Авто снова становятся роскошью

Китайский затор
Напомним, в связи с введением Таможенного союза с 1 июля этого года в Казахстане отменяется режим льготной растаможки автотранспорта. Чтобы успеть так сказать «на последний перрон» как минимум 450 казахстанцев, по другим данным 3 тысячи человек, еще в январе-феврале приобрели через интернет-аукционы кто в Европе, кто в Америке подержанные авто. Но до сих пор так и не дождались своих машин.
Сначала дурные вести стали приходить из Поднебесной. По непонятным причинам китайская морская компания ТСС, которая занималась транспортировкой машин из Штатов, выгрузила контейнеры не в том порту. В результате тамошние таможенники арестовали контейнеры с казахстанскими авто.
Затем стало известно, что машины застряли не только в Китае, но еще и в Арабских Эмиратах, Иране, Туркменистане. Правда, на днях из Поднебесной пришло сообщение, что арест с казахстанских авто, застрявших в порту Тайцан, начали постепенно снимать.
- 10 контейнеров с машинами покинули этот порт и выдвинулись в сторону границы с Казахстаном, - рассказывает активист инициативной группы Алексей Кубрак. – Несмотря на это надежды, что контейнеры успеют дойти до Казахстана до 1 июля, небольшие. По информации логистических компаний, которые работают на территории Китая, на таможенных постах «Хоргос» и «Достык» скопилось огромное количество контейнеров. Например, на «Хоргосе» свыше 4 тысяч контейнеров. При этом пропускная способность там максимум 200 контейнеров в сутки. То есть, физически они не смогут пропустить контейнеры с нашими машинами. Мы пытались созвониться с таможенными постами, но на «Хоргосе» всегда отвечает автоответчик, а на «Достыке» сказали, ничего сделать не могут. Теперь у нас все упирается в казахстанскую таможню.
Час Х близок
Меж тем до 1 июля остались считанные дни. И если ситуация не разрешится, тысячи казахстанцев так и останутся без «железных коней». Потому что уже через две недели растаможка, скажем, автомобиля старше 5 лет с объёмом двигателя от 1500 до 2500 см3 обойдется от 6 до 10 тысяч евро. За растаможку авто того же возраста, но с объёмом двигателя более 2500 см3, придется отдать 14 тысяч 500 евро. Другими словами в два раза выше стоимости самого автомобиля. И денег у людей на это просто нет.
Представители независимого автомобильного союза Казахстана предложили отечественному правительству разрешить гражданам, ставшим жертвами стечения обстоятельств, произвести предварительное растамаживание. Документы на авто у людей на руках, и вполне логично было бы позволить им оплатить пошлину, не дожидаясь прихода контейнеров.
Однако пока правительство ограничилось лишь заявлением, что продления льгот на растаможку машин не будет. Мол, в условиях Таможенного союза это не в компетенции Казахстана.
Впрочем, люди не оставляют надежду. На прошлой неделе инициативная группа написала письма в «Нур Отан», лично президенту. С депутатским запросом к премьер-министру страны обратилась мажилисмен Бахыт Сыздыкова. По ее словам, если автолюбители не успеют вовремя ввезти и оформить автомобили, может возникнуть социально нездоровая ситуация, чего допустить, конечно, нельзя. Какой будет реакция на эти обращения Карима Масимова, станет известно уже в ближайшие дни.
Кстати, в такой же ситуации, как и казахстанские граждане, оказались жители Беларуси. По сообщениям белорусских СМИ, огромное количество контейнеров застряли в литовских портах, которые просто не справляются с потоком грузов. Однако власти Белоруссии, как и в Казахстане, настаивают: продление сроков льготной растаможки автомобилей – невозможно.
В угоду российского автопрома
Официально отказ от льготной растаможки объясняли тем, что у подержанных авто из Европы и Америки не все в порядке с выхлопными газами (для начала навели бы порядок с выбросами с заводов), у машин из Японии руль вообще не на том месте. И якобы именно это, а не пьяные водители за рулем и возможность «развести» любое происшествие на месте, является причиной роста ДТП.
Меж тем в реальности отказ от льготной растаможки есть ни что иное, как прямое лобби российского правительства. Куда-то им же нужно сбагривать (по-другому и не назовешь)изделия российского АвтоВАЗа, которые даже у Путина заводятся только с пятого раза!
Казахстанским чиновникам, привыкшим к комфорту и надежности западных авто, чудо российского автопрома, понятное дело, не грозит. Но что делать простым налогоплательщикам? Купить новую машину в салоне по цене двухкомнатной квартиры вряд ли много платежеспособных павлодарцев найдется.
Кстати, казахстанские эксперты уже прогнозируют с 1 июля резкий скачок цен на подержанные машины. Кто говорит о 40-50 процентном росте, кто о 80-100 процентном.
- Безусловно, после того, как льготы закончатся, таможенная пошлина возрастет во много раз, и в стоимости автомобиля это будет, по крайней мере, от 40 до 80 процентов уже, - заявил в эфире «КТК» председатель Совета казахстанской ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков.
- Я считаю, что рынок подержанных автомобилей можно похоронить, - убежден председатель Независимого автомобильного союза Казахстана Эдуард Эдоков. - Смысла ввозить подержанную иномарку и платить за нее стоимость таможенных платежей, акцизы, НДС, которые превышают чуть ли не в два раза стоимость самой машины, смысла не будет абсолютно никакого.
В итоге казахстанцам только и остается - никак не умирающий российский автопром. Вот только цена на автоизделия соседей совсем не соответствует их качеству, не говоря уж о простом комфорте, к которому успели привыкнуть наши автолюбители.
P.S. Тем временем, казахстанские автомобилисты, которые из-за форс-мажорных обстоятельств не успевают ввезти свои авто до 1 июля, в крайнем случае намерены подать коллективный иск в суд Таможенного союза. Другого выхода люди просто не видят.