Битва за артемию продолжается

e0423557215e6d6ed0d4021fa3c29d450e6105dc

Павлодарский областной суд пришел к выводу, что озера Маралды и Кызылкак неправомерно переданы в пользование предпринимателю, решившему заниматься легальной добычей рачка артемии. Коллегия поддержала требование Министерства сельского хозяйства о расторжении договоров, и теперь судьба бизнеса может оказаться под большим вопросом. При этом в ведомстве не рассказали, как впредь сохранять уникальные водоемы, пишет "Наша жизнь".

16 ноября апелляционная коллегия облсуда на региональном уровне поставила такую точку в неожиданно возникшем споре о законности передачи озер Маралады и Кызылкак в бизнес-среду. Конкурс по долгосрочному закреплению рыбохозяйственных водоемов проведен год назад управлением недропользования, охраны окружающей среды и водных ресурсов. В конкурсный список соленых озер, в которых обитают уникальные рачки, попали и эти известные на всю страну водоемы. И право заниматься добычей получило ТОО «СтройБиоРесурс». К слову, бизнесмены взяли на себя обязательство по обустройству озера Маралды, и, как известно, начали его выполнять, особо не афишируя связь между двумя проектами. То есть официально добыча рачка и развитие курортной зоны – два разных направления, которым занимаются разные юридические лица. Организация культурного и оздоровительного отдыха на Маралдах постоянно популяризируется властями, освещается в СМИ. А как проходит становление легальной и, судя по всему, более выгодной деятельности по добыче артемии, мало кто знал. 

О том, что бизнесмены здесь всерьез и надолго, говорят темпы, с которыми преображалось место паломничества отдыхающих. За одно лето был проведен большой объем работ, да и планы озвучивались грандиозные. Еще возникли и сошли на нет скандалы с жителями близлежащих сел из-за того, что нелегально зарабатывать на артемии они больше не смогли – выставлена охрана.

Само предприятие, сообщили в управлении, в этом году добычей не занималось, погрузившись в оформление документации и ожидая результаты научной экспертизы, которая определит лимиты добычи. И вдруг как гром среди ясного неба – иск от Министерства сельского хозяйства, и претензии в нем озвучены серьезные. Специалисты ведомства стали доказывать, что конкурс был проведен с нарушением правил и квалификационных требований, утвержденных в 2015 году МСХ РК как раз на случай выставления на конкурс рыбохозяйственных водоемов. 

«В частности, нарушен срок размещения объявления, конкурсная документация размещена позже установленного срока, сроки использования животного мира не конкретизированы, выставлены водоемы с не соответствующими типовой форме паспортами, имеются нарушения по ведению журналов», – говорится в иске.

Кроме того, указано, что Маралды и Кызылкак с 2012 года и вовсе отсутствовали в перечне рыбохозяйственных водоемов местного значения. Всплыло, что решение о включении их в этот список было принято только 25 ноября прошлого года, а зарегистрировано в 29 ноября, то есть после проведения конкурса. Самый главный вывод, которое сделало министерство, касается невозможности выставления этих озер на конкурс без решения о смене их статуса на уровне правительства. Так как сейчас они входят в десятку уникальных водных объектов региона наряду с баянаульскими озерами.
Нарушения эти только на первый взгляд серьезные и не должны повлечь за собой расторжение договоров с предпринимателем, который выполнил обязательства на 25 миллионов тенге, считают в управлении недропользования. Их довод – формальные процедуры соблюдены в полном объеме. И соответствуют пунктам Правил, которые само же министерство и утвердило в 2015 году.

– Мы указали, что данными Правилами установлены сроки для проведения конкурсов по водным объектам республиканского и международного значения. У нас – местные. Размещение конкурсной документации на интернет -ресурсе позже установленного законом срока суд первой инстанции не счел грубым нарушением. Доводы о том, что в 2012 году они исключались из перечня, тоже. Ведь, когда их вновь внесли туда постановлением акимата в 2016 году, никем не было оспорено. Да, это уникальные озера, но рыбохозяйственная деятельность на них не запрещена, – говорит представитель управления Равиль Калиев. – И специализированный экономический суд иск в итоге отклонил.

Но апелляционная коллегия нарушения процедур сочла вопиющими и иск поддержала, хотя и частично. А вот доказать, что в отношении Маралды и Кызылкака действует какой-либо специальный режим охраны в связи со статусом «уникальные», не удалось. Но все равно, коллегия обязала расторгнуть договоры, заключенные между управлением недропользования и ТОО «СтройБиоРесурс» на пользование животным миром. 
Ввиду того, что постановление вступило в силу со дня оглашения, ответчики оказываются в затруднительных условиях. Специалисты управления уже заявили нашей газете, что намерены доказывать правоту в Верховном суде. И отметили, что в этом году пришлось трудиться в авральных условиях. Надо было успеть паспортизировать соленые озера (42) и подготовить по каждому документацию, чтобы успеть до конца года. Остался без ответа вопрос о необходимости подобной спешки. У властей словно была уверенность, что бизнес по добыче артемии на Маралды и Кызылкаке в ближайшее время приобретет цивилизованные очертания, начнет приносить доход в бюджет и ликвидирует неконтролируемую добычу, возможно, губительную для озерной фауны. 

По сведению наших собеседников, пожелавших остаться неизвестными, процессу помешала вызвавшая проверку жалоба лица, которое в конкурсе не участвовало. Что это, действительно забота о соблюдении законодательства или происки конкурентов? Остается только догадываться. Мы будем следить за развитием событий и уже направляем запросы в госорганы. В частности, от Министерства сельского хозяйства хотелось бы получить информацию о том, какая работа по сохранению уникальных озер Маралды и Кызылкак проводилась и проводилась ли вообще?

Поделиться
+1