Круглый стол«Проблемы педагогов и современного образования в Казахстане»

Ежегодно начало учебного года сотрясают различные скандалы. 2017 год не стал исключением. Родителям школьников и широкой общественности пришлись не по душе новые подходы в обучении русскому языку – включение в учебники Интернет-лексики, нестандартных заданий и даже сказки на «тарабарском» языке. За всей этой шумихой осталась незамеченной новость о том, что школам в Казахстане в предстоящем учебном году дополнительно потребуются 4 480 учителей. Причиной дефицита педагогических кадров остаются в основном низкая зарплата и тяжелый труд учителей. В советские годы носить звание педагога было гордостью: профессия преподавателя была одной из самых престижных, абитуриенты с трудом поступали в пединституты и готовили себя к благородному будущему. Сегодня профессия учителя и воспринимается иначе, и сами учителя относятся к своей работе уже по-другому. Молодежь больше не стремиться выучиться на учителя. Профессия педагога до сих пор остается малооплачиваемой и не престижной. По официальным данным заработная плата педагогов на 35 процентов ниже среднего показателя по стране. Не значительными являются и доплаты за подработки, в виде классного руководства. Кроме того, учителя вынуждены выполнять «общественную нагрузку» -. олимпиады, субботники, культпоходы, заполнение бумажек, звонки родителям, собрания — эти часы работы не оплачиваются. Сегодня главным мотивом для поступления в педагогический вуз является низкий проходной балл. Учиться на педагога идут в основном посредственные выпускники со средними оценками и ниже. Получается замкнутый круг: слабый абитуриент педагогического вуза – слабый студент – слабый выпускник – слабый молодой учитель – слабый ученик и т.д.. Поэтому, зачастую на работу в школу приходят не самые лучшие кадры. Важно создать условия для конкуренции в этой сфере – привлечь к преподаванию в школах самых талантливых. Единственный способ добиться устойчивых и значительных улучшений в результатах обучения состоит в том, чтобы добиться устойчивых и значительных улучшений в преподавании. В советской системе образования, считавшейся одной из самых лучших, где ученики показывали высокий уровень знаний, центральное место в системе образования занимал учитель. Высокий статус педагога, высокий уровень знаний, высокое вознаграждение являлись отличным стимулом для конкуренции в сфере образования. Специальность учителя выбирали самые лучшие и способные. Но и после обучения в профильных вузах, пройдя строжайшую систему оценки качества знаний, на работу в школу устраивались самые квалифицированные и подготовленные. Таким образом, к обучению детей допускались по-настоящему талантливые люди. Сейчас эта система разрушена. В Казахстане намечен процесс перехода казахского языка на латинский алфавит. В современном информационном технологическом пространстве, и это очевидно, латиница является глобальным и прагматичным инструментом. Латиница, как показывает опыт многих стран, в том числе и тюркоязычных, более функциональная в правописании, фонетике, и быстрее поддается усвоению со стороны учащихся начальных школ. Переход на латинскую графику для казахского языка — одна из мер по повышению конкурентоспособности казахстанцев в условиях новой глобальной реальности. Уверены, что этот процесс положительно повлияет и на систему образования в целом. Остро стоит проблема авторитета учителя в школах. Многие школьники не воспринимают учителя как наставника и педагога, относятся к нему, как к сверстнику, позволяя в отношении учителя грубость, хамство, а иногда и рукоприкладство. Так же в отношении учителей поступают и некоторые родители, не лестно отзываясь о педагогах, иногда даже в присутствии детей. Такое отношение не только подвергает сомнению авторитет учителя, но и ставит под угрозу сам учебный процесс. Глава государства Н.А. Назарбаев в своей статье "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" обратил большое внимание на образование, отметив, что «культ образования должен быть всеобщим. И тому есть жесткая и ясная причина. Технологическая революция ведет к тому, что в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Государство тратит огромные деньги на образование, но не всегда эффективно. Как отметила в своем запросе депутат фракции «Народные коммунисты» Ирина Смирнова «на то, чтобы появились качественные учебники, государством выделяются из года в год все более существенные средства. Например, в 2015 году около 10 миллиардов тенге, 2016 году 19 миллиардов тенге, 2017 году 27 миллиардов тенге. Средства осваиваются в полном объеме. Однако на качество учебников, которые продолжают заслуженно критиковать за концептуальные, фактологические, орфографические, стилистические ошибки, содержание, полиграфическое исполнение, совсем не здоровье сберегающие вес и размеры - это никак не влияет». Необходимо менять систему мотивации и отбора в педагогические вузы. Необходимо поднимать престиж и авторитет учителя. Для этого есть успешные примеры, такие как Советская система образования. Реформы в образовании должны начинаться с основы, которой является учитель. Коммунистическая Народная партия Казахстана предлагает: • Рассмотреть возможность увеличения заработной платы педагогам в первый же год работы для повышения интереса к профессии у молодежи. • Рассмотреть возможность пересмотра времени прохождения обязательных курсов повышения квалификации учителями не через 5 лет, а через з года; • Усовершенствовать материально-техническую базу школ, обращая внимание на обеспечение удобной, соответствующей возрасту учебной мебелью, современными компьютерами, оборудованием кабинетов технологии, т.к. именно эти вопросы не решаются многие годы; • Школы испытывают кадровый голод. Вместе с тем во всем мире, сейчас идет тенденция, когда к работе учителями привлекают успешных людей, из разных сфер. Бывшие банкиры, экономисты, IT специалисты, после прохождения педагогических курсов идут работать в школы. Такой подход позволяет дать детям уникальные знания и навыки, вносит в школу новые технологии, новый формат общения. Необходимо рассмотреть вариант привлечения специалистов в казахстанские школы, обеспечив возможность получения такими специалис тами знаний по педагогике на курсах; • Усовершенствовать систему вузовской подготовки педагогов, создать систему оценки качества знаний студентов, обучающихся на педагогических специальностях. Обеспечить прохождение педагогической практики в течение всего обучения. На круглом столе присуствовали представители профсоюзов учителей, городского и областного управления образования, с Института повышения квалификации учителей, представители ведущих ВУЗов региона(ПГУ,ИНеУ, ПГПИ), колледжей, школ и лицеев города Павлодара, активисты политических партий. Были рассмотренны различные аспекты из жизни учителей.Были сформированы несколько пожеланий, которые могли быть улучшить жизнь учителей: • Повышение ответственности родителей за воспитанием детей • Решение проблемы подготовки педагогических кадров • Четкое определение должностных обязанностей учителя • Качество выпускаемых учебников • Возвращение льгот учителям • Своевременное увеличение з\п.

Поделиться
+1