'АКТЕРСКАЯ СУДЬБА, ТЕБЕ Я ЗНАЮ ЦЕНУ…

Казахский  музыкально-драматический  театр им. Ж. Аймаутова  спектаклем «Болмаған  оқиға» («Очень простая история») М. Ладо открыл свой очередной 24-й творческий сезон. 

И буквально накануне, неожиданно для многих, ушел в отставку директор - художественный руководитель  коллектива, заслуженный артист РК М.С. Манап. Предлагаем вниманию читателей интервью с ним.

М. Манап: Не зря в народе говорят: хорошо, если ты вовремя занялся нужным делом, пришел на ту или иную работу. Но не менее важно так же вовремя уйти, что я и сделал. Тем более  что лет мне уже немало. Пора давать дорогу молодым. И спасибо, что меня  без проблем отпустили. Теперь я – актер. Это моя  основная профессия.

«НВ»: Что вы успели сделать для театра за период своего руководства?

М. Манап: Что я успел сделать за эти 8 с лишним  лет? Прежде всего, конечно, то, что я довел до конца реконструкцию и ремонт здания театра. Этот процесс начался еще до меня.  Была череда крупных неприятностей, в т.ч. и финансовых, о которых не хочется говорить. В общем, можно сказать, я довел дело до конца.  Вот уже прошло несколько лет после ремонта, и пока у нас нигде, тьфу-тьфу, нет послеремонтных шероховатостей.

«НВ»: Названные вами мягко «послеремонтные шероховатости», на заглаживание которых ежегодно тратятся миллионы,  в наших учреждениях культуры, к сожалению, не редкость. 

М.Манап: Что скрывать – так было и у нас; ежегодное латание дыр нашего здания чуть ли не стало притчей во языцех. Я дневал и ночевал здесь. С помощью нашего художника представил архитекторам макет фасада, который мы вывели на улицу Кутузова. Жаль только, что число 13- метровых парадных колонн из-за нехватки средств мы сократили почти вдвое. Теперь наш нынешний аким хочет ввести в фасадную часть некоторые коррективы, поскольку, колонны, по его мнению, должны быть из хорошего  мрамора. Что еще сделано в театре? Не зря говорят, что для особой театральной ауры важно все – и гардероб, и люстры, и туалет, и многое другое. Поэтому  я сам  по каталогу подбирал и нужные  строительные материалы, и театральные аксессуары. Например, большую люстру диаметром в4 метрасо специальным  дизайном, кресла из  особой породы бука. Акустикой зала занимались специалисты из Санкт-Петербурга. И не так давно выступавшие у нас актеры из питерского Независимого театра во главе с Ф. Стекловым отметили нашу приличную акустику. Мне приятно, что именно в мою бытность руководителем  театра  мы начали заниматься и жилищным вопросом актеров. Сегодня мы для 8-10 актеров арендуем благоустроенные квартиры. Для этой цели ежемесячно из своих средств выделяем 400-500 тысяч тенге.  Если я не ошибаюсь, из областных казахских театров пока такая практика введена только нами. Сейчас процентов на 70 выполнены работы по строительству театрального семейного общежития. Понятно, что актерам нужны отдельные квартиры. Для сравнения скажу,  что когда открывали  Джезказганский муздрамтеатр им. С. Кожамкулова, где я также работал, актером сразу выделили 60 прекрасных квартир. И это в городе горняков, где жилье всегда в дефиците. Так что и здесь будущему руководителю есть где приложить свою энергию. Не могу не сказать и о том, что худо-бедно есть у нашего театра изменения к лучшему и в финансах. Когда я стал директором, на нашем счету было всего 34 тысячи, зарплату люди получали с очень большим  опозданием. Сегодня же – день в день. Мы уже в состоянии выплачивать, небольшой, но все же свой театральный гонорар нашим приглашенным режиссерам.

«НВ»: Думаю, мы уже перешли к  разговору о творческой жизни театра.

М. Манап: Мы, по сути, с Е. Тапеновым в 1990 году открыли нашу павлодарскую театральную альма-матер. Ерсаин Кандержанович заложил фундамент сценической жизни коллектива. Я,  продолжив его дело, ввел свои коррективы. Вместо прежнего единственного режиссера в лице Е. Тапенова теперь мы постоянно приглашаем известных специалистов из других городов Казахстана  и Москвы, где в ГИТИСЕ работает профессором моя сокурсница Д. Арынгазинова. Я также запланировал пригласить двух очень известных режиссеров из Якутии и Туркмении – тоже моих бывших сокурсников. Хорошо, если новый руководитель поддержит этот мой замысел. И дело здесь не только в мастерстве и самостоятельном режиссерском почерке этих специалистов, но и в том, что они готовы нам помочь за весьма условный гонорар. Сами понимаете, для нашего театра это имеет не последнее значение. К своим творческим  плюсам я бы отнес и наши первые контакты с академией им. Т. Жургенова, откуда к нам пришли выпускники. Лишь бы теперь они закрепились у нас.

«НВ»: Сегодня в театре временами заметна идеологизированность, особое пристрастие к прошлой истории.

