Корреспондент еженедельника побеседовал с человеком, от которого во многом зависит качество услуг общественного транспорта. Речь шла об уникальности системы пассажирских перевозок в Павлодаре и об электронном билетировании, передает Обозрение недели.
Ежедневно на дороги Павлодара выезжает 479 автобусов и 109 трамваев по 44 маршрутам. Марат Асылбеков, заведующий сектором транспорта отдела ЖКХ, с гордостью рассказывает, что за последние пару лет арсенал автобусных парков обновился на 58%, а трамвайного управления - на 30, и обещает, что работа на этом не остановится.
- Куда делось электронное билетирование? По этому вопросу затишье…
- Никуда оно не делось. В июле мы запустили пилотный проект на двух маршрутах - в автобусе №10 и трамвае №11. У нас есть год, чтобы посмотреть, как приживется такое новшество в городе. И если на первых этапах количество людей, которые пользовались таким способом оплаты, было 0,03%, то сейчас около 4%. И это очень хороший показатель за два месяца для нашего города. Я приведу пример: в Минске ввели электронное билетирование в 2013 году, и в первые месяцы 10% населения пользовались им. И это при условии, что население было замотивировано дифференциальной оплатой. То есть, например, если платишь наличными, то билет стоит 160 тенге, а если картой - 80. У нас не было возможности таким способом мотивировать людей, но сейчас внесли поправки в закон. Только теперь наша задача - за год понять, какую разницу между тарифами делать, чтобы это было удобно и пассажирам, и перевозчикам. Допустим, оставим для электронного билетирования 80 тенге, тогда сколько будет стоить билет за наличные? Это нам предстоит выяснить.
- Как считаете, 80 тенге за билет в общественном транспорте - оптимальная цена?
- Средняя стоимость проезда в Казахстане примерно 90 тенге, но у нас не самый дешевый тариф, но и не самый высокий. Скажем так, что мы в золотой середине. Я полагаю, что в связи с тем, что приобретается новый транспорт, а значит, растет качество грузоперевозок, - будет расти и тариф. Поднимать его или нет, решат руководители региона. Но пока от перевозчиков предложения о повышении тарифов не было.
- Часто пассажиры жалуются на качество перевозок? Например, на то, что не приехал автобус, нахамил кондуктор и так далее.
- Мы перевозим ежедневно 920 тысяч человек, и конечно, есть недовольные. Ведется ежедневная профилактическая работа с водителями и кондукторами. Но, к сожалению, сейчас кондукторы и водители не принимаются в парк, как рабочие, они оформляются как предприниматели. То есть просто арендуют автобусы. Исключение только трамвайное управление. Но в договоре совместной деятельности предусмотрены в первую очередь штрафные санкции. Например, если водитель сидит за рулем и разговаривает по телефону, курит и так далее, это карается. Пассажир фиксирует это на камеру, отправляет нам, и мы в течение нескольких дней выносим это на совет по безопасности и привлекаем водителя к ответственности.
- А перевозчики требовательны? Часто жалуются на условия?
- Конечно, жалуются, но мы с ними ведем переговоры. Система предполагает не только их права, но и обязанности. Я им всегда говорю, что перевозки - это социально ориентированный вид бизнеса, и нужно это понимать.
- Известно, что Павлодар - город трамваев. Насколько выгодны городу трамвайные перевозки?
- Это очень выгодно. Транспорт не зависит от погодных условий, срок его службы очень большой. И кстати, Павлодар в этом смысле уникальный город. Трамвайное управление и автобусный парк были образованы в 1965 году. В первую очередь они нужны были для того, чтобы доставлять рабочих на заводы, градообразующие предприятия. В последующем трамвайные перевозки включились в общегородские. Трамвайные перевозки существовали только в Алматы, Павлодаре, Темиртау, Усть-Каменогорске. На сегодняшний день Алматы отказался от них с учетом развития метро. В Усть-Каменогорске лишь 5% трамваев из всего арсенала общественного транспорта, в Темиртау вроде десять вагонов, которые перевозят только рабочих на предприятия. 109 вагонов только у нас. И мы развиваемся, обновляемся. Тем более у нас трамвайные ветки обособлены от дорог, нет заторов и аварий - это огромный плюс.
- Чем еще уникальна павлодарская система пассажирских перевозок?
- В других городах, в том же Экибастузе, на дачный сезон запускают новый рейс, но мы для удобства пассажиров просто продлеваем. Дачники напрямую, без пересадок и лишних затрат доезжают до дач. Кстати о пересадках - у нас в 95% случаях пассажир добирается, куда ему нужно, без пересадок, такого процента ни в одном городе нет. Оптимизацию автобусов малого класса также провели только мы. Кроме того, у нас нет маршруток, где человек вынужден ехать согнувшись в три погибели. Было 349 таких маршруток, но в 2016 году их заменили. Далее, у нас самый большой перечень льготников - 17 позиций. Такого тоже нет нигде.
- Какие позиции, кроме установленных законодательством, вы перевозите на льготных условиях?
