Речники на старте, или как корабли готовятся к большому плаванию

70798d54a34a03237de3f7d5d928b0edda8b56f9

Павлодарские речники готовятся к открытию нового сезона навигации на Иртыше. Активное движение судов по реке стартует 26 апреля. Отметим, что сейчас речное грузовое и пассажирское судоходство в стране как таковое сохранилось только в нашем регионе, пишет "Наша жизнь".

В прошлом году павлодарский речной порт увеличил перевозки на 43 процента, однако возможности еще далеки от тех, что дает Иртыш. Причем, перевалка грузов по воде в два раза дешевле, чем автомобильным или железнодорожным транспортом. Главная проблема сейчас – гарантированные речные глубины. И если на казахстанской стороне реки все в порядке, то вот со стороны Российской Федерации пока много вопросов. Помочь возродить былую славу Иртышского судоходства могли бы помочь инвесторы, но и у них, как выяснилось, есть проблемные вопросы.

С выходных на павлодарском участке реки началась активная фаза ледохода. Со дня на день на водной глади появятся первые судоходные знаки и, как только специалисты транспортной инспекции установят бакены и буи, – жизнь на реке вновь закипит. По традиции ее откроет ставший уже легендарным буксир-толкач БТМ-636. Сами речники любя еще называют его теплоход «Алма-Ата». В свое время было предложение назвать это судно в честь южной столицы, а второй, более молодой корабль БТМ-644, в честь Астаны. Однако официально эта инициатива не была вовремя закреплена на бумаге.

b4d900bfe4ae953ed940d71c0575f8742dcd42f6

Для капитана БТМ-636, одного из самых опытных речников страны Анатолия Берестова – это уже 42-я навигация. Именно под его управлением буксир-толкач совершит первый рейс вниз по течению реки до Омска и повезет свыше шести тысяч тонн грузов. Впрочем, капитан-механик со своей командой раньше ходил и дальше – вплоть до Нижневартовска, Салехарда и Сургута. В последний раз свой БТМ он водил в Ханты-Мансийск три года назад. К слову, оба сына Анатолия Николаевича пошли по его стопам – старший Владимир работает штурманом, второй, Игорь, стал мотористом. Сам он тоже из династии речников – его дед Александр Александрович в годы Великой Отечественной войны был одним из главных бакенщиков на Иртыше и всю жизнь прожил в Затоне. Отец и мать Анатолия Берестова – тоже водники с большим стажем, и он вместе с ними все детство проводил на реке. Сейчас капитан-механик мечтает, чтобы на флот приходило больше молодежи и строились современные быстроходные суда.
– Флот надо поднимать, и это очень важно, потому что мы живем на реке. Это наш хлеб, это наш дом, это наше все! В прошлом и позапрошлом году взяли две баржи, сделали ремонт других судов, так сказать, модернизировали, – это меня радует. Но хочется еще большего. Ведь с 90-х годов почти ничего не делалось, и мы много судов потеряли, которые ушли на металлолом или продали в туже Россию. Развивать речное судоходство обязательно надо, набирать новые команды, воспитывать молодежь в нужном русле. У нас сейчас в Павлодаре, видите, нет ни училища, где бы их готовили, ни курсов – в общем, ничего нет речного ни в колледжах, ни в вузах. А наши директора и ректоры могли бы приехать поинтересоваться, ведь всегда найдутся ребята, которые выросли на реке, любят технику и приключения, – они бы с удовольствием отучились на мотористов, штурманов и механиков, – поделился своим мнением и переживаниями Анатолий Берестов.
Вообще, на реке нет чужих людей. Почти все, кто работает здесь, – это представители известных семейных династий. Кто-то в третьем, кто-то в четвертом или даже в пятом поколении. И именно поэтому на флоте очень бережно относятся к своей истории и традициям, заложенным старшими поколениями.

Подробно о проблемах нашего судоходства можно прочитать на сайте "НЖ".

Поделиться
+1