'ПРОМЕНЬ' БУДЕТ СВЕТИТЬ ЕЩЕ ДОЛГО, ЕСЛИ ЕМУ ПОМОЧЬ

Не так давно в жизни павлодарского молодежного музыкально-драматического театра «Промень», который работает почти 10 лет, произошло два примечательных события. 

Во-первых, министерство культуры присвоило театру звание «народный». Во-вторых, произошла смена значительной части команды «Променя» и его руководителя, Дениса Аверьянова – большого подвижника своего дела, который основал и все эти годы возглавлял этот молодежный театр.

- Я считаю, что наш театр интересен не только сегодняшним творческим лицом, но и своим путем становления, - говорит Д. Аверьянов. - «Промень» возник и развивался исключительно на молодежной инициативе. В начале 2000-х годов я, С. Деркульская, П. Сербин, Д. Калинина и др. решили испытать себя на театральном поприще. Нас активно поддержало польское этнокультурное объединение «Полония». Они помогли приобрести костюмы, парики, обеспечили небольшим залом. Наши первые небольшие спектакли – «Мой рождественский друг», «Афера любви», «Салон паранормальных услуг». Для нас было главным привлечь юных зрителей. Хотя это было очень непросто – были и полупустые залы, и разочарование, и слезы. Но все же лед тронулся. А мы, невзирая ни на что, работали. Затем решили пуститься в самостоятельное плавание. Зарегистрировались как общественное молодежное объединение. Некоторое время арендовали зал таксопарка. На нас обратила внимание тогдашний директор ГДК Л.А. Логунова. И мы переехали под крыло главного городского очага культуры. ГДК нам дает возможность дополнительно зарабатывать для своего театра, для укрепления его материальной базы мы выступаем как аниматоры, ведущие различных торжеств. Но все же главное для нас - спектакли. Ежегодно мы ставили по 5-6 спектаклей; всего поставлено около полусотни. Каждый год в сентябре мы объявляем о новом наборе. На основе конкурса мы отбираем 50-60 человек. У нас разработан учебный план, где ребята проходят курсы актерского мастерства, сценической речи, изучают историю мирового искусства. В обязательном порядке наши учащиеся посещают художественные, фотографические выставки, музеи. Есть у них и список произведений мировой классики, которые они должны прочитать. Естественно, далеко не все молодые люди, пришедшие к нам, выдерживают такой ритм. В результате до защиты наших курсовых и дипломных работ доходят человек 20. Из них мы для театра «Промень» отбираем ежегодно 7-8 человек. А все остальные – это уже наши постоянные друзья, зрители. Некоторые приходят на повторный курс. Из них со временем кто-то выбирает другие театральные специальности – гримеров, бутафоров, костюмеров. Так что кадры и зрителей своего театра мы готовим сами. Замечу, что сегодня практически на все наши спектакли малый зал ГДК заполняется полностью.        

«НВ»: Сколько стоят у вас билеты?

Д. Аверьянов: Сейчас от 350 до 400 тенге. Из них половину мы отдаем в кассу ГДК.

«НВ»: Успешной работе вашего театра, видимо, помогало то, что вы одновременно работали и в «чеховке».

Д. Аверьянов: Да, сначала был статистом, потом во вспомогательном составе и, наконец, несколько лет в основном. Наиболее запомнилась мне работа в спектакле «Без слез, без жизни, без любви» А.Гончарова и исполнение главной роли в военно-патриотической постановке «На всю оставшуюся жизнь». Естественно, работа в «чеховке» помогала мне в руководстве «Променем». Но вот полноценного сотрудничества с театром им. Чехова у нас не сложилось. Но в принципе, в будущем некоторые наши актеры могли бы работать во втором составе. Особенно те, кто сейчас учатся в театральных институтах.

«НВ»: Ваш театр действительно популярен у молодежи. Чем вы «завлекаете» зрителей?