- По республике полагается бесплатно провозить детей до семи лет, от 7 до 15 - за 50% от стоимости билета. Это законодательное право. Больше никаких льгот. Например, в Усть-Каменорогске льготы для пенсионеров: с 70 лет, то есть даже не по достижении пенсионного возраста, всем пенсионерам снижают проезд на 10 тенге. Такие вот правила. А льготы устанавливаются на основании решений местных исполнительных органов. И сейчас я скажу не льстя, а как факт, который я наблюдаю, работая здесь 14 лет. Сегодняшнее руководство поддерживает развитие и улучшение именно транспортной отрасли. Булат Бакауов очень серьезно относится к пассажирским перевозкам. Обновление подвижного состава, электробусы и так далее - конкретно сделано по его политической воле. До него эти вопросы решались по остаточному принципу.
Полную версию читайте на сайте Обозрение недели.
Фото: Станислав Манаков
Да, система "уникальная" , действительно)
Уникально лагает!
Автобус N22 не дождешься никогда)
На остановках ни маршрутов движения, ни интервалов движения, ни номеров автобусов, ничего не указано!
Уникально!
Если это правда, то налоги составят минимум 7,3 млн тенге в день! Т.е. 10% от выручки. Даже с учетом детей и льготников (которые кстати финансируются из бюджета) пусть будет 5 млн тенге в день. Это 150 млн в месяц. А каковы реальные поступления в бюджет от этого бизнеса?
Понятно. что и близко не такая сумма.
Тут речь идет об электронном билетировании. А вот сегодня в 12.30 имел счастье проехать в кои веки раз на автобусе №22. Гос. номер 557 AD 14. Так билеты вообще не выдавались. Кондуктор пояснила, что водитель ЗАБЫЛ взять билеты и она тут не причем. Типа: Вам билет или ехать? Что то мне подсказывает, что в таких автобусах валидаторы работать не будут.
, уверяю вас, - "двадцать второй" один из самых благополучных маршрутов!
Попробуйте дождаться, например, "пятёрку"...(((
,
Не помню кто, но точно здесь, на павоне, рассказывал о системе оплаты "подорожник". И фишка в том, что если перевозчик не может принять безналичную оплату, то пассажир едет бесплатно...
, Мне тоже такая мысль пришла в голову. По аналогу магазинов. Если чек не дают можно не оплачивать товар. Но ведь. что билет не дадут узнаешь уже после оплаты.
, всю прошедшую неделю приходилось ожидать маршрут N 22 в интервале с 10:30 - 11:50. Ожидала не менее 40 минут. Бесполезно. Если это благополучный маршрут, то боюсь думать о неблагополучном.
,
Если не берут оплату картой (не работает валидатор - будет самая постоянная причина отказов оплаты безналом), то я еду бесплатно. Причем здесь билет?
Мне должна прийти смска об оплате. Это и будет документом. И пусть вообще бумажные билеты канут в лету.... Вон, урны куда-то исчезли с остановок - мусору прибавилось...
, это традиционное время "обедов" и "разрывов"... Час пик прошёл - часть автобусов сошла с маршрута. А вот "пятёрку" я даже ждать утром боюсь - на работу опоздаю практически гарантированно.
, традиционное время "обедов", "разрывов"... Кто это выдумал? Или это элементы уникальной системы?
В любом случае, так не должно быть)
Думаю, что на самом деле, не существует никакой системы)
Хаос! Управлять хаосом невозможно)
,
Это всегда было, даже в советские времена. Пассажиропоток в это время резко падает - основная масса людей уже доехала до работы. А возить полтора человека в огромном автобусе элементарно не выгодно.
Конечно, ничего "уникального" в системе павлодарского автохозяйства нет и быть не может, это своеобразная фигура речи.
Есть бизнес. С сильной теневой составляющей. И хозяева этого бизнеса всячески сопротивляются выводу его из тени.
, ох не наю. я нечасто пользуюсь общественным транспортом (в смысле никуда не езжу), но как-то в августе я потащил свою половину на набережную, посмотреть и послушать концерт.Музыканты не понравились и я повел свою по новой набережной до моста.Оттуда решили уехать автобусом с конечной остановки"Берег".На остановку пришли в 20.54.Автобусы подъезжали,но пассажиров никто не бралВсе быстро сваливали с маршрута.Только в 21.50 подъехал какой-то сумасшедший 27-ой и забрал все,даже тех кому туда было не надо.Мы доехали до Сатпаева и по Торайгырова потопали домой.Короче эта история уважения к городскому перевозчику не добавила.Может быть надо заводить какую-нибудь службу ,в которую можно позвонить,назвать маршрут и номер автобуса, а заодно проверить потом,как наказали недисциплинированного водителя.)))
, а мне приходится им пользоваться, увы...
Хотя, если погода не экстремальная, предпочитаю пешие передвижения. Даже на работу 35 минут стараюсь пройти пешком.
Но общественный транспорт подбешивает основательно. И автобусы, многим из которых давно пора на свалку (уже молчу про ржавые трамваи), и маршрутки с устойчивым запахом старья и водительским лагерным шансоном на весь салон....
А уж песни господина Рудакова о нерентабельности пассажирских перевозок, убытках и прочих ужасах.............
, полностью с вами солидарен!Но я-то не езжу не из принципа.Просто я домашнее животное.)))Мне далеко ходить тяжело.))