• Павлодар-онлайн

'АКТЕРСКАЯ СУДЬБА, ТЕБЕ Я ЗНАЮ ЦЕНУ…

Казахский  музыкально-драматический  театр им. Ж. Аймаутова  спектаклем «Болмаған  оқиға» («Очень простая история») М. Ладо открыл свой очередной 24-й творческий сезон. 

И буквально накануне, неожиданно для многих, ушел в отставку директор - художественный руководитель  коллектива, заслуженный артист РК М.С. Манап. Предлагаем вниманию читателей интервью с ним.

М. Манап: Не зря в народе говорят: хорошо, если ты вовремя занялся нужным делом, пришел на ту или иную работу. Но не менее важно так же вовремя уйти, что я и сделал. Тем более  что лет мне уже немало. Пора давать дорогу молодым. И спасибо, что меня  без проблем отпустили. Теперь я – актер. Это моя  основная профессия.

«НВ»: Что вы успели сделать для театра за период своего руководства?

М. Манап: Что я успел сделать за эти 8 с лишним  лет? Прежде всего, конечно, то, что я довел до конца реконструкцию и ремонт здания театра. Этот процесс начался еще до меня.  Была череда крупных неприятностей, в т.ч. и финансовых, о которых не хочется говорить. В общем, можно сказать, я довел дело до конца.  Вот уже прошло несколько лет после ремонта, и пока у нас нигде, тьфу-тьфу, нет послеремонтных шероховатостей.

«НВ»: Названные вами мягко «послеремонтные шероховатости», на заглаживание которых ежегодно тратятся миллионы,  в наших учреждениях культуры, к сожалению, не редкость. 

М.Манап: Что скрывать – так было и у нас; ежегодное латание дыр нашего здания чуть ли не стало притчей во языцех. Я дневал и ночевал здесь. С помощью нашего художника представил архитекторам макет фасада, который мы вывели на улицу Кутузова. Жаль только, что число 13- метровых парадных колонн из-за нехватки средств мы сократили почти вдвое. Теперь наш нынешний аким хочет ввести в фасадную часть некоторые коррективы, поскольку, колонны, по его мнению, должны быть из хорошего  мрамора. Что еще сделано в театре? Не зря говорят, что для особой театральной ауры важно все – и гардероб, и люстры, и туалет, и многое другое. Поэтому  я сам  по каталогу подбирал и нужные  строительные материалы, и театральные аксессуары. Например, большую люстру диаметром в4 метрасо специальным  дизайном, кресла из  особой породы бука. Акустикой зала занимались специалисты из Санкт-Петербурга. И не так давно выступавшие у нас актеры из питерского Независимого театра во главе с Ф. Стекловым отметили нашу приличную акустику. Мне приятно, что именно в мою бытность руководителем  театра  мы начали заниматься и жилищным вопросом актеров. Сегодня мы для 8-10 актеров арендуем благоустроенные квартиры. Для этой цели ежемесячно из своих средств выделяем 400-500 тысяч тенге.  Если я не ошибаюсь, из областных казахских театров пока такая практика введена только нами. Сейчас процентов на 70 выполнены работы по строительству театрального семейного общежития. Понятно, что актерам нужны отдельные квартиры. Для сравнения скажу,  что когда открывали  Джезказганский муздрамтеатр им. С. Кожамкулова, где я также работал, актером сразу выделили 60 прекрасных квартир. И это в городе горняков, где жилье всегда в дефиците. Так что и здесь будущему руководителю есть где приложить свою энергию. Не могу не сказать и о том, что худо-бедно есть у нашего театра изменения к лучшему и в финансах. Когда я стал директором, на нашем счету было всего 34 тысячи, зарплату люди получали с очень большим  опозданием. Сегодня же – день в день. Мы уже в состоянии выплачивать, небольшой, но все же свой театральный гонорар нашим приглашенным режиссерам.

«НВ»: Думаю, мы уже перешли к  разговору о творческой жизни театра.

М. Манап: Мы, по сути, с Е. Тапеновым в 1990 году открыли нашу павлодарскую театральную альма-матер. Ерсаин Кандержанович заложил фундамент сценической жизни коллектива. Я,  продолжив его дело, ввел свои коррективы. Вместо прежнего единственного режиссера в лице Е. Тапенова теперь мы постоянно приглашаем известных специалистов из других городов Казахстана  и Москвы, где в ГИТИСЕ работает профессором моя сокурсница Д. Арынгазинова. Я также запланировал пригласить двух очень известных режиссеров из Якутии и Туркмении – тоже моих бывших сокурсников. Хорошо, если новый руководитель поддержит этот мой замысел. И дело здесь не только в мастерстве и самостоятельном режиссерском почерке этих специалистов, но и в том, что они готовы нам помочь за весьма условный гонорар. Сами понимаете, для нашего театра это имеет не последнее значение. К своим творческим  плюсам я бы отнес и наши первые контакты с академией им. Т. Жургенова, откуда к нам пришли выпускники. Лишь бы теперь они закрепились у нас.

«НВ»: Сегодня в театре временами заметна идеологизированность, особое пристрастие к прошлой истории.

М. Манап: Да, были периоды, когда было немало  исторических постановок. Но посмотрите репертуар за сентябрь – октябрь 2013 года. Из 13 спектаклей, пожалуй, только «Оян, казак... Ойлан, казак» («Проснись, казах, думай, казах») Е. Толеубая относится к таковым; но эта постановка больше имеет современно-публицистическую направленность. Наши постановки нового сезона – легкие комедии, лирические, бытовые драмы. Например, «Досымнын үйленуі» («Женитьба друга») К. Аманжолова, «Естайдын Корланы» («Корлан Естая») И. Ғаипа, «Күшік күеу»  («Неудачный жених») Т. Ахтанова. Для театра нынче важны повседневные будни, реальная жизнь.

«НВ»: Но в то же время в вашу бытность из репертуара исчезли музыкальные комедии, оперетты, особенно европейская классика. Например, «Мистер Икс»  И.Кальмана.

М. Манап: «Мистера Икс» мы смогли поставить всего два раза и то не в полном академическом варианте. Примерно то же самое с другими произведениями. Во-первых, у нас дефицит поющих артистов. Особенно меццо-сопрано. Я в жургеновке обратил внимание на двух девушек с хорошими голосами. Но их перехватили алмаатинцы. До самого последнего дня вел переговоры с выпускником-баритоном. Но и он не приехал. В целом по Казахстану  - дефицит музыкальных режиссеров. Ну и наконец, есть проблемы с нашим оркестром. Конечно, хорошо, что мы его, в отличие от других театров, сохранили. Но он далеко не в полном составе. Кроме того, у нас нет балетной труппы, хора, хотя по штату положено. Насколько я знаю, в Павлодаре вообще нет хороших артистов классического балета.  Естественно, все это создает большие проблемы в профессионализации нашей работы. И в областном масштабе в целом тоже.

«НВ»: Вот уже больше года у нас в городе работает итальянский дирижер-композитор Д. Калелло. Свою певческую школу открыл Ш. Абилов. Наконец, есть неплохие  приглашенные режиссеры (и музыкальные  тоже) в театре им.А.Чехова.

М. Манап: Один из режиссеров «чеховки» пытался с нами сотрудничать, но не получилось. С другими контакты тоже не завязались. Так что здесь карты с руки будущим руководителям. Говоря о нашем кадровом «голоде», я бы еще раз обратил внимание на важность их подготовки у нас, в Павлодаре. Ведь к нам столичные артисты особо не едут. Конечно, подготовка кадров дело не простое.  И если в музколледже, или еще  где-то открывать театральное отделение, то это надо делать на  хорошем профессиональном уровне.  Здесь вот как раз и Ш. Абилов и другие нам могли бы помочь. Та же самая проблема с техническими специалистами. Еще за 8 с лишним лет руководства театром я с коллегами из других областей  приложил  немало усилий к переходу наших театров в лоно министерства культуры. Но все тщетно. Чиновники из минкультуры не желают обременять себя лишними заботами. И вообще, почему у нас так часто меняются министры культуры? И среди них ни одного такого уровня, как И. Омаров, Т. Жургенов, О. Жанибеков. О. Жанибеков не только помогал в квартирных делах, в организации летнего отдыха артистов. Но и заботился о  самых мелких деталях. Например, он  выбивал для артистов  дефицитную тогда мебель, для женщин - обувь, одежду. Артисты, считал он, должны одеваться модно, красиво. Или вот еще. Зимой в Тургае, как и у нас, морозно. А среди артистов было немало алмаатинцев. И вот для  них О. Жанибеков доставал теплые, красивые зимние шубы, ушанки, чтобы не замерзли. Вот это и называется отческой заботой. А наши чиновники даже не интересуются  премьерами. А стоит какой-то третьеразрядной  столичной «звезде» по звонку «сверху» появиться у нас, как все чиновники с цветами, – в ГДК. По такому же принципу построена и работа наших фестивалей.

«НВ»: Вас, конечно, не устраивает и работа нашей филармонии, с которыми вы по идее должны сотрудничать.

М. Манап: Я уже на эту тему говорил и не хочу повторяться. Пока изменений не вижу.

«НВ»: На днях прошел форум работников культуры области. Но вас там не было. Почему?

М. Манап: Честно говоря, я не знал об этом. Но то, что  форум провели – хорошо. Помню, такое же мероприятие у нас в Павлодаре было более 10 лет назад. А в том же Тургае он проходил каждый год. Хотелось бы, чтобы так было у нас, с постоянным совершенствованием его проведения и меньшей заорганизованностью.  

«НВ»: Но вернемся к спектаклям. Вы все больше опираетесь на приглашенных режиссеров. А почему бы вообще не перейти на контрактный принцип? Как на Западе. Это повысило бы качество постановок. «НВ» уже поднимало эту тему в беседе с В. Аввакумовым.

М. Манап: Я – против. Репертуарный театр у нас в СНГ еще не изжил себя. Я не слышал, чтобы Ю. Соломин из Малого театра выступал во МХАТе и наоборот. У каждого театра есть своя традиция, аура, школа, стиль. Может, конечно, я отстал от жизни…

«НВ»: Какова сейчас посещаемость ваших спектаклей?

М. Манап: В общем неплохая. Но буду честен. Это заслуга распространителей билетов. Много у нас и коллективных посещений. Выезжаем мы и в села, другие области. И у нас гастролируют. Вот сейчас карагандинцы. Есть у нас и свой автобус. Благодаря росту числа зрителей мы выдаем артистам премии. Это тоже новинка.

«НВ»: Вы вместе с Е.К. Тапеновым стояли у истоков театра, заложили его основы. Ваш вклад очевиден. Но Ерсаин Кандержанович ушел из театра совсем незаметно и даже с некоторой интригой. Не стал даже с журналистами разговаривать. Вы дали интервью, спасибо за любезность. Но согласитесь, тоже  есть какая-то неудовлетворенность в этом вопросе. Сегодня наши власти  людям, которые когда-то родились у нас, затем уехали навсегда, ставят памятники, вырубая ради этого целые скверы, посаженные павлодарцами. А тех, кто сегодня реально работает на благо Павлодара и его жителей - как бы и не замечают. Неужели нужны десятилетия, столетия, чтобы потом «отметить» заслуги человека?

М. Манап: Я актер. И буду продолжать выступать. И для меня главное – благодарность, тепло моих зрителей.

