Нужен ли кредит на похороны?

Пожилой житель Экибастуза считает разорительными сложившиеся сегодня традиции похорон. В департаменте по делам религий согласны с аксакалом и говорят, что церемонии прощания с родными желательно делать более скромными.

Первоцелинник, 74-летний Женис ОРАЗБАЕВ недоумевает, почему на похоронах устраиваются чуть ли не пиры, на которые расходуется от нескольких сотен тысяч до миллиона тенге?

– Тратятся большие суммы на то, чтобы покормить 250–300 человек. Они что, голодные?! Это же разорительно для родственников умершего, – говорит Ж. Оразбаев. – Говорят, что стыдно не позвать людей. Даже берут кредиты!

Вместе с тем аксакал добавляет, что похороны, превращенные в той, смахивают на некое хвастовство. Женис Сакенович ссылается на книгу Мырзатая Жолдасбекова “Шын мен шынарлау”, в которой описывается, как в средневековье степные богачи устраивали пиршества по покойным, пытаясь друг друга перещеголять. Один из таких баев на поминки по своему сыну зарезал 1860 лошадей, 600 баранов, пригласив представителей трех жузов.

В то же время пенсионер говорит, что беседовал с муллами, и они пояснили, что никто не может принуждать верующих мусульман в обязательном порядке резать скот, чтобы угощать приходящих на похороны. Люди приходят проститься, это горе, а не праздник…

В областном департаменте по делам религий согласны с Ж. Оразбаевым в том, что похороны не обязательно должны быть пиршеством. Глава этого органа Ержан РАХИМЖАНОВ рассказывает:

– Насчет поминок в шариате ислама говорится, что умершего должны омыть, одеть в саван, прочитать за него жаназа (обряд прощания), похоронить и после не забывать в своих молитвах. Накрывать стол не обязательно, – отмечает Ержан Мэлсович.

Он обращает внимание на то, что каноны мусульман не требуют больших затрат. По словам Е. Рахимжанова, шариат против расточительства, показухи и хвастовства своим богатством. Даже муллу не обязательно звать. Совершить молитву может кто-либо из родственников.

Ержан Мэлсович поясняет, что человек “должен делать все в меру своих возможностей, без лишнего фанатизма”. В том числе во время похорон.

Он акцентирует внимание на то, что установка роскошных мраморных надгробий тоже не соответствует шариату. Над могилой можно выполнить надпись, указывающую имя умершего, и только. Ограждение делается для того, чтобы могила не оказалась под ногами людей или животных.

– К сожалению, многие мусульмане думают, что показать свою любовь к ушедшему в мир иной родственнику они могут, построив ему большой мавзолей. Эта точка зрения ошибочна, – уверен Е. Рахимжанов.

Поделиться
+1