Почему павлодарские автопарки просили поднять цену на проезд?

5e9745c8464ac6e93066524b6fbdec0bcf0684d780 тенге за одну поездку. Больше 200 тысяч перемещений в день. Миллионы тенге проходят через водителей и кондукторов в общественном транспорте в Павлодаре и оседают…где? А вот тут надо разбираться.

Всё, что есть у пассажира после поездки в общественном транспорте, - это билет. И то не всегда кондуктор его выдает. А может оторвать и старый. Или два льготных всучить вместо обычного. И даже актуальный автобусный билет не является документом строгой отчетности. Как в таких условиях верить на слово перевозчикам, уверяющим, что они держатся на этом рынке из последних сил?

На наши вопросы ответил директор «Павлодарского автокомбината» Александр Панченко, который большую часть жизни отдал работе в сфере перевозок. «Павлодарский автокомбинат», пожалуй, самое крупное частное местное предприятие, оказывающее услуги в сфере автобусных перевозок по городу, обслуживает шесть маршрутов и охватывает не менее 40% пассажиропотока. У «Автокомбината» заключены договора со 120-ю водителями, которые зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. Они ежедневно оплачивают аренду автобуса.

- Кроме нашего предприятия, нет такого, где бы у водителя ни за что не болела голова. Он просто садится за руль и едет. А в остальных автопарках автобусы обслуживать должны сами водители, - рассказывает наш собеседник.

В обязанности водителя входит следование правилам перевозки пассажиров и багажа, заправка автобуса и его мойка здесь же, на территории комбината. Естественно, выручки водителей руководство комбината не касается, но Александр Леонидович уверяет, что перевозчики зарабатывают не так много, как кажется на первый взгляд. Ежедневно большой автобус потребляет 110-120 литров дизтоплива, так что около 20 тысяч тенге уходит только на заправку. По словам Панченко, в его автопарке один автобус приносит арендатору 10-12 тысяч тенге дохода в день. А так как водитель с кондуктором работают 15-16 дней в месяц, получается, что их заработки на самом деле не выглядят такими уж фантастическими.

Другое дело – сколько зарабатывает сам автокомбинат. Тут уже речь о миллионах тенге. Однако, и при таком денежном обороте перевозчики постоянно заявляют о необходимости поднимать тариф на проезд в общественном транспорте. И каждый раз это вызывает недоумение и негодование пассажиров. Обосновывая необходимость повышения тарифа, перевозчики традиционно ссылаются на удорожание расходных материалов. Мы попробовали узнать, из чего складываются постоянно увеличивающиеся затраты владельцев автопарков?

О том, что дизтопливо постоянно дорожает в Казахстане, не вспомнил только ленивый – его цена за последнее время выросла более чем на 50%. Немалую долю расходов составляют и масла, без которых не поедет ни одно авто.

- Мы пользуемся маслами для двигателей категории Евро 4. В Казахстане их не производят, а российские – более низкого качества, чем, к примеру, французского или бельгийского производства, - говорит директор «Автокомбината». – Литр масла «Shell» стоит 1 022 тенге без НДС. Техническая жидкость, которая используется в автобусе VOLVO, в том числе в коробке передач, стоит 1 600 тенге.

В девять раз дороже литр масла для ЛиАЗов, которые предприятие приобрело в прошлом году. «Аккумуляторы подорожали в два раза, до 56 тысяч тенге, - продолжает Панченко. - На автобус их ставится два. Срок эксплуатации – два года». Непременная статья расходов каждого автовладельца – шины. Чтобы «обуть» один автобус, нужно 600 тысяч тенге на год. И это, конечно, далеко не весь список регулярных затрат.

Ну и куда же в наше время без кредитов? Именно заемные средства помогают обновлять автопарк предприятия.

- Четыре года назад 20 автобусов мы взяли в кредит, три года назад взяли еще семь, полтора года назад взяли 10 ЛиАЗов тоже на кредитные средства. По двум займам изменились условия и кредитная ставка выросла с семи до 14%. Ежемесячно предприятие выплачивает по кредитам около 15 миллионов, - говорит наш собеседник.

Помимо этого, автобусы нужно постоянно обслуживать. Для этого на территории предприятия есть несколько цехов: моторный, топливный и другие. Специалистам, которые трудятся здесь, тоже нужно платить столько, чтобы они не стали искать другое место работы, ведь, по словам Панченко, хороших работников и без того не хватает. На предприятии выучили уже моториста, топливщика и несколько других рабочих, но они уехали в Россию.

Обсуждая тему прозрачности доходов перевозчиков, а, скорее, ее отсутствия, мы не могли не коснуться вопроса электронного билетирования. Тем более что его намеревались внедрить еще в 2014 году.

- Я согласен на эту систему, лишь бы она не привела к увеличению расходов. На ту систему, которую предлагали в 2015 году, мы не согласились, потому что с каждой транзакции нужно было платить организатору 13,5%. При нынешней рентабельности это будет убыточным, - констатирует наш собеседник.

Кстати, о рентабельности. На вопрос «что дало перевозчикам повышение тарифа до 80 тенге?» Панченко ответил, что это позволило ему пока не увеличивать арендную плату с водителей:

- Я, кроме одного маршрута, не увеличил аренду ни по одному. С нового года придется поднимать аренду, но не больше, чем на пять-десять процентов. Иначе я останусь без людей.

