Три страшных буквы

Выпускники принимают его как данность, возможно, потому что на этот экзамен их настраивают с начальной школы. А с излишним волнением, чувством тревожности и другими побочными явлениями теперь работают и учителя, и родители, и психологи.
Директор школы № 29 Фарит Ибрагимов, чья школа в прошлом году заняла третье место по результатам ЕНТ, как учитель-предметник сам готовит выпускников к тестированию. По поводу единого экзамена Фарит Исмаилович особого беспокойства не испытывает. Он человек новой формации и для него как педагога тестирование - лучший вариант проверки знаний на сегодняшний день.
- Нынешние ученики мыслят иначе, - говорит директор. - Многим традиционный экзамен уже неинтересен. В нашей школе 58 выпускников, из них только два-три еще не поняли, что такое ЕНТ, но это те, которые не знают, зачем вообще пошли в десятый класс.
Абсолютное большинство выпускников школы освоили ЕНТ в полной мере, так как ставят перед собой цель поступить в высшие учебные заведения и получить грант. Даша Добрянская, ученица 11 «А» класса, уверена, что подтвердит на основном экзамене хорошие результаты, полученные на пробных тестированиях.
- Мне нравится ЕНТ, - говорит старшеклассница. - Для меня это как интересная игра, которая дает возможность подумать, что-то исключить, выбрать правильные ответы, варианты. Накануне экзаменов я немного волнуюсь, хотя весь год я не переживала, готовилась, все усилия приложила, чтобы показать хороший результат.
Волнение в большей или меньшей степени присутствует у всех сдающих экзамены. Это естественные чувства для любого человека, выполняющего ответственную работу.
- При ЕНТ за три часа решается судьба ребенка - это психологически трудно, но возможно, - считает Фарит Ибрагимов. - Волнение присутствует первые 5-10 минут, затем обычно ученик сосредоточивается и забывает обо всем кроме тестовых заданий. А чтобы выпускник был спокоен, в школах города действует психологическая служба. В нашей школе с выпускниками весь год работает психолог, который помогает справиться с волнением, преодолеть страх.
К слову, за годы проведения ЕНТ у психологов появилось множество методик, с помощью которых на протяжении всего учебного года с будущими выпускниками проводятся различные тренинги, прорабатываются алгоритмы поведения на экзаменах, даются советы по саморегуляции. Как показывает опыт, профессиональная работа психолога нужна многим выпускникам. Волнение особенно нарастает в предэкзаменационные дни.
По словам ребят, некоторым даже сны снятся, в которых они, выражаясь по-научному, раз за разом переживают повышенное состояние тревожности перед сдачей экзамена. Зато другие к сдаче ЕНТ относятся философски.
- Как говорится, перед смертью не надышишься, - рассуждает Илья Терещенко из 11 «В» класса. - Волнения нет. Есть выброс адреналина, но это нормально. Я понимаю, что за время подготовки было сделано многое. От 60 баллов на пробных тестированиях в начале года я дошел до 110. Если что-то упустил, уже ничего не исправить, но я настроен на лучшее.
- Я пока не переживаю, - говорит Мадина Мустафина, ученица 11 «В» класса СШ № 39. - Волнение будет в воскресенье, перед ЕНТ, которое у нас в понедельник. Боюсь не оправдать ожиданий родителей, а главное, свои ожидания. Меня родители всегда настраивали, что я учусь для себя, поэтому, прежде всего, хочется оправдать ожидания перед собой. Для меня одним из сложных предметов будет история Казахстана. Но нас обучают различным приемам запоминания. У меня хорошая зрительная память, поэтому мне помогают географические карты. Больше уверена в английском, казахском, русском языках.
Уверенность многих учеников в своих силах - это результат планомерной работы не только психологов, а прежде всего, педагогов.
- Большую роль в деле подготовки к ЕНТ играет профессионализм учителей, - говорит Елена Булгакова, директор 39-й школы, на протяжении нескольких лет занимающей лидирующие позиции по результатам ЕНТ. - У нас к экзамену детей готовят учителя, которые из года в год накапливали опыт именно по подготовке детей к тестовым заданиям. Педагогу самому нужно быть глубоко знающим человеком, чтобы грамотно проконсультировать школьников. А еще большую роль играет упорство учащихся. Чтобы были результаты, дети должны сами захотеть потрудиться, и здесь очень важно выработать у них мотивацию.
