Их все равно будут убивать

064560cf574e14be1c3852a9d76179e0a121db29Павлодарские зоозащитники уверены, что идея создания государственных приютов для бездомных животных, которая уже внедрена в столице, мало чем отличается от действующей в регионе системы отлова и отстрела бесхозных собак и травли кошек.

В нашей области государственного приюта для бездомных животных нет, но недавно в отделе ветеринарии Экибастуза уже заговорили о возможности его создания. Казалось бы, хорошая новость, вот только местных волонтеров она совсем не радует - ведь животных, если хозяин для них не найдется в течение определенного времени, в госприютах положено усыплять.

- Такие приюты не решают проблему бродячих животных, - говорит директор общественного фонда «Сердца Павлодара» Мария Гребенкина. - Люди также будут позволять своим питомцам бесконтрольно плодиться, от чего улицы точно так же, как и сейчас, будут пополняться полчищами новых бездомных животных. По этой идее, бродячих собак будут ловить и сажать в приюты, но они - не резиновые: они рано или поздно переполнятся. В Астане, по принятым новым правилам, животных будут усыплять через 60 дней после пребывания в приюте, если не найдется хозяин. Разница между существующим отловом и госприютом в таком случае только одна - животное будет убито не сразу.

Волонтеры говорят, что ни один идейный человек, настоящий зоозащитник, не пойдет работать туда, где будут уничтожать животных. А, значит, трудится в стенах госприюта будут те, кого судьба бродячих четвероногих не слишком-то заботит.

- Как следствие - плохое отношение к содержащимся в приюте животным, - продолжает волонтер. - Можно не покормить, можно не убрать. А зачем это делать? Ведь все равно питомцев убьют. Зачем лечить, стерилизовать, если потом усыплять?

В европейских странах система работы бюджетных приютов для животных совсем иная. Например, в Польше - около 120-ти зарегистрированных подобных учреждений, которые построены на государственные средства и регулярно финансируются из городских бюджетов, но контролируются частниками, а работают там, за небольшим исключением, волонтеры. Перевыборы руководителя приюта проходят каждые четыре года. Число госприютов Польши пополняют и частные организации. Но большая разница с идеей, развиваемой в нашей стране, в том, что животных в польских приютах не убивают, а кастрируют, обеспечивают должный уход, медицинский контроль, лечение, вакцинацию. Для таких ухоженных и привитых животных быстро находятся хозяева. Но нам, к сожалению, ближе российская реальность существования подобных учреждений, на содержание которых выделяются миллионы рублей, а сами приюты все равно остаются собачьими и кошачьими «концлагерями».

- В России очень тяжелая ситуация, - рассказывает Мария. - Там волонтеры приходят в госприюты, чтобы подкормить изголодавших, измученных животных, поухаживать за ними, потому что работникам приюта безразлична судьба питомцев. При этом часто волонтеры боятся говорить о приютах плохо, потому что им тогда вообще запретят вход туда. В общем, если хотите иметь представление о том, что в них происходит, прочтите в интернете статью из московских СМИ под названием «Последний приют. Операция по спасению животных в Вешняках». Там рассказывается, как в прошлом году волонтерам пришлось брать гос­приют штурмом, чтобы спасти хоть часть едва живых кошек и собак. На территории учреждения оказалась куча трупов погибших там животных. Это страшно.

Выход местные волонтеры видят в принятии правил для содержания домашних животных, где будет прописана обязательная кастрация или стерилизация беспородных питомцев.

- Пункт о контроле владельца над численностью своих животных есть в законе и сейчас, - говорит Мария. - За несоблюдение этого правила полагается штраф. Но сама формулировка настолько размыта, что ее очень сложно применить.

Есть и обратная сторона медали - если бы это правило начало внезапно действовать, количество выброшенных животных, возможно, увеличилось бы - ведь некоторые владельцы наверняка решили бы, что лишние траты им не нужны, и домашнего питомца проще выставить за порог. Но волонтеров этот факт не пугает.

- Уж лучше он отправит на улицу кошку из-за угрозы штрафа или нежелания потратиться на стерилизацию, чем по несколько раз в год будет выбрасывать ее потомство. Есть шанс, что с улицы кошка попадет в руки волонтеров и ее стерилизуют.

Зоозащитники по-прежнему упирают на то, что перенаправление средств с отлова на стерилизацию гораздо эффективнее подействовало бы на сокращение численности бездомных животных.

- Мы замечаем, что среди павлодарцев, хозяев кошек и собак, задумывающихся о стерилизации своих животных, становится все больше. Предоставление льгот, проведение каких-либо акций на эту тему помогло бы контролировать численность питомцев и тем, у кого нет на эту операцию средств. В частности, сердобольным пенсионерам. Хороший пример - госпрограмма, действующая на данный момент в Алматы: там проведен тендер, по его итогам определены ветклиники, стерилизовать свое животное в которых можно бесплатно, предоставив лишь адресную справку. Если сегодня человек стерилизует своего питомца, ни через год, ни через пять, потомства эта кошка или собака уже не принесут, а значит на городских улицах оно не окажется. Легче предотвратить проблему, чем справляться с последствиями. Здесь - также: проще не усыплять многочисленное потомство, а не допустить его появления изначально.

Сейчас волонтеры занимаются подготовкой доклада с предложениями решения проблемы бродячих животных, так как их пригласили на общественные слушания по поводу содержания домашних питомцев. Они состоятся, по предварительной информации, 16 июня, в 15:00 в актовом зале культурно-досугового центра «Колос» (Ленина,156), а участие в них примут депутаты местного маслихата и представители ветнадзора.

- Это - хороший знак, - считают зоозащитники. - Будем надеяться, что дело сдвинется с мертвой точки, и нас услышат.

Поделиться
+1