Сейчас же, по признанию руководителя автокомбината, предприятие не является высокодоходным.

- При действующем тарифе рентабельность в нашем предприятии составляет пять-шесть процентов. В год это два-четыре миллиона тенге, - рассказал Александр Леонидович.

Помимо прочего, у всех автопарков есть обязанности по перевозке льготников, а их в Павлодаре 15 категорий. Причем, по информации директора автокомбината, почти половину пассажиров составляют именно они.  Да, государство выделяет субсидии для компенсации расходов перевозчиков, и этого нельзя не учитывать. Однако, сколько в действительности пенсионеров, школьников, инвалидов и других категорий граждан бесплатно и с пятидесятипроцентной скидкой ездят в общественном транспорте, доподлинно не знает никто.

Журналисты не налоговые органы и проверить, сколько зарабатывают перевозчики, не в состоянии. Поэтому пассажирам остается надеяться только на обещанное электронное билетирование, которое сможет все-таки пролить свет на то, насколько оправдано ежегодное увеличение тарифов на проезд в общественном транспорте.

Поделиться
+1
Ритка Дорофеева

2Тwins214 декабря 2017 14:00

o.k.

Когда про радио разговор зайдёт

Ну, блин, ну чё ты вспугнула-то (преждевременно), теперь "пОциент" затаитсяnull, на время. 

Мirra

Мirra16 декабря 2017 12:28

Ежедневно пользуюсь автобусным маршрутом n 22  и могу сказать, что передавая кондуктору 80 тенге - билет пассажиру не выдается. Интервал движения автобусов очень далек от того, что указан на остановочных инструкциях (7-8 мин.). В вечернее время автобус n 22  нужно ждать не менее 30 минут. Вообще, автобусы в городе работают отвратительно ! 

Андрей

Andi16 декабря 2017 12:38

InFax, Здесь уже высказывалось мнение, что билет не является документом строгой отчетности. И вроде дают его или нет не важно. Но требовать билет необходимо. Билет является подтверждением того, что между Вами и перевозчиком заключён договор. Согласно которого Вы оплачиваете проезд а перевозчик берет на себя обязательство перевезти Вас из п. А в п. Б живым и здоровым. И если не дай бог в пути что нить произойдет, то именно билет будет подтверждением того, что Вы ехали именно в том автобусе и именно в то время, когда автобус попал в ДТП и Вы в результате это ДТП сломали копчик.

Мirra

Мirra16 декабря 2017 12:42

Андрей Павлодар, каждое утро требовать билет у кондуктора - это каждое утро получать заряд "бодрости и хорошего настроения" на весь день. Слишком дорог проезд !

Андрей

Andi16 декабря 2017 12:45

InFax, запишите номер автобуса или узнайте фамилию кондуктора. этого бывает достаточно, что бы она Вам пол рулона отмотала. если нет надо жаловаться. их за это по головке не погладят.

Мirra

Мirra16 декабря 2017 12:46

Андрей Павлодар, ок. 

Карамболь

Карамболь18 декабря 2017 2:05

Раньше в маршрутках, где тоже есть билетирование, оказывается, эти рулоны висели прямо в салоне. Хочешь - бери, не хочешь - не бери. Сколько ездил - ни разу не видел, чтобы кто-то вообще потянулся к этому рулону, закрепленному под самым потолком. Видимо, для "удобства" пассажиров. В Советские времена был компостер и, своего рода, драйв - подойти, сунуть бумажку и долбануть по компостеру сверху. А тут и компостера нет.

Дмитрий

dimus18 декабря 2017 9:34

Пару дней назад довелось ждать 115 маршрутку с 19:30 до 20:10. Вроде бы время не сильно позднее, но её я так и не дождался. У них что там вольница типа хочу еду, а если выходной день хочу не еду. Заказал такси, уехал, но промерз как скотина

Олег

Варфоломей18 декабря 2017 9:46

Зима. Ломаются.

Fyrion

BartSimpson18 декабря 2017 10:26

http://go2.bus-pvl.kz/  интересный сайт для ожидания автобуса, есть еще приложение автобусы павлодара https://play.google.com/store/apps/details?id=kz.nitrotek.buspvl&hl=ru

Ангельское Исчадие Рая

ДиКа19 декабря 2017 1:14

Ехала сегодня на 21 автобусе. Автоматическая система открывания дверей змэрзла и пришлось вернуться в древность кондуктору вручную открывать и закрывать дверки, причем закрывать еще и на ходу. Но, я так поняла, с маршрута сходить они не собирались. Какие такие "хорошие" специалисты у них там работают хз. 

Смысла у статьи нет никакого. Сколько помню, пас.перевозки всегда были "убыточным" бизнесом. Ноют наравне с коммунальщиками, что им вечно не хватает. И хоть бы раз было по-другому. 

Единственное, что хотелось бы сказать по этому поводу - если подняли стоимость проезда, то поднимайте и уровень перевозок. В том смысле, что 8 вечера у нас какое-то заколдованное время - половина транспорта попросту исчезает с лица города и автобус/маршрутку приходится ждать неизвестно сколько. В зимнее время очень ощущается однако.