Автомобильный ажиотаж

Батырхан Нургалиев на новенькое авто планировал пересесть еще два месяца назад. Заказал машину в Америке, однако в пути она застряла в китайском Тайцане, где вместе с ней пылятся еще несколько тысяч машин. Между тем, 1 июля в Казахстане заканчивается срок так называемой льготной растаможки.
Батырхан Нургалиев:
- Таможня, надеемся, что даст нам отсрочку на растаможку.
Кайрат Тлейбаев:
- Таможенная очистка вырастет в разы, то есть это будет в десятки раз. Если сейчас, на данный момент, она стоит, грубо говоря, 1500 долларов, теперь она будет стоить 15000, то есть получается стоимость машины, которую мы покупали там.
Александр Сегеда:
- Я заплатил последние деньги за автомобиль, плюс заплатил за дорогу. Сейчас у меня осталась определенная сумма только для того, чтобы ее растаможить. Что будет, я не знаю. Если правительство не пойдет нам навстречу, я просто не знаю, что со мной будет.
Если в Китае причиной задержки стало банкротство компании-перевозчика, то машины из Арабских Эмиратов не могут доехать до своих законных владельцев из-за разногласий иностранных поставщиков. Около 5000 машин застряли в Иране и Туркмении с ноября прошлого года. Денис Панагумин уже даже не надеется, что его «Тайота Камри» приедет в целости и сохранности.
Денис Панагумин:
- Те машины, которые там стоят, уже разграблены, разбиты, даже есть такие машины, которые сгорели. Я не знаю, никто ничего не может сказать с моей машины, потому что там никого не впускают. Если эта машина придет разбитой, то это опять те же деньги вкладывать туда, и машина уже станет золотая.
В Таможенном комитете уже заявили, что продлить льготную растаможку они не могут по правилам Таможенного союза. Владельцы машин ещё надеются, что власти разрешат им так называемое предварительное декларирование, но чиновники и тут разводят руками: такой вариант не предусмотрен законом.
Ринат Акбергенов, главный специалист таможенного поста «Алматы ЦТО»:
- Порядок оформления таков. Процедура предварительного декларирования не может применяться к упрощенному порядку. Я думаю, что данные вопросы будут рассмотрены, возможно, и правительством, то есть это не в нашей компетенции. Есть таможенная процедура, предусматривающая временное хранение товаров на территории Таможенного союза в течение трех лет.
О новых таможенных ставках на машины заговорили сразу после вхождения Казахстана в Таможенный союз. Правительство дало отсрочку лишь на год. За это время все желающие могли успеть растаможить машины по льготным ставкам. За это время только в Алматы прибыло более 31 тысячи иномарок со всех уголков мира.
Тем временем, люди, чьи машины уже ржавеют в морских портах и на таможенных постах, не собираются отступать. Они создали интернет-форумы и сайт, где ведется учет всех застрявших за рубежом авто, а в ближайшее время готовятся собраться в Астане перед зданием правительства.








© КТК