По моей цене

Павлодарский бассейн «Толкын», оцененный в 606 миллионов, на аукционе могли купить и за несколько тысяч тенге - правила продажи объектов приватизации иногда позволяют покупателям самим определять цену.

Самый большой в городе бассейн «Толкын», как и ряд других коммунальных имущественных комплексов и предприятий, попал в утвержденный правительством план приватизации, что позволило местному исполнительному органу продать его частному владельцу. Правда, как мы уже сообщали, прокуратура, по причине некоторых несоответствий, признала эти торги недействительными и отменила их результаты, так что «Толкын» будут реализовывать вновь. Его стартовая цена, которая при первой продаже составляла 606 миллионов тенге, возможно, изменится при проведении повторной оценки. Впрочем, как показывает практика, окончательная сумма, которую сможет выручить город от продажи бассейна, может кардинально отличаться отизначальной - во время первых торгов, отмененных прокурорами, частное лицо уже практически купило его всего за 22,5 миллиона тенге. Руководитель отдела финансов города Павлодара ГалимаМуханова объяснила, каким образом оцененный в 606 миллионов тенге бассейн кому-то удалось приобрести по цене в десятки раз меньшей.

- Порядок приватизации четко определен «Правилами продажи объектов приватизации», - рассказала Галима Амантаевна. - Бассейн «Толкын» был продан методом аукциона. Согласно правилам, при приватизации объекта он проводится в три этапа. Первые торги осуществляются методом повышения цены, и в качестве стартовой определяется рыночная стоимость объекта. Вторые проводятся с понижением цены, начиная от стартовой и до пятидесяти процентов стоимости. Но при проведении третьих торгов минимальная цена не определяется, то есть сам механизм аукциона предполагает, что третьи торги проходят по цене покупателя. Кроме того, этими же правилами предусмотрено, что вторые и третьи торги должны состояться даже при наличии всего одного участника, при этом, если предприятие не будет реализовано с третьих торгов, мы обязаны его ликвидировать. В случае с бассейном «Толкын» первые и вторые торги не состоялись из-за отсутствия участников, он был продан с третьих, то есть по цене покупателя, его могли купить и за пять миллионов, и за пятьсот тысяч, и за еще меньшие деньги, несмотря на то, что его изначальная цена была в разы выше, и в Казахстане уже были подобные прецеденты. Так как результаты торгов по приватизации бассейна были отменены, вся процедура теперь будет проводиться заново, начиная с первого этапа аукциона.

Казенные предприятия, в том числе и бассейн «Толкын», распродают по всему Казахстану уже несколько лет, следуя политике разгосударствления бизнеса. Проще говоря, государство передает все, что только можно, в конкурентную среду, поддерживая тем самым развитие предпринимательства. Список объектов приватизации был составлен антимонопольными органами по принципу «YellowPagesRule» («Правила желтых страниц»), согласно которому государство не должно содержать какое-то предприятие, если в конкретном регионе хотя бы два юридических лица занимаются тем же видом деятельности в частном порядке. В настоящий момент в Казахстане зарегистрированы пять тысяч юридических лиц с государственным долевым участием, и президентом страны поставлена задача сократить их количество до тысячи при помощи механизма передачи в конкурентную среду

- После проведения мониторинга было решено, что в нашем городе бассейны, стадионы и другие спортивные объекты представлены на частном рынке в достаточном количестве, поэтому государству нет необходимости участвовать в этой сфере деятельности. При этом мы перевели пять ДЮСШ в статус государственных учреждений, чтобы сохранить свое участие в этих предприятиях, так как это занятость наших детей, подготовка спортивного резерва, поэтому их еще рано передавать в конкурентную среду, - отметила ГалимаАмантаевна.

А вот центральный стадион и стадион «Жулдыз» попали «под раздачу» - они были переданы в доверительное управление, что тоже является одним из видов разгосударствления бизнеса. В данном случае объект не приватизируется физическим или юридическим лицом, а лишь в течение определенного срока находится под его управлением по договору. При этом все получаемые доходы временный администратор забирает себе, но и, соответственно, полностью оплачивает содержание вверенного ему имущества. Еще один вид передачи предприятий в конкурентную среду - доверительное управление с правом последующего выкупа, когда объект должен быть приватизирован по окончанию договора. По такой схеме, скорее всего, обретет новых хозяев другой павлодарский бассейн - «Шымыр». Впрочем, вопрос о том, как именно он будет передан частникам, еще решается специальной комиссией, созданной при акимате города. Входящие в ее состав чиновники, депутат и представитель палаты предпринимателей, совместно определяют и вид приватизации, и сроки ее проведения, и даже то, каким способ будет реализовываться объект - тендером или аукционом.

