Кто «прокатил» жителей Ленинского?

Но почему-то за проезд в городском транспорте жители этой части города всегда платят дороже. До недавнего времени проезд ленинцам обходился в 50 тенге. При этом поездка до поселка Кенжеколь, который так же, как и Ленинский, входит в городскую черту, стоит 45 тенге.
И вдруг на днях проезд в маршрутном автобусе №38 подорожал на целых 15 тенге. Правда, через день тариф стал прежним.
Однако уже 13 мая, по словам людей, кондуктор 38-го автобуса вновь стала требовать доплату в 15 тенге, заявив, что согласие на повышение стоимости проезда дал поселковый аким. Вечером того же дня пассажиров этого маршрута предупредили, что с 15 мая проезд подорожает до 65 тенге. С утра в 38-м автобусе люди платили по 65 тенге, но к обеду тариф почему-то опять вернулся на прежний уровень в 50 тенге.
- То ли над нами решили поэкспериментировать, то ли поиздеваться, - сетовали жители Ленинского, позвонившие в редакцию «НВ». – Стоимость проезда повысили сразу на 33 процента. На каком основании? Кто дал право перевозчику поднимать тариф? И за что мы должны платить такие деньги, если утром, вечером и в час пик вынуждены ехать в битком набитом автобусе? Из-за этого многим приходится добираться до города на попутках. Мы не раз просили увеличить количество автобусов на данном маршруте, сократить интервал движения с 30 до 20 минут. Но от нас отмахиваются, как от мух. А как речь заходит о повышении тарифов, то власти тут же дают перевозчикам «зеленый свет», - возмущались сельчане.

Жалобы ленинцев мы попытались адресовать автоперевозчику ТОО «Шыгыс», обслуживающему маршрут №38. В телефонном разговоре начальник Павлодарского участка Абубакир Дюсенов поначалу отрицал факт повышения проезда:
- У вас неверная информация. Никто из арендаторов оплату в автобусах не поднимал.
Вот сейчас мне с отдела ЖКХ позвонили и сказали, что люди с Ленинского жалуются, что с них опять собрали плату за проезд 65 тенге. Какие люди? Пусть эти люди придут ко мне и скажут номер автобуса, я выясню и уволю этого арендатора. Давайте конкретные факты, мы на месте разберемся, - уверял собеседник.
Однако в конце нашего разговора г-н Дюсенов все-таки признал, что доплату в 15 тенге с пассажиров собирали.
- 10 мая мы получили распоряжение от своего гендиректора повысить тариф до 65 тенге, и мы его подняли. Потом отменили, когда люди шумиху подняли. Сейчас мы ждем разрешения от акима области. Не только мы, а все перевозчики ждут повышения стоимости проезда за селитебную зону на 25 тенге. Бумаги у него уже на столе, как он подпишет, так мы сразу повысим. Людям, возможно, кажется это ненормальным. Но с нашей стороны, если разобраться, то это нормально. Потому что на дизтопливо подняли цену, запчасти дорогие. Вот сейчас автобусы у нас ломаются, стоят на ремонте, мы же покупаем запчасти. Лично мы приобретаем их в России, потому что здесь они дорогие. Мы же частники, даст наш генеральный директор команду - будем поднимать, а что тут такого? Почему люди не возмущаются, когда дорожает энергия, хлеб? Мы же тоже не можем работать себе в убыток, - высказывал свои горести г-н Дюсенов.
Знают ли в отделе ЖКХ, в чьем ведомстве находятся общественные перевозки, что творит перевозчик?
Знают. Как заявил в телефонном разговоре начальнике городского отдела ЖКХ Игорь Рыбас, перевозчик действует законно:

