Что хорошего для региона сделано в год экологии

62db5be60f13b7ab3d564a77241026c4ae55ac8f

Раздельный сбор мусора, его переработка и превращение этих процессов в прибыльный бизнес - то, к чему должны изо всех сил стремиться наш регион и весь Казахстан. Говорят об ответственной утилизации мусора и заботливом отношении к окружающей среде часто и много, но что фактически делается в регионе для достижения этой цели? - пишет газета Версия.

Подходит к концу год, посвященный защите экологии. В областном управлении недропользования, окружающей среды и водных ресурсов готовы подвести промежуточные итоги того, как берегли природные богатства региона и заботились о них. О деятельности ведомства на конкретных примерах рассказал его руководитель - Кадылжан Сатиев, который возглавил управление в июле прошлого года.

- Расскажите, насколько продвинулся процесс по обеззараживанию промышленной зоны бывшего завода Химпром?

- В целом, демеркуризационные работы были проведены еще в 2003-2004 годах. После этого мы разработали областную программу по мониторингу всех этих очагов загрязнения, чтобы знать, как себя ведет ртуть, какова ее концентрация в почве, в воде. Для этого мы пробурили мониторинговые скважины. Эта работа продолжается из года в год. У нас есть все исследовательские данные, но в 2016 году мы их объединили и сделали большую программу. Нам сейчас необходимо пробурить еще 41 скважину, чтобы проводить дополнительные исследования, как самого водоема-накопителя Былкылдак, так и в целом фауны в округе. У тех, кто работает в этой промзоне, возьмем пробы волос на содержание ртути. Что касается обеззараживания почвы - мы эту работу начали. Имеется возможность получить международный грант. У нас есть центр компетенции по экологическим технологиям. Его представители в прошлом году выезжали в Японию. Достигнута договоренность с компанией «Taiheyio Cement», изготавливающей порошки, которые позволяют депонировать ртуть, чтобы она не оказывала вредных воздействий ни на почву, ни на атмосферный воздух. Мы получили пробный порошок - порядка 10-15 килограммов - для проведения подробных исследований. Сейчас лаборатория АО «Каустик» взяла пробы вместе с этим порошком. Теперь ждем результатов химического анализа.

3b01bb5d6afc37e5c7607d9d02a8abcbac6c87d4
- Как вы оцениваете состояние проблемной зоны бывшего химического завода на сегодняшний день?

- Ситуация стабильная. Да, есть разовые превышения, когда ртуть проявляет себя, а в тех местах, где она захоронена - фонит. Но это происходит под влиянием погодных условий. Демеркуризационные работы, которые проводились ранее, необходимо обновить. В следующем году мы будем заказывать проекты по исследовательским работам, потом - из областного бюджета просить деньги на обновление. Но надо понимать, что сильных угроз попадания ртути в поверхностные источники или подземные воды сейчас нет.

- Вы сказали, что у людей, которые там работают, собираются взять пробы волос. Расскажите подробнее об этом исследовании.

- Да, это исследование запланировано на следующий год. Волос человека выступает в качестве индикатора. Если в атмосферном воздухе загрязнения какие-то есть, то они могут содержаться и в волосе. Ртуть при испарении может заражать определенную территорию. Мы хотим узнать, есть ли ее влияние, оседают ли пары. Это взято из международных стандартов. В той же Японии также берут пробы волос.

- В этом году почти прекратились жалобы жителей Аксу на золоотвал №2 АО «ЕЭК». Благодаря чему он перестал пылить?

- Там провели работы по рекультивации земли. Проблема существовала давно. АО «ЕЭК» стало вводить новые золоотвалы и делать консервацию и рекультивацию старых. Свои работы в этом направлении, по графику, оно проводило, однако все же, когда мы направляли туда свою передвижную лабораторию, исследования неоднократно показывали превышения по пыли. Мы все данные собрали, направили в департамент экологии. Со своей стороны они проверили, дали предписание о необходимости ускорения применения мер по рекультивации земли. В начале октября этого года все эти работы завершили: засыпали террипосеяли многолетние травы.

- Как стало известно, в этом году в переработке ТБО вы стали применять калифорнийских червей, которые превращают мусор в удобрение - биогумус. Есть ли положительные результаты от этого новшества?

- ПГУ имени Торайгырова запатентовал свою научную работу - это их метод. Мы пригласили их ученых под руководством профессора Болатжана Мустафаева. Заключили с ними договор на проведение научных и производственных работ на сумму около пяти миллионов тенге. Взяли для эксперимента участок на городском полигоне ТБО, запустили на него примерно миллион червей. Если этот метод даст хорошие результаты, мы будем широко его применять. Но, могу сказать, что уже сейчас черви произвели больше пяти тонн удобрения. Мы будем для него закупать упаковку. С 2019 года вступают в силу запрет на захоронение пластика, макулатуры и стекла, все это должно направляться на переработку (а в 2021 году запрет распространится также на стройматериалы и пищевые отходы - авт.) Биоотходы мы будем складировать на одной площадке, и в дальнейшем туда запускать червей. Биомусор в основном у нас копится на сельских свалках - это отходы животноводства. Будем там внедрять метод с использованием червей, чтобы получать биогумус.

7e302dc8afa25f5a10635f90dec8749a40a4a9c3
- Вы стали передавать сельские свалки в частные руки?