Д. Аверьянов: Прежде всего, мы активно используем опыт «чеховки». Мы тоже изучаем запросы зрителей. На своих занятиях мы тщательно разбираем классику, начиная с античных времен. Это необходимо для формирования актерского мастерства. Но у себя пока ставим в основном остросюжетные современные комедии, мюзиклы, водевили. Для молодежи они интересны. И только теперь решились на «Ромео и Джульетту». При этом экспериментально – как вокальную пантомиму в форме 3Д. Сюжет мы полностью сохранили шекспировский. Но к нему добавили музыкальное оформление. Использовали стихи нашего павлодарского автора Ильи Приходченко. Так постепенно мы формируем вкус своего зрителя. Забегая чуть вперед, скажу, что когда видеозаписи своих спектаклей я показал в Екатеринбургском театральном институте, где я заочно учусь на 3-м курсе, многие из них получили в общем неплохую оценку. Так что хочу думать, что наша работа в «Промене» - это уже далеко не кружковая самодеятельность. Хотя, конечно, нам до профессионализма еще далековато. В то же время стараемся работать серьезно. Сегодня у нас действуют 8 творчески-производственных цехов – реквизиторский, костюмерный, гримерный, звукооператорский, светоосветительный, декораторский. Только в одном костюмерном цехе несколько тысяч разных аксессуаров, костюмов. У нас есть своя техника, библиотека, архив. Одно из любимых выражений нашего коллектива – «диплом краснеет лишь с годами», то есть чтобы чего-нибудь добиться, надо долго и напряженно работать. Попробовали мы себя и в кинематографии. Наш фильм был неплохо оценен на евразийском кинофоруме. Еще мы поддерживаем тесную связь с авторами тех произведений, которые поставили у себя на сцене – известными современными драматургами Хадживатовым, Карелиным, Бачило, которые присылают нам свои новые книги, пьесы. Кстати, мы имеем официальное разрешение авторов на постановку их произведений. Такой юридической грамоте нас научила юрист С.Н. Сафронова.

«НВ»: Как вы сказали, актеры «Променя» работают аниматорами, ведущими мероприятий. Не мешает ли это актерской работе?

Д. Аверьянов: Да, мы работаем по приглашению частных и государственных организаций, выступаем во всех мероприятиях ГДК и города. Поэтому, тьфу-тьфу, чтоб не сглазить, нас здесь любят, идут на уступки. А работа на улице в ролях ведущего, клоуна, Деда Мороза и пр. не только интересна, но и очень нужна актеру. Через взаимоотношения с разной аудиторией, в разных ситуациях формируется актерское мастерство, психология его поведения на сцене.

«НВ»: Есть ли у театра спонсоры?

Д. Аверьянов: Вот как раз нет. Здесь мы в чем-то опять похожи на «чеховку». Обычно  большинство материальных своих «загвоздок»  В.В. Аввакумов и его команда решают сами. М тоже. Нам, конечно, помогают. Но мы сами не сидим сложа руки. Все что вы, видите в этой комнате – два компьютера, два принтера, столы, кресла и все остальное - мы или принесли из дому или заработали.

«НВ»: Есть ли в области театры, подобные «Променю»?

Д. Аверьянов: Сейчас в Аксу пытаются создать свой молодежный театр. Есть молодежный театр в Экибастузе, многих других городах. В будущем, может, наши госведомства  на базе «Променя» проведут семинар.

«НВ»: И при всей успешности вашей работы, когда настало время пожинать плоды многолетнего труда и уже, возможно, создавать что-то новое, вы покидаете Казахстан.

Д. Аверьянов: Самодостаточный, и нужный обществу коллектив должен жить и развиваться в любой  ситуации. Почему я уезжаю? Наверное, прежде всего потому, что здесь мне не хватает творческого простора с расчетом на большую перспективу. А я ведь молод. В Павлодаре немало неплохих стартовых площадок. А дальше? На мой взгляд, беда культурной жизни у нас в том, что она по-прежнему построена по лекалам 30-40-летней давности. Основная опора – на вялую самодеятельность, и уже затем чуть-чуть профессионализма в виде двух театров, музколледжа. Но времена сейчас другие. Уровень творческой образованности, запросов интеллигенции другой. Посмотрите на нашу филармонию. Ни своего приличного зала, ни профессиональных, конкурентноспособных коллективов, которые бы самостоятельно гастролировали бы далеко за пределами Павлодара. Что филармония, что «Шанырак» - одно и то же, ни шатко, ни валко. Ты меня не трогай, и я тебя, и все.