- Был сход жителей поселка, где они дали добро на повышение тарифов в автобусах. На сходе в Ленинском присутствовал аким поселка, который сам инициировал его, где люди высказали свое согласие. Если он сейчас это отрицает, значит, у него, наверное, амнезия. Перевозчика мы наказывать не будем, потому что, повысив оплату в автобусе, он не совершил ничего противозаконного. Его действия законны. Наш отдел регулирует тарифы на проезд в общественном транспорте только в селитебной зоне города. За ее пределами они регулируются соглашением между перевозчиком и жителями села. На сходе инициативной группой сельчан был подписан протокол. Такие подобные сходы прошли в селах Мойылды, Кенжеколе и Павлодарском, на которых определили, на сколько должна повыситься плата за проезд в автобусах. При этом учитывалась дальность расстояния от города, километраж. Села Кенжеколь и Павлодарское находятся ближе к городу, соответственно здесь для жителей проезд до города будет стоить чуть меньше, чем в Ленинский. Все это с людьми согласовано, поэтому здесь никаких нарушений нет, - уверял г-н Рыбас.
Почему начальник отдела ЖКХ называет поселок Ленинский «неселитебной» зоной?
Согласно закону Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, «селитебная территория — часть территории населенного пункта, предназначенная для размещения жилой, общественной (общественно-деловой) и рекреационной зон, а также отдельных частей инженерной и транспортной инфраструктур, других объектов, размещение и деятельность которых не оказывает воздействия, требующего специальных санитарно-защитных зон».
Судя по заявлению г-на Рыбаса, жители Ленинского живут не в городе, а на каких-то незаконных выселках. Между тем еще в 2006-2007 гг., в период легализации, земельные участки в Ленинском для выкупа в частную собственность оценивались по 114 тенге за квадратный метр, то есть по цене, установленной для городских земель. Если, по заявлению г-на Рыбаса, Ленинский - «неселитебная зона», то тем, кто выкупил свою землю в поселке по цене городской земли, впору подавать в суд иски о возвращении незаконно взятых с них денег.
Аким поселка Ленинский Абикен Женис, узнав о том, что перевозчик якобы заручился его согласием с повышением цены на проезд, был крайне удивлен:
- Такого быть не может! К нам поступило письмо с отдела ЖКХ по организации перевозок, с предложением от перевозчика рассмотреть вопрос повышении тарифа в автобусах, - говорит аким. - Мы провели сход жителей. Население выступило против этого повышения, поэтому никаких решений на сходе мы не принимали. В ходе опроса жители также высказались против повышения. А я за весь поселок принимать решение не имею права. Поэтому никакого согласия не давал. Никаких официальных писем о повышении тарифа к нам не поступало. На прошлой неделе был факт с утра, но я сразу же позвонил в отдел ЖКХ, где сказали, что никаких оснований для повышения тарифа нет, и никто его не поднимал.
Поэтому мы направили письмо в отдел ЖКХ оставить тариф на прежнем уровне, то есть 40 тенге по городу и 50 тенге до Ленинского, и упорядочить все эти дела. А то получается, перевозчики занимаются самовольством. Такого же не может быть. В одном автобусе поднимают цену, в другом – нет, хотя маршрут один и тот же.
Не слишком приятно сталкивать на страницах газеты государственных служащих, один из которых заявляет, что у другого «амнезия», а другой отрицает, что народ дал согласие на повышение проезда. Но из песни слова не выкинешь.
Так кто же «прокатил» жителей Ленинского? И почему отдел ЖКХ защищает перевозчика, заявляя, что он действует «законно»?
Насколько известно, перевозчики становятся участниками рынка городских автобусных перевозок на конкурсной основе, то есть, выиграв тендер, который проводит городской отдел ЖКХ. В договоре на оказание услуг, который отдел заключает с победителями, должны быть прописаны тарифы на эти услуги. И если перевозчик в одностороннем порядке изменяет условия договора, ухудшая тем самым социальный уровень части населения, а отдел ЖКХ заявляет, что это законно – может, кому-то следует обновить в памяти антикоррупционное законодательство?
К слову, на недавней встрече с представителями садоводств аким области ясно дал понять перевозчикам, что о повышении тарифов в общественном транспорте не может быть и речи, напомнив, что в регионе достаточно фирм, готовых работать на рынке пассажирских перевозок и возить людей по действующим тарифам.
Нам кажется, руководителю городского отдела ЖКХ стоит прислушаться к словам главы области. А также больше печься не об интересах частной фирмы, а о рядовых павлодарцах.
Новое время