ПАВЛОДАРЕЦ С ОДЕССКИМИ КОРНЯМИ

На днях в Павлодаре прошел концерт «Хорошие песни». В нем приняли участие барды и шансонье. Константин Гилецкий – композитор, певец, конферансье – в нашей с ним беседе делится своими суждениями и об этом  музыкальном вечере, и о проблемах павлодарской эстрады.

- Давайте представлюсь, – говорит он. - Коренной павлодарец. Со школьных лет – музыкант по призванию. После окончания Барнаульского института культуры работал в разных музыкальных коллективах. И у Баланюка в «Орфее» тоже. Знаю артистическую жизнь «от и до». По направлению трудился в Кокчетавской области, затем на Алтае, в Москве; кстати, с москвичами до сих пор поддерживаю тесные контакты. Я не раз уезжал из Павлодара, но каждый раз возвращался в родной город, без которого просто не могу. Этот концерт внеплановый. Я должен был ехать в Омск. Но не мог отказать моим коллегам – барду-гитаристу Г. Абдиеву, шансонье А. Макееву, саксофонисту Д. Вагнеру.

- Мне лично концерт понравился. Но, увы, зрителей было не так уж много. Хотя билеты стоили всего 500 тенге.

- Конечно, даже если бы в зале было 5-10 человек, мы бы все равно выступили. Для нас это дело чести, каждый зритель дорог. Понятно, что артист должен хорошо зарабатывать. Еще великий Шаляпин сказал: «бесплатно поют только птички». И все же для музыкантов по призванию деньги не на первом месте. Во всяком случае, это не единственный стимул. Почему мало было зрителей? Прежде всего, потому что рекламы, по сути, не было. Афиша только в 2-3 местах. Раздача двух десятков дисков – не выход из положения. А на большее, видимо, у организатора не хватило ни сил, ни времени. Гитарная музыка, шансонье в ГДК, «Шанырке» практически не звучит.

А наша филармония, как всегда, в стороне. Обидно. Тем более, что заявку на концерт сделали профессионалы своего жанра. По-хорошему, формирующаяся филармония должна бы подхватить, поддержать эту инициативу. Ан нет. Конечно, так было бы здорово. Тем более, что этот концерт мы провели не ради денег. А что касается филармонии, но я очень скептически  отношусь к ней. Не знаю, чем там занимаются. Реальная духовная жизнь павлодарцев идет вне зависимости и связи с ними. Во всяком случае, в нашей сфере.

- Некоторые вообще эстраду окрестили уничижительным словом «попса». А казахскоязычные артисты павлодарских музыкальных групп в интервью «НВ» прямо заявили, что у нас в городе вообще не развивается ни современная эстрада, ни шоу-бизнес. Их место, считают они, занимает той-бизнес.

- Как бы критически ни отзывались об эстраде, она востребована. Это самый популярный, массовый жанр искусства. Вот к нам уже несколько раз приезжал Валерий Леонтьев. Билеты в ГДК стоили 10-15 тысяч тенге. И зал всегда был полон. А у Лепса вообще цена билетов зашкаливала до 20-25 тысяч тенге. Но приходиться признать, что нашей собственной профессиональной павлодарской эстрады, шоу-бизнеса не было и нет. И я считаю, что мои казахские друзья, особенно из театра Ж.Аймаутова, близки к истине. У нас действительно больше властвует той-бизнес. Павлодарцев, которые больше предпочитают иногородних, зарубежных звезд, в общем можно понять. И все же жаль, что у них своего «городского» патриотизма маловато. Между тем, бывая в Европе, мы видим, что  там все же предпочтение отдают «своим». Во всяком случае, весьма активно ходят на их концерты.

- Ну не скажите, зачастую концерты наших артистов идут с аншлагом.

- И прекрасно. Но вы не станете отрицать  того, что билеты на эти концерты  стоимостью 1-1,5 тысячи тенге зачастую распределяются на добровольно-принудительной основе. Вот я иногда бываю на наших областных  КВН. И знаете, хорошего юмора маловато, смеяться особо не хочется. А зал – в основном учащиеся школ – хлопают, довольны. Будем честны, это проявление уважения к своим друзьям. Впрочем, так не только у нас.

- Не так давно в гостях у нас были джезказганцы. В зале – максимум 50-70 человек. Но организаторы вечера были довольны. С помощью наших чиновников  они успешно реализовали все билеты.

- Но такая форма распространения билетов – медвежья услуга артистам, которая порождает  иждивенчество и неконкурентоспособность. Вот концерты в кафе, ресторанах, где люди  отдыхают. За рубежом очень многие известные артисты там выступают. У нас, конечно, другой менталитет. Посетители ведут себя зачастую не совсем корректно. Но, тем не менее, эти вечерние заведения сейчас у нас неплохо заполняются. И люди меняются. Конечно, это не значит, что кафе и рестораны должны стать основными концертными площадками. Их можно рассматривать  как дополнительные формы развития  эстрады, но они явно не привычные ресторанные вечера. Кроме них, есть и другие направления работы.

