Гульмира Умбетова: "Не понимаю карьеристок"

- Гульмира, какой город вы считаете родным?
- Даже не знаю, как ответить на этот вопрос. Например, родилась я в Западном Казахстане, в городе Уральск, воспитывалась и училась в Караганде, путевку в жизнь получала в Астане и на данный момент работаю в Костанае. Все эти населенные пункты я могу назвать родными, потому что с ними меня связывает многое.
- Скажите, с Павлодаром вас хоть что-нибудь связывает?
- С Павлодаром меня пока ничего не связывает. Если честно, я первый раз в вашем городе. Но я много слышала о Павлодаре, о людях, которые здесь живут. Я знаю, что местный зритель в плане искусства очень развит. Погуляв по городу, я обратила внимание на его красоту. Скажу честно, мне здесь понравилось.
- Вы работаете в филармонии, театре или в каком-то другом месте?
- В Костанайской областной филармонии имени Елюбая Омурзакова - уже пятый год.
- К вам еще не поступали приглашения для работы в наших столицах или, может, за границей?
- Официальных предложений еще не поступало. Но, например, когда я была в Шымкенте на одном из вокальных конкурсов, меня приглашали работать в недавно открывшийся театр. Директор театра говорил: "Ну, что вы там в Костанае? Приезжайте к нам". На что я ответила: "Я уже привыкла к Костанаю". За границей же я бываю лишь в качестве участницы различных конкурсов.
- А если вам предложат перебраться за рубеж, вы согласитесь?
- Нет, если только временно, а навсегда я бы не решилась. Все же Казахстан - это моя родина, и я хотела бы, как говорится, пустить свои корни здесь.
- Я знаю, что в разные годы вы являлись участницей вокальных конкурсов Бибигуль Тулегеновой и Монсеррат Кабалье. В каких конкурсах вы участвовали помимо них?
- Несколько раз я пела на "Шабыте" и на конкурсе имени Газизы Жубановой. Также я участвовала в конкурсе имени Куляш Байсеитовой, правда, тогда я ничего не выиграла.
- Не было обидно?
- Нет. Тогда я была помоложе, и педагоги сразу настраивали меня на то, что главное - это участие. Поэтому я все восприняла нормально.
- Помимо этого, вы являетесь победителем 10-го юбилейного Международного конкурса исполнителей романса "Очарование романсом". Вы специализируетесь на романсах?
- Конечно же, нет. Конкурсы бывают разные - я участвую в конкурсах как оперного плана, так и камерного, где поют, например, романсы. Певец должен уметь все, опыт всегда пригодится. Что же касается "Очарования романсом", то именно там я получила грант, который позволил мне выехать на конкурс за границу.
- И все же, в каком направлении вы чувствуете себя комфортнее: в опере или, например, в романсе?
- Не могу сказать конкретно, ведь я достаточно многогранный человек. Мне нравится петь и романсы, и арии, и даже джаз. Тем более, если у меня получается и то, и другое, почему бы и нет.
- Например, в модельных конкурсах часто проявляется "неспортивное поведение участниц - сломать каблук или изрезать ножницами платье конкурентки. Интересно, в вокальных конкурсах подобное случается?
- Во всяком случае, я с таким не сталкивалась. Мне рассказывали, что у кого-то пропадали ноты перед самым выходом на сцену или еще что-нибудь. Так что конкуренция зарождается не только среди моделей.
- По-вашему, может ли в наше время артист из провинции пробиться на большую сцену только за счет своего таланта? Ведь сегодня немаловажную роль играют деньги и так называемый блат…
- Я считаю, что если нет таланта, то блат и деньги помогут лишь на первоначальном этапе. В конце концов, зритель все равно увидит фальшивку. Если же у человека есть основа, он должен работать над собой, и тогда ему все удастся.
- Скажите, в юности вы не хотели податься на эстраду?
- Были и такие мысли. Попса сегодня более популярна среди людей, и в ней можно быстрее продвинуться. Но то, чем я занимаюсь сейчас, для меня - духовное развитие и обогащение.
- Если же сегодня променять все на попсу? Ведь в шоу-бизнесе можно неплохо заработать.
- Нет.
- Кстати, что касается материального вопроса. Каковы заработки молодых артистов из Костаная на примере Гульмиры Умбетовой?
- Хотелось бы больше. Все-таки в Казахстане не все артисты ценятся так, как за рубежом. По-настоящему талантливых людей не так много, по сути, и хотелось бы, чтобы они поддерживались.
- Когда вы были за границей, не сравнивали заработки тамошних артистов и отечественных?
- Тогда мне было не до того. Я сравнивала профессиональный уровень музыкантов разных стран, смотрела, как живут заморские артисты.
- И каков же результат ваших наблюдений?
- Везде существует одна и та же проблема - профессиональная вокальная школа теряет свои корни. Такое встречается практически в каждой стране. Я думаю, чтобы избежать этого, каждый музыкант должен найти своего преподавателя, который направит в нужное русло.
- Вы можете говорить о том, что нашли своего или своих преподавателей?
- Думаю, да.
- С кем из них вы поддерживаете отношения?
- Когда я приезжаю в Астану, я всегда навещаю своего педагога Розу Рустамбековну Тленчиеву. Эта замечательный человек, она дала мне очень много. Кроме того, моим педагогом можно назвать вашего земляка Шахимардана Абилова, у которого я стажировалась. Мы и с ним до сих пор общаемся.
- Вы выпускница Казахской национальной академии музыки. Сложно было пробиться в ряды студентов этого заведения?
- Не так уж и сложно. В консерваторию, которая существует уже много лет, думаю, сложнее пробиться. Когда я поступала в академию после окончания музыкального колледжа в Караганде по специальности "Пианино", у меня не было базы как таковой. Один год я занималась на подкурсе и только после этого начала изучать основы, как все остальные.
- Вы из творческой семьи?
- У моих родителей нетворческие специальности, но каждый из них по-своему творческий человек. Мой папа играет на домбре, а мама поет.
- Как родители восприняли ваше увлечение музыкой, искусством?
- На "ура", особенно мама, которая делала все для того, чтобы я добилась чего-то в искусстве. Она всегда поддерживает меня.
- Вы карьеристка? Еще не задумывались о семье?
- Я уже была замужем, и у меня есть сын. Карьеристок я не понимаю, потому что, когда ты добиваешься определенных высот в карьере, времени на создание семьи может и не хватить. Тем более, женщинам нужно успеть все в молодости. Мне кажется, надо умудриться совместить и то, и другое. Наверное, у меня это получилось, и на данный момент я работаю над карьерой.
Гульмира Умбетова - солистка оперного театра Костанайской областной филармонии. Она является победительницей Х конкурса "Очарование романсом", получившей грант Министерства культуры и информации РК, участницей конкурса вокалистов в Испании, обладательницей третьего места в III Международном конкурсе вокалистов Бибигуль Тулегеновой.