- Мы работаем над тем, чтобы узаконить их статус. Они сейчас числятся как свалки, а должны - как объекты полигонов ТБО. Первое, что сделано: акиматы районов оформили 90% земельных участков под захоронение ТБО. Всего таких территорий у нас по области 365. Мы посчитали: на составление проектно-сметной документации для 365 сел и постройки всех сортировочных линий необходимо будет затратить 51 миллиард тенге. Это экономически нецелесообразно. Поэтому на сегодняшний день мы выбрали все райцентры, а их у нас 12, и все опорные села, где есть перспектива экономического и социального роста. Для каждой свалки заказаны проекты нормативов размещения отходов, после чего местные акиматы смогут передавать их в доверительное управление. Дальше будут установлены тарифы на вывоз и хранение ТБО, в который можно включить приобретение мусорных контейнеров, техники и так далее. Такая схема удобна и выгодна для мусоровывозящей, мусоропринимающей и мусороперерабатывающей компаний.

- Один из мусоросортировочных комплексов появился на городском полигоне Экибастуза. На каких условиях он работает?

- Полигон Экибастуза в ноябре прошлого года передали в доверительное управление с последующей приватизацией ТОО «ЭкибастузКоммунСервис». После чего предприятие получило необходимые нормативы и разрешения и уже установило сортировочный завод мощностью около 40 тысяч тонн в год. Этого достаточно, чтобы сортировать все производимые городом отходы пластика и бумаги. В дальнейшем будет производиться переработка мусора и выпуск изделий, например: гранулированной крошки, полиэтиленовых пакетов, биг-бэгов, форм для фармпродукции. По аналогии с тем, как ТОО «КазБытХим» выпускает продукцию из вторсырья, закупая его у ТОО «Спецмашин».

ee2b6c346006fef099ef52f73cbbe49ef5164fc2
- Вы ведь следите и за зеленым фондом. В этом году вырубили немало деревьев по разным причинам. Расскажите о том, где высадили новые?

- Мы высаживали в районе автодороги №16, вдоль полигона. Там с обеих сторон проезжей части высадили пирамидальные тополя. Вдоль автодороги №4 в районе садоводства «Сосновый бор», в сторону омской трассы также высадили с двух сторон саженцы. В целом мы посадили 160 тысяч саженцев-двухлеток сосны. 45 тысяч из них теперь будут расти в районе села Жетекши. Приживаемость там более 80%, по нашим наблюдениям. Через семь лет какой лес там будет стоять! Остальные посадки производили в других лесохозяйственных учреждениях. На городской территории посадим еще 100 тысяч саженцев-двухлеток сосны. Мы и до этого высаживали внутри города много деревьев. Например, в районе Назарбаев интеллектуальной школы. А также раздавали саженцы пирамидального тополя жителям подтопленного участка Второго Павлодара для благоустройства дворов, получали саженцы и другие горожане. Кто-то по одному-два посадил в своих дворах, другие говорили, что будут делать целую аллею. Мы попросили их отправить нам потом фотоотчет, чтобы посмотреть, что получилось. В целом, нашему управлению в этом году выделили около пяти миллионов тенге на озеленение. За городской отдел ЖКХ я говорить не могу. Но за теми саженцами, которые посадило управление, мы сами ухаживаем

- А как обстоят дела с качеством воды в Иртыше? Что говорят химические анализы?

- В этом году мы открыли дополнительный пост на границе с ВКО - там не было должного мониторинга. От Семея до Павлодара не было ни одного поста - ни «Казгидромета», ни санитарно-эпидемиологической службы. Получается, в случае какого-то загрязнения мы не знали бы, где оно произошло и по чьей вине. В этом году мы заключили соглашение с «Казгидрометом», чтобы открыть прямо на границе такой створ, где отбирают пробы. Результаты сейчас показывают, что пока вода идет нормальная: опасных загрязнений нет. Так как российская сторона находится ниже по течению реки, мы ведем с ними постоянный обмен данными. И их качество нашей воды устраивает.

- Уже два года прошло с тех пор, как вы начали проводить зарыбление озер. Какие результаты?

- Да, первые зарыбления озер мы стали производить в 2016 году, по поручению акима области. Тогда был выезд, решался вопрос, как произвести самоочищение водоемов: где-то много камышей, растительности. Решили, что растительноядные виды рыб - карповые - в этом помогут. Это биологическая очистка, плюс досуг для любителей рыбалки. В 2016 году мы запустили в озеро Торайгыр более 90 тысяч мальков. Туда уже выписывают разрешение на любительскую рыбалку. В этом году зарыбили озера Жасыбай и Сабындыколь. Туда выпущено 137 тысяч карпов.

- В целом, жители нашего города, по вашим наблюдениям, стали бережнее относиться к природе и ее ресурсам?

- Да, горожане принимают участие в акциях по высадке деревьев, уборке территорий. Но многим еще нужно пересмотреть свое отношение к окружающей среде. Сейчас, когда мы с лесниками выезжаем, наблюдаем, что есть участки, которые до невозможности захламлены мусором. Один из ярких примеров - берег Усолки, где постоянно кто-то убирает, но очистить эту зону все равно не получается, потому что ее загрязняют постоянно. Это печально.

Фото - tabigatpv.gov.kz

Поделиться
+1