ТОЛЬКО АНШЛАГ

Накануне открытия 11-го концертного сезона Павлодарского симфонического оркестра мы беседуем с бессменной ведущей всех его концертных программ, музыковедом Натальей Земляковой.

Сегодня речь не только о том, как меняет нашу жизнь симфонический, которым в течение всех десяти лет руководит заслуженный деятель РК Болат Рахижанов, но и о том, что ждет нас в новом сезоне.  

- По прошествии десяти лет, всяких – сложных, конфликтных, успешных и счастливых, на мой взгляд, самым большим достижением симфонического оркестра можно считать сформировавшуюся аудиторию, преданных зрителей. Как вы сами к этому относитесь?

Наталья Землякова: Я 30 лет стою на сцене этого города и десять из них - рядом с симфоническим, лица многих зрителей и уже лица их детей я хорошо знаю. То есть сложилась определенная среда, для которой эти симфонические концерты являются просто необходимостью. Иногда в назначенное для концерта время случается плохая погода, и, кажется, ты придешь, а в зале свободные места. Но за десять лет не было ни одного не аншлагового концерта. Это просто удивительно. Значит, этим людям эти концерты просто необходимы. Как воздух. Но это та среда, которая была воспитана старой филармонией. Та среда, которая была воспитана старым искусством, живой музыкой. И это немножко грустно, потому что молодежь надо воспