Закрытая «вечеринка»

На этой неделе в Павлодаре прошло совещание, посвященное экологической обстановке в регионе. Возможно, о нем бы так никто и не узнал - пригласить журналистов представители соответствующих ведомств и областного акимата не посчитали нужным, - если бы среди участников обсуждения не оказался правозащитник и эколог Юрий Павленко. Он-то и рассказал нам, почему власти решили собраться втихаря и строго-настрого запретили распространяться о том, что происходило во время заседания.

- Юрий Федорович, давайте начнем с того, как вы попали на закрытое совещание и что это вообще было за собрание?

- Это была коллегия управления природных ресурсов и регулирования природопользования и департамента экологии под председательством заместителя акима области Нуржана Ашимбетова. Одна знакомая попросила меня присутствовать на этом совещании вместо нее. Я согласился, тем более у меня была масса вопросов к чиновникам от недропользования и экологии. Мое имя включили в список приглашенных, и я спокойно прошел.

- То есть участников пропускали по определенным спискам?

- Совершенно верно. Скажу, что я был едва ли не единственным из общественников, кто пришел на эту встречу.

- И, конечно же, журналистов вы не видели?

- Ни одного! Я сам был в шоке. Все время оглядывался назад, смотрел, есть ли в зале хотя бы один журналист. Даже спрашивал у сидящих рядом: “А где же корреспонденты?” Знаете, сама атмосфера на совещании была какой-то удручающей, тоскливой. Присутствующие сидели молча, опускали головы и даже не говорили друг с другом. Такое впечатление, что я оказался на секретном армейском заседании. Я служил в армии и знаю, что это такое.

- И что же такого интересного обсуждали чиновники за закрытыми дверями?

- Поводом для встречи стала экологическая ситуация в Павлодарской области. На совещании выступили несколько докладчиков, среди которых были начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Серик Бейсенкулов и руководитель департамента экологии Талап Касымов. Могу сказать, что их доклады, как и выступления других чиновников, на 90% представляли собой скучные отчеты, мол, были там-то, потратили столько-то, тогда-то все приведем в порядок. При этом темы докладов были очень далеки от тех проблем, которые волнуют жителей региона.

- А что же нас больше всего волнует, по-вашему?

- На мой взгляд, власти в первую очередь должны обратить внимание на то, почему допускается строительство детских площадок на улицах, которые перегружены дымящими автомобилями. Кроме того, нужно решить вопрос о переводе юных озеленителей на загородные участки. Почему наши школьники и студенты во время летних работ трудятся на центральных улицах и дышат выхлопными газами? Пусть уж лучше они занимаются созданием так называемого зеленого пояса вокруг Павлодара. Также нужно задуматься над тем, целесообразно ли передавать земли Семипалатинского ядерного полигона под сельскохозяйственное производство и стоит ли придавать озеру Былкылдак, в которое много лет сбрасывали тяжелые металлы, статус “природного озера”. Еще пора бы и нам начать применять высокие технологии в утилизации бытового мусора. К примеру, в России разработали уникальную установку по производству дизельного топлива из отходов. Она в несколько раз дешевле, чем создание полигонов, один из которых хотят построить в непосредственной близости от Павлодара. Вот над чем нужно работать.

- Вы поделились своим мнением с чиновниками?

- Я смог задать несколько вопросов. Но ответы наших госслужащих были очень слабыми. Некоторые и вовсе после моего к ним обращения лишь головой мотали, мол, ничего не знаем.

- А как на ваше присутствие отреагировал председатель коллегии?

- Нуржан Ашимбетов сначала не обратил на меня особого внимания. Когда же я начал конспектировать все, что говорили докладчики, он спросил, кто я такой и зачем делаю записи. Когда я представился, заместитель акима попросил меня не делиться информацией, озвученной на совещании, с журналистами. При этом он говорил со мной как-то раздраженно и делал мне замечания. Кстати, господин Ашимбетов пообещал мне, что докладчики ответят на все мои вопросы. Сначала несколько своих вопросов, изложенных на бумаге, я передал Бейсенкулову. Но он от них открестился, мол, вопросы не в его компетенции. После я передал список начальнику департамента экологии, но он лишь отодвинул бумагу в сторону и изумленно спросил: “Какие могут быть вопросы на коллегии?” А в конце совещания заместитель акима и вовсе заявил, что на заданные мною вопросы отвечать не будут.

- Можно немного поподробнее о просьбе не делиться сведениями со СМИ? На коллегии обсуждали какие-то секреты?

- Да какие там могли быть секреты?! Все, о чем говорили чиновники, есть в Интернете, выходило в газетах и на телевидении, имеется у представителей экологических НПО.

- Тогда зачем же закрываться от журналистов, а значит, и от жителей области?

- Быть может, власти реально думают, что общественности не стоит знать об экологических проблемах в нашем регионе. Хотя я считаю, что такие темы должны обсуждаться именно с населением области. Возможно, еще чиновники боялись критики со стороны прессы. Ведь практически каждую свою реплику Нуржан Ашимбетов начинал со слов “Здесь ничего не сделали”, “Тут все плохо”, “Там не доработали” и так далее.

- Может, защиту окружающей среды в Павлодарской области доверили не тем людям?

- Судя по тому, какая у нас экологическая обстановка, у руля действительно стоят непрофессионалы. И, по-моему, состоявшаяся коллегия показала, что этим людям нельзя доверять решение проблем.

- Наверняка вы и раньше бывали на подобных мероприятиях. Скажите, а в прежние годы наши чиновники были такими же скрытными?

- Разница между тем, что было раньше, и тем, что происходит сейчас, огромная. Сегодня от государственных служащих очень сложно чего-то добиться. В начале 2000-х годов мы получали всю информацию, которая нас интересовала. Взять хотя бы тот же областной акимат. Вы сами знаете, что там установили металлодетекторы, усилили охрану. Казалось бы, региональная администрация должна распахивать свои двери для народа, а они еще больше закрылись от людей. В прямом смысле этого слова. Что же касается открытости чиновников от природопользования и экологии, то и они, видимо, тоже недолюбливают гласность. В прежние годы у нас работал Николай Хлыстун, который был председателем областного комитета охраны природы. Так вот, он всегда сам приглашал меня и других общественников на обсуждение той или иной темы. Бывало, встретишь его на улице, а он говорит: “Юрий Федорович, ну что же вы не заходите? Завтра жду вас обязательно!” Сейчас ничего подобного не встретишь.

- Ведомство, курирующее вопросы природопользования и экологии, уже разделили на два. Но, как мы слышали, их хотят еще дробить. Как вы думаете, приведет ли это к каким-либо улучшениям?

- Вы правы, чиновники хотят разделить все эти управления и департаменты, чтобы работать более точечно. Мне кажется, если ведомство разделят, то сотрудники новых государственных органов потеряют связь друг с другом, и ни о какой совместной борьбе с теми, кто загрязняет окружающую среду, не будет и речи. Надеюсь, мы со своей стороны, как общественники, можем внести посильный вклад в это дело, создав в Павлодарской области Орхусский центр под руководством грамотных экологов, юристов, врачей и работников медиа.

Поделиться
+1