или расчет?

Вроде бы все хорошо, заправка начала работать, инвестиции начали возвращаться, налоги пошли в бюджет. Но Департамент по защите прав потребителей, реагируя на жалобу одного из местных жителей, отменил заключение нижестоящей организации о границах СЗЗ.

Ермек Камелев и его подчиненные посчитали границы СЗЗ для усольской заправки неправильными. Областные санврачи согласились с доводами господина Абенова, который пожаловался на неверно определенный класс заправки. В Департаменте считают, что сначала следовало определить класс опасности объекта, а только потом производить расчет, а не наоборот.

С этим мнением не согласен руководитель фирмы "Oikos-D.V", которая проводила расчет границ СЗЗ для "Монолита". Директор компании Дмитрий Демченко пояснил, что классификатор не может содержать все виды объектов. Описание в нем очень даже поверхностное. Для уникальных же проектов обязательно проводят индивидуальный расчет, который ни в коем случае не отталкивается от заранее определенного класса. Следует отметить, что фирма "Oikos-D.V" работает в этой сфере уже 12 лет.

Вопросы бизнеса областных санврачей, похоже, вообще не беспокоят. Увеличить границы санитарной зоны просто невозможно - рядом стоит жилой дом. Выходит, что своим решением подчиненные Камелева фактически поставили вопрос о закрытии заправки.

Опасная ли для здоровья эта заправка на самом деле?

Заправка - это не конфетная фабрика. Мало кто назовет такой объект совсем уж безопасным. Но, насколько она несет угрозу здоровью людей, могут сказать только реальные замеры на действующих границах санитарной зоны. Как мы указывали выше, такие замеры необходимы для окончательно утверждения границ СЗЗ. Эти замеры проводились независимой лабораторией. Превышений ПДК не просто нет, они оказались за границей чувствительности приборов. Так отмечено в заключении лаборатории.

Если в Департаменте были сомнения в достоверности этих исследований, то защитники прав потребителей могли провести свои аналогичные замеры. Но Департамент таких исследований не проводил. Получается, что угроза опасности здоровья вообще не изучалась областными санврачами. Вопрос только в области приведения в порядок документации.

Не имели права отменять, но отменили

Выдача заключения о границах СЗЗ  по закону является  государственной услугой. Для того, чтобы его отменить, требуется обращаться в суд. Однако в Департаменте отменили его, как акт индивидуального применения. По закону вышестоящий орган может отменять акты индивидуального применения нижестоящего органа без суда, однако заключение территориального органа к таковым не относится, так как не имеет срока исполнения. В телефонном разговоре руководитель ДЗПП Ермек Камелев сообщил корреспонденту редакции, что вышестоящий Комитет по защите прав потребителей в ответ на запрос департамента написал, что заключение подлежит отмене. 

- Мы не стали сразу жаловаться на департамент из-за их незаконных, по нашему мнению, действий - пояснил, юрист "Монолита". - Для нас такое развитие событий со стороны государственного органа стало полной неожиданностью. Поэтому мы собрали все необходимые сведения о причинах такого решения санитарных врачей. Отправили необходимые письма, запросы. Теперь, когда картина полностью сложилась, готовим обращение в генеральную прокуратуру.

Притеснять предпринимателей не впервой

Совсем недавно Ермек Камелев уже попадал в ситуацию, где ему приходилось извиняться. Коллеги с Ratel.kz в материалах "Как в Павлодаре душат предпринимателей" и "Чиновники из СЭС умеют извиняться" подробно описали, как Ризагуль Турсунова взяла в аренду полуразрушенное типовое здание детского сада, вложила в его реконструкцию и благоустройство более 17 миллионов тенге. И при поддержке городских властей открыла частные ясли, рассчитанные на детей от двух до трех лет. Оплату половины стоимости услуг сада взял на себя бюджет, предоставив Ризагуль госзаказ, благодаря чему родители платят лишь 50% от выставленного счета. Тот самый пример эффективного государственного и частного партнерства. Когда сад расширился до шести групп, а это более 150 детей, возникли проблемы с получением разрешительных документов от департамента или попросту СЭС.

Владельцы заправки "Монолит" более обеспечены финансово, чем предпринимательница Ризагуль Турсунова, но разве это дает право СЭС ставить под угрозу деятельность бизнеса, не проводя детальных изучений угрозы жизни и здоровья павлодарцев?

Поделиться
+1