М. Манап: Да, были периоды, когда было немало  исторических постановок. Но посмотрите репертуар за сентябрь – октябрь 2013 года. Из 13 спектаклей, пожалуй, только «Оян, казак... Ойлан, казак» («Проснись, казах, думай, казах») Е. Толеубая относится к таковым; но эта постановка больше имеет современно-публицистическую направленность. Наши постановки нового сезона – легкие комедии, лирические, бытовые драмы. Например, «Досымнын үйленуі» («Женитьба друга») К. Аманжолова, «Естайдын Корланы» («Корлан Естая») И. Ғаипа, «Күшік күеу»  («Неудачный жених») Т. Ахтанова. Для театра нынче важны повседневные будни, реальная жизнь.

«НВ»: Но в то же время в вашу бытность из репертуара исчезли музыкальные комедии, оперетты, особенно европейская классика. Например, «Мистер Икс»  И.Кальмана.

М. Манап: «Мистера Икс» мы смогли поставить всего два раза и то не в полном академическом варианте. Примерно то же самое с другими произведениями. Во-первых, у нас дефицит поющих артистов. Особенно меццо-сопрано. Я в жургеновке обратил внимание на двух девушек с хорошими голосами. Но их перехватили алмаатинцы. До самого последнего дня вел переговоры с выпускником-баритоном. Но и он не приехал. В целом по Казахстану  - дефицит музыкальных режиссеров. Ну и наконец, есть проблемы с нашим оркестром. Конечно, хорошо, что мы его, в отличие от других театров, сохранили. Но он далеко не в полном составе. Кроме того, у нас нет балетной труппы, хора, хотя по штату положено. Насколько я знаю, в Павлодаре вообще нет хороших артистов классического балета.  Естественно, все это создает большие проблемы в профессионализации нашей работы. И в областном масштабе в целом тоже.

«НВ»: Вот уже больше года у нас в городе работает итальянский дирижер-композитор Д. Калелло. Свою певческую школу открыл Ш. Абилов. Наконец, есть неплохие  приглашенные режиссеры (и музыкальные  тоже) в театре им.А.Чехова.

М. Манап: Один из режиссеров «чеховки» пытался с нами сотрудничать, но не получилось. С другими контакты тоже не завязались. Так что здесь карты с руки будущим руководителям. Говоря о нашем кадровом «голоде», я бы еще раз обратил внимание на важность их подготовки у нас, в Павлодаре. Ведь к нам столичные артисты особо не едут. Конечно, подготовка кадров дело не простое.  И если в музколледже, или еще  где-то открывать театральное отделение, то это надо делать на  хорошем профессиональном уровне.  Здесь вот как раз и Ш. Абилов и другие нам могли бы помочь. Та же самая проблема с техническими специалистами. Еще за 8 с лишним лет руководства театром я с коллегами из других областей  приложил  немало усилий к переходу наших театров в лоно министерства культуры. Но все тщетно. Чиновники из минкультуры не желают обременять себя лишними заботами. И вообще, почему у нас так часто меняются министры культуры? И среди них ни одного такого уровня, как И. Омаров, Т. Жургенов, О. Жанибеков. О. Жанибеков не только помогал в квартирных делах, в организации летнего отдыха артистов. Но и заботился о  самых мелких деталях. Например, он  выбивал для артистов  дефицитную тогда мебель, для женщин - обувь, одежду. Артисты, считал он, должны одеваться модно, красиво. Или вот еще. Зимой в Тургае, как и у нас, морозно. А среди артистов было немало алмаатинцев. И вот для  них О. Жанибеков доставал теплые, красивые зимние шубы, ушанки, чтобы не замерзли. Вот это и называется отческой заботой. А наши чиновники даже не интересуются  премьерами. А стоит какой-то третьеразрядной  столичной «звезде» по звонку «сверху» появиться у нас, как все чиновники с цветами, – в ГДК. По такому же принципу построена и работа наших фестивалей.

«НВ»: Вас, конечно, не устраивает и работа нашей филармонии, с которыми вы по идее должны сотрудничать.

М. Манап: Я уже на эту тему говорил и не хочу повторяться. Пока изменений не вижу.

«НВ»: На днях прошел форум работников культуры области. Но вас там не было. Почему?

М. Манап: Честно говоря, я не знал об этом. Но то, что  форум провели – хорошо. Помню, такое же мероприятие у нас в Павлодаре было более 10 лет назад. А в том же Тургае он проходил каждый год. Хотелось бы, чтобы так было у нас, с постоянным совершенствованием его проведения и меньшей заорганизованностью.  

«НВ»: Но вернемся к спектаклям. Вы все больше опираетесь на приглашенных режиссеров. А почему бы вообще не перейти на контрактный принцип? Как на Западе. Это повысило бы качество постановок. «НВ» уже поднимало эту тему в беседе с В. Аввакумовым.

М. Манап: Я – против. Репертуарный театр у нас в СНГ еще не изжил себя. Я не слышал, чтобы Ю. Соломин из Малого театра выступал во МХАТе и наоборот. У каждого театра есть своя традиция, аура, школа, стиль. Может, конечно, я отстал от жизни…

«НВ»: Какова сейчас посещаемость ваших спектаклей?