Поделиться
+1
Прямой эфир
Неизвестные повредили деревья в павлодарском парке Победы
Они считают, что это не хулиганство, а целенаправленная диверсия кому бы это понадобилось?
#Аншлюс40 минут назад
Болталка 2.0
Старое .доброе ретро.Был у меня комп с виндой ХР.Теперь появился новый с "десяткой" .И ни одна из стрых привычных…
#Колыч1 час назад
В Павлодарской области вводят дополнительные меры безопасности
вчера утром распространялась другая карта с блок-постами. по ней все выезды из города были подконтрльны. К счастью…
#Dan85843 часа назад
Новые фонари установят еще в 140 дворах Павлодара
 Нах не нужно это освещение во дворах, подъездного освещения хватает.
#Хлебный мякиш.7 часов назад
В Павлодаре автобусы и маршрутки будут ходить до восьми вечера
а я вчера попал с трамваями - на работе в связи с карантином тоже по полной с ума сходят. Короче продержали до 21:00 на…
#Хлебный мякиш.8 часов назад
За ложное сообщение о коронавирусе жительница Иртышска выплатит свыше 100 тысяч тенге
А как наши доблестные правоохранительные органы смогли доказать что в селе все здоровы, и нет даже двоих  зараженных, а…
#Дмитрий12 часов назад
Павлодарцы выстраиваются в очередь за многоразовыми масками
Маски есть в магазине по ул. пр. Назарбаева 157 от 400 тнг и выше
#Макаров19 часов назад
В Павлодаре продезинфицировали набережную (фото)
Jamаn, пока народ не разбогатеет на  мицубиси буханка будет жить.
#sergadm21 час назад
Павлодарский реабилитолог разработал уникальный комплекс с виртуальной реальностью для лечения детей с ДЦП
Имрек,  спасибо..  я конечно мог и погуглить, но если дают какую то инфу, считаю, надо давать в полном объёме.
#vlad9531 день назад
Павлодарские КСК приступили к санобработке подъездов в связи с профилактикой коронавируса
Обрабатывали вчера подъезд у нас. И листок повешали, мол ежедневно будут обрабатывать
#Dan85841 день назад
Об основании для закрытия Павлодара на карантин рассказали в управлении здравоохранения
Ну, хотя бы контролировали мосты, дороги, кто заезжает. Вот с запада у нас Нур-Султан, Акмолинская область, максимальный…
#Yertys1 день назад
Жители Павлодарской области могут принять участие в экологической акции, посвященной Дню Победы
Хорошее дело, но наверно лучше более неприхотливые и живучие саженцы выдавать. Дерево долго будет маленькое, а мы не…
#Yertys1 день назад
Установлен круг людей, контактировавших с заболевшим COVID-19 жителем Павлодарской области
Серега83, раньше в глаза не бросалось. А сегодня обратила внимание. У меня слева ещё буквы рамка стекла "съедает". Стала…
#o.k.2 дня назад
Школьный стадион или многоэтажка: аким Павлодара проиграл суд
Только заметил, что админ мой коммент удалил о журналистских расследованиях Баранова и Воронько по этой теме
#Имрек2 дня назад
В Прииртышье арестованы девять владельцев увеселительных заведений, нарушивших режим чрезвычайного положения
Моя жена тоже не любила готовить, пока не вышла за меня, любящего готовить. Продолжает не любить готовить.
#Jamаn2 дня назад
Жителям Прииртышья, пришедшим без маски в минимаркет, могут отказать в обслуживании
Вчерась видал видос в Инсте из катаевского Смолла, там охранник применял силу, не пропуская покупателей без масок.
#Jamаn2 дня назад
С 19 марта центры обслуживания населения в Казахстане будут работать до 17.00
o.k., спасибо за заботу. Дома? Ага ... . Хреначю по 11-12 часов в день 6,5 раз в неделю. Я владею продовольственным…
#wlad3 дня назад
В Павлодарской области выявили первый случай заражения коронавирусом
Ответ для Yertys. Сайт глючит, что уже и не удивляет.
#wlad4 дня назад
Жители Павлодарской области смогут получать госуслуги только онлайн
короче жалобу накатали, ютуб предлагает замылить лица, имена в течении 48 часов.
#Хлебный мякиш.4 дня назад
В Прииртышье выдача паспортов и удостоверений личности временно прекращается
До того как придумали эти ИИНы так и было. После 45 бессрочно.
#liana125014 дня назад