Кстати, очень действенный способ мотивации выработан директором школы №29 Фаритом Ибрагимовым. По разработанной им программе «Мониторинг результатов пробных тестирований и ЕНТ» результаты отслеживают не только педагоги, но и сами ученики. Рейтинговая таблица, которая появилась в начале учебного года на одном из школьных стендов, выносит на всеобщее обозрение информацию о том, сколько баллов набрал тот или иной ученик, и как далеко от него ушли его одноклассники.
- Мы начали выполнять пробные тесты в сентябре, и сразу же на первом этаже появились рейтинговые таблицы, - рассказывает выпускник 29-й школы, победитель республиканской олимпиады «Альфараби» Тимур Ксембай. - Эта рейтинговая таблица породила здоровую конкуренцию. На последнем месте никто не хочет быть. Все стараются быть в числе первых. А чтобы повысить свой рейтинг, готовишься лучше, стремишься заработать большее количество баллов. У нас было много пробных тестирований. Именно благодаря им у меня исчезли страхи, связанные с этим экзаменом. Я не только улучшил свои результаты, но и теперь четко знаю, как правильно оформлять и заполнять нужные документы.
По словам Елены Булгаковой, страхи у детей исчезнут и все пройдет без эксцессов, если подготовку к ЕНТ начинать заранее.
- И потом, каждый год система ЕНТ все больше отлаживается, учитываются недостатки прошлых лет, - добавляет Елена Ивановна. – В этом году на полчаса увеличено время экзамена, вопросы в тестах стали более корректными. Вместе с тем растут и требования. В этом году пороговый уровень при поступлении в вузы республики поднят до 50 баллов. Теперь оценка "неудовлетворительно" ставится, если выпускник набирает по одному предмету от 0 до 3-х баллов.
Аяну Кайырбаеву, ученику 11 «А» с казахским языком обучения школы №39, не грозит набрать минимальное количество баллов. Он претендент на получение почетного знака «Алтын белгi», и у него другие задачи.
- Я чувствую большую ответственность перед ЕНТ, - говорит Аян. - Я 11 лет был отличником, и ЕНТ для меня - еще одна возможность подтвердить высокий уровень знаний. Я в своих силах уверен. Единственное, что меня смущает: казахскую литературу тоже придется сдавать в виде теста. Литературу в виде тестов хорошо может сдать наудачу даже нечитающий, незнающий человек. Я же человек творческий, и для меня было бы лучше сдать этот предмет как традиционный экзамен. Жалко, что мои сильные стороны: сочинение, устные ответы - не пригодятся при выполнении ЕНТ. А вот для точных наук тестирование подходит как нельзя лучше, - считает претендент на «Алтын белгi».
В последние дни перед ЕНТ, когда все пробные тесты уже выполнены, консультации пройдены, остается только быть спокойным и уверенным в себе, чтобы нужный настрой сохранялся до самых экзаменов.
- Я готов, я спокоен, вообще не думаю об этом, - уверенно говорит выпускник 29-й школы Эльвин Ганизаде. - Не знаю, может, настроил себя так. Я работаю над собой. У меня вроде получается. Такой настрой важен. Волнение - это слабость, которая только помешает.
- У меня сейчас сложное психологическое состояние, - продолжает его одноклассник Адиль Нуржанов. - Дни считаешь. Пять дней осталось, три, два, конечно, переживаешь. Волнение у меня, скорее, из-за того, смогу ли я взять грант. Комиссия на ЕНТ, которая состоит из посторонних людей, для меня тоже повод для беспокойства. Вдруг это как-то помешает мне сосредоточиться? Опасаюсь каких-то подводных камней, непредвиденных ситуаций в виде непонятных заданий, требующих от меня знаний, которых у меня может не быть.
По словам Фарида Ибрагимова, все дети, и уверенные в своих силах, и испытывающие душевный дискомфорт, нуждаются в поддержке взрослых. Поэтому сейчас главная задача педагогов, психологов и родителей - создать психологический комфорт, вселить веру в свои силы каждому ученику, помочь справиться с переживаниями и излишней тревогой.
Пожелаем нашим выпускникам удачи на экзамене и олимпийского спокойствия, хотя волнение в разумных пределах – это не что иное, как желание оправдать возложенные надежды, осознание ответственности за свое будущее, первый шаг в самостоятельную жизнь.