М. Манап: В общем неплохая. Но буду честен. Это заслуга распространителей билетов. Много у нас и коллективных посещений. Выезжаем мы и в села, другие области. И у нас гастролируют. Вот сейчас карагандинцы. Есть у нас и свой автобус. Благодаря росту числа зрителей мы выдаем артистам премии. Это тоже новинка.

«НВ»: Вы вместе с Е.К. Тапеновым стояли у истоков театра, заложили его основы. Ваш вклад очевиден. Но Ерсаин Кандержанович ушел из театра совсем незаметно и даже с некоторой интригой. Не стал даже с журналистами разговаривать. Вы дали интервью, спасибо за любезность. Но согласитесь, тоже  есть какая-то неудовлетворенность в этом вопросе. Сегодня наши власти  людям, которые когда-то родились у нас, затем уехали навсегда, ставят памятники, вырубая ради этого целые скверы, посаженные павлодарцами. А тех, кто сегодня реально работает на благо Павлодара и его жителей - как бы и не замечают. Неужели нужны десятилетия, столетия, чтобы потом «отметить» заслуги человека?

М. Манап: Я актер. И буду продолжать выступать. И для меня главное – благодарность, тепло моих зрителей.

Поделиться
+1
Прямой эфир
Мужчина после удара лопатой перестал разговаривать в Павлодарской области
 Ничего не понял - потерпевший (который разучился говорить) ударил первым, схватился за лопату - получил лопатой и ножом…
#Цыпа3 недели назад
Тюльпаны начали выращивать в Актогайском районе
Я тебя слепила из того что было .
#wlad4 недели назад
Павлодарская область находится на 4 месте по числу онкобольных
Не лезь туда, в чем ты не разбираешься!
#liana125011 месяц назад
В Экибастуз прибудут 23 новых автобуса
В компании "Нар-транс" позже принесли жителям извинения. Сообщив, что случившиеся стало неожиданностью и для них тоже.…
#Утка001 месяц назад
Долгий период из Павлодара, вероятно, не будут вылетать самолеты
Что мешало (или мешает) в составе проекта выполнить расширение аэродромной площадки, с обустройством второй (или…
#Утка001 месяц назад
Павлодарские депутаты обсудили с перевозчиками изменение тарифа на проезд в общественном транспорте
так и не прокачусь на новом трамвае... то не попадались они как-то, а теперь дорого, блин
#Dan85842 месяца назад
За год в Палодарскую область въехали больше 8,5 тысяч иностранцев
6 тысяч россиян в основном уклонисты кто не хочет участвовать в агрессии против Украины и не хочет быть удобрением в…
#тырмандыр2 месяца назад
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой
Заблудившуюся в Павлодаре косулю вернули домой Она сама адрес назвала?
#wlad2 месяца назад
В этом году 100% дворов в Павлодаре будут освещены
Прокуратуру надо подключать...
#Аркадий3 месяца назад
Платная стоянка вдвое подорожала в Павлодаре
Кому не нравится - пусть ходят пешком. Или думают машину купил - стоянка бесплатно, бензин бесплатно, налог убрать и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Алюминиевые заготовки для производства вагонов хотят изготавливать в Павлодаре
Нынешняя система госзакупок вообще тянет всю нашу экономику и хозяйство на дно. Постоянно на уровне правительства и…
#Stanislav KrugLove3 месяца назад
Евромайдан.
o.k., Жириновский. Он говорил об этом 20 лет назад
#sergadm3 месяца назад
Профессия – источник дохода
Мля, глаза сломаешь пока до конца дочитаешь.
#wlad4 месяца назад
Режим ЧС объявят в Павлодаре, Аксу, Экибастузе, а также - в 9 районах области, пострадавших от ураганного ветра
"жители, чье имущество пострадало от ураганного ветра, могут рассчитывать на возмещение" - это развод, только…
#Yertys4 месяца назад
В гараже у жителя Аксу нашли рогов краснокнижного животного на 2 миллиарда тенге
Ущерб государству, причиненный задержанными, составил около двух миллиардов тенге В статье речь об одном задержанном…
#Jaman4 месяца назад
Три четверти высаженных в Павлодаре деревьев превратились в сухостой
HomerSimpson, нет, я лучше пойду переселюсь. Там деньги дают.
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
В пригородном селе Байдала насчитывается больше трех тысяч свободных участков
Так попробуй доберись до этой Байдалы! Многим и даром не надо. Конечно там везде степь вот и полно участков, а людям на…
#HomerSimpson4 месяца назад
Пилотный проект по адаптации переселенцев и кандасов запустили в двух регионах Казахстана
HomerSimpson, переселитесь тоже куда-нибудь - будет и вам помощь с поддержкой)
#Stanislav KrugLove4 месяца назад
Труба может стать поводом для сноса дома пенсионерки в пригороде Павлодара
HomerSimpson, тут я так понмаю дело не в генплане. Дом построен в охранной зоне нефтепровода.
#sergadm4 месяца назад