«НВ»: У казахов для таких случаев есть точный афоризм: «Сен тімесен, мен тіме».

Д. Аверьянов: Или возьмите наших музыкантов. Сначала они учатся в прекрасном музколледже. Затем уезжают в консерватории. И редко кто из них возвращается. Что им здесь делать? Где выступать? А так, как в Европе – жить, работать в своем небольшом городе и гастролировать по другим городам и странам – не получается. До этого нам далековато. Вот несколько лет в «Промене» работал А. Верещагин. Потом он поступил на кукольное отделение Екатеринбургского театрального института. Естественно, он хочет там работать в кукольном театре. А ведь у нас в Павлодаре есть коллектив ростовых кукол. Во всяком случае, был. Но хоть кто-то заинтересовался его судьбой, привлечением туда профессионально подготовленных специалистов? Сейчас с «Променем» активно сотрудничает талантливый студент нашего института А. Дрягин. Но он тоже помыкается здесь некоторое время и уедет. А вспомните судьбу прекрасного профессионала В. Баланюка? Еще один пример, пусть и далекий от театра и творчества, но очень характерный. Возле ГДК летом часто показывают свое мастерство наши скейтбордисты. Они – сами по себе. У них даже нет хоть какого-то своего уголка. То же самое и с роупджампингом. То, что сейчас уделяют внимание спорту – хорошо. Но ведь одним спортом сыт не будешь. А возьмите нашу концертно-театральную афишу. При всем уважении к тем, кто к нам приезжает, месяцами некуда сходить. Очень много повторов, схематизма. Не подумайте, что если я уезжаю, значит, все охаиваю. Еще раз спасибо за все, что здесь сделали для меня, «Променя». В душе я остаюсь павлодарцем и буду сюда постоянно приезжать. Поэтому я переживаю за город и горожан.

«НВ»: Денис, на твой взгляд, в культурно-массовых мероприятиях у нас очень много заорганизованности. Но это же отталкивает от них молодежь.

«НВ»: Да, в последние годы даже наши массовые праздничные торжества стали организовываться по строгим, сверху спущенным, нормам. Творческой фантазии очень мало. Спросите об этом Кау Ерекеновну Хамзину – главного организатора этих мероприятий. Может, я ошибаюсь, но в небольшом городе  Ирбит, рядом с Екатеринбургом, в театре которого я теперь буду работать, да и в самом Екатеринбурге, мне показалось, что в организации тех же массовых праздников заорганизованности все же меньше. И к тому же мне в Ирбите как молодому специалисту дают квартиру. А у нас?

«НВ»: И кто же теперь будет работать в «Промене», какова его  дальнейшая судьба?

Д. Аверьянов: Это меня очень волнует. Перед тем как решиться на переезд, я долго искал себе замену. Остановился на Наталье Ртищевой, которая до последнего времени  работала в детском клубе «Сауран». Она подвижник своего дела. В «Сауране» она получала хоть какую-то зарплату. С обретением «Променем» статуса народного театра обещают выделить ставку. Но когда? А пока Наталья  Владимировна, как и все у нас, работает абсолютно бесплатно. Хотелось бы, конечно, чтобы быстрее решили вопрос с ее зарплатой. Мне нравится и то, что она любит театральное дело, умеет находить общий язык с творческой молодежью. В переводе с польского «Промень» - это луч. И я хочу верить, что наш коллектив еще долго будет светить всем и объединять вокруг себя все новых творческих подвижников своего дела.

«НВ»: Спасибо за беседу, удачи вам и вашему коллективу.

Поделиться
+1
Михаил

Somik30 августа 2013 14:31

Промень - очень известный, достаточно профессиональный в Павлодаре творческий коллетив! Приятно, что в статье осветили его историю, настоящее и будущее. А оно я уверен у этого коллектива будет!Smile

Kalahari

Kalahari30 августа 2013 15:49

А мне почему-то кажется, что правильнее будет "ПромИнь". Так более по-славянски.)))