- Государство в случае передачи предприятия в доверительное управление имеет выгоду в уменьшении финансирования. К примеру, содержание двух стадионов обходилось бюджету города в 60 миллионов тенге в год. Эти деньги мы сэкономили за счет передачи объектов в управление частным лицам, - пояснила ГалимаМуханова.

К слову, в договоре доверительного управления всегда прописывается обязательное сохранение профиля деятельности объекта, что немаловажно, ведь все они являются социальными. А вот, к примеру, при приватизации методом аукциона никаких условий продавец выставлять не может. То есть покупатель того же «Толкына», если бы конкурс был не отменен, вполне мог бы превратить его в свой частный бассейн или вовсе перестроить, если бы захотел.

Но даже в том случае, когда приватизация осуществляется методом тендера и в договор включаются определенные условия, это не всегда является гарантией их выполнения, как получилось, например, с «Автобусным парком», долю участия в котором в 2014 году город продал ТОО «Казахстанская строительная группа» за один миллиард 176 миллионов тенге. Эту сумму покупатель должен был вносить постепенно, и первый взнос в размере 200 миллионов в свое время поступил в бюджет Павлодара, и эти деньги до сих пор не возвращены ТОО, и, возможно, не будут возвращены, так как акимат намерен предъявлять финансовые претензии к бывшему владельцу. Среди требований продавца была пресловутая покупка тридцати новых автобусов, и в конце 2014 года ТОО купило даже больше - 36 штук, но расплатиться за них не получилось, и транспорт пришлось вернуть изготовителю. Поэтому договор с «Казахстанской строительной группой» был расторгнут в судебном порядке в связи с невыполнением оговоренных условий.

- «Автобусный парк» сейчас уже находится в коммунальной собственности города, но передаточный акт до сих пор не подписан. По завершению этой процедуры акимат города Павлодара будет предъявлять в судебном порядке убытки, так как речь идет об уменьшении активов предприятия. Можно сказать, что эффективности управления за то время, что оно находилось у частного владельца, не было. К примеру, авансовый платеж в размере двадцати миллионов за купленные в кредит автобусы, который по условиям сделки не был возращен, оплачивался «Автобусным парком», и эти деньги вошли в статью убытков самого предприятия. Сейчас дальнейшая его судьба решается, в том числе рассматривается вопрос повторной приватизации, - сообщила ГалимаАмантаевна.

- Государство старается максимально снизить риски, чтобы не получалось так, что какой-то объект в последующем приходилось возвращать, восстанавливать какие-то денежные средства, - продолжила ГалимаМуханова. - Но чем больше условий в договоре, тем выше риски. Поэтому в конце 2016 года в правила приватизации были внесены изменения, и теперь, в случае приватизации юридических лиц или имущественных комплексов, у нас единственным условием может быть сохранение профиля деятельности на определенный период времени, другие условия мы уже не можем включать, как могли сделать это, например, при продаже «Автобусного парка». То есть государство со своей стороны сможет контролировать только сохранность сферы деятельности. Тогда как договор доверительного управления позволяет предъявлять любые условия и следить за их исполнением. Акимат старается найти такой выход, чтобы на социальных объектах максимально снизить риски. И тот факт, что мы передали в доверительное управление стадионы, как раз говорит о том, что акимат заинтересован в сохранении сферы их деятельности. Но на уровне министерства речь идет о том, что передача в доверительное управление - это фактически не передача в конкурентную среду, так как вопрос стоит все-таки об отчуждении государственной собственности, поэтому мы не всегда получаем одобрение на применение этого вида соглашений. Однако акимат, насколько возможно, этой позиции придерживается.

Можно сказать, что комплексный план приватизации объектов в Павлодаре уже практически выполнен. Помимо вышеназванных, были проданы ТОО «Павлодарлифт», ГККП «Павлодар Геокарта», «Павлодарградкадастр». На очереди - ГККП «Спортсервис», подстанция «Усольская», стоимость которой составляет один миллиард 800 миллионов тенге, а также недостроенное здание колонии для пожизненно осужденных на пяти гектарах земли в Северной промзоне. Его оценили в три миллиарда восемьсот миллионов тенге. Уже решено, что недостроенная колония будет продана с аукциона, так что ее цена может значительно уменьшиться, если дело дойдет до третьего тура. И, конечно, покупатель сможет использовать это строение по своему усмотрению. Как сообщила ГалимаМуханова, торги по всем объектам планируется завершить до декабря 2017 года.

Поделиться
+1