- Слышал бы вас Баланюк, он категорически был против выступлений артистов в ночных заведениях и всякой, как говорил он, ресторанщины.

- Я очень уважал Виктора Клементьевича – хорошего профессионала. Пусть земля ему будет пухом. И все же не согласен с ним. Все самые известные артисты эстрады, как у нас, так и за рубежом, прошли через ресторанную эстраду. И дело не только в заработке. Выступления в ресторанах – это хорошая школа для артиста.  Ресторан закрепляет божий дар артиста. Он сближается с аудиторией, находит к ней новые подходы. А пугать «ресторанщиной», думаю, не стоит. Я до сих пор там пою, веду вечера. И думаю, неплохо сочетаю это с творчеством. Я автор более 60 песен, которые поют известные солисты. Например, я по радио слышал такие мои песни, как «Прости, прощай», «Разговоры друзей», «Посвящение жене», «Счастлив тот, у кого есть друзья». Не сочтите за бахвальство, но я востребован и далеко да пределами Павлодара. Я дружу и выступаю на «концертах-солянках» с Г. Лепсом, С. Ротару, Б. Алибасовым, С. Михайловым. Уже  больше  года участвую в совместной акции «Две звезды» с коллегами из Рубцовска. Скоро в Павлодаре мы дадим очередной благотворительный концерт в пользу павлодарских детей, страдающих тяжелым недугом. Запомнилось мне и выступление в Петербурге на «Дне лета» перед 120- тысячной аудиторией. Там мне здорово помог ресторанный опыт работы с  незнакомой аудиторией.

- Константин, вы активно участвуете и в городских уличных мероприятиях.

-  Улица тоже очень помогает в развитии мастерства. Я преклоняюсь перед главным режиссером-организатором различных праздничных торжеств К.Е. Хамзиной. Но мне не нравится, особенно в последние годы, некоторая заорганизованность уличных торжеств. С Кау Еркеновной мы успели провести несколько вечеров, посвященных 8 марта, в форме «кабачка 12 стульев». Люди семьями сидели за столами, отдыхали, слушали песни, юмор, смеялись. Всем было комфортно, к тому же  хорошая реклама, люди лучше запоминают артистов. Но наш павлодарский «кабачок 12 стульев» довольно быстро закрыли. И еще мне очень по душе бразильский уличный карнавал. Он намного лучше, чем марширующие колонны с плакатами. Кау Еркеновне тоже. Но увы…

-  Вот и дирижер оркестра казахских народных инструментов Т.Каримов посетовал на то, что в холодные дни на уличных праздниках его домбристам играть не просто.

- Были времена, когда мы должны были обязательно выступать только в легком артистическом костюме. И тогда же нам не разрешали играть песни «Битлз»…

- Константин, вы относитесь к числу тех эстрадников, кто постоянно на колесах.

- Хороший артист должен постоянно гастролировать. Нас кормят и голос, и ноги. Вот между нашей первой и второй беседой разрыв всего несколько дней, а я успел побывать в Астане, в Омске, в одном из сельских  районов и выступить на двух концертах в Павлодаре. В таком ритме работают и другие мои коллеги. Например, хороший павлодарский флейтист Гиунашвили. Как говорится, дорогу осилит идущий. В Европе тоже так. Артист живет в небольшом городе, в несколько раз  меньше родного Павлодара, и колесит по всему континенту. И здесь им здорово помогает, что практически в каждом городе регулярно проходят фестивали на довольно хорошем уровне. Нашим пока далековато до них. Прошу не обижаться, но мне смешно, как работают некоторые наши творческие коллективы. В год – несколько концертов,  люс, возможно, выезд на официальном уровне. А остальное время – до скончания веков – репетиции.  Не хочу дальше говорить…

- Вы постоянно подчеркиваете, что вы коренной павлодарец, что это ваш родной город. Это для вас так важно?

- У меня есть приглашения переехать в Омск, Челябинск, Екатеринбург и ряд других городов уральского региона. Да и в Москву в принципе можно. Но я не хочу отсюда уезжать. И другим не советую. Не зря ведь говорят, где родился – там и пригодился. У Павлодара особая аура. Я бы ее сравнил с питерской. Как бы ни была удачна моя творческая командировка в той же Москве, все равно чувствую: я не в своей тарелке. А вот переехал через наш мост и мне хорошо, на душе спокойно. В степи я постоянно слышу  мелодии наших казахских, именно народных кюев, а в  березовых околках – песни Зыкиной, особенно ее коронное «Течет река Волга…». Вот такая у меня, коренного казахстанца с одесскими корнями, своеобразная артистическая натура, приверженность к родной земле, которая позволяет мне жить и работать.

- Спасибо за беседу. Удачи вам в творчестве и в жизни.

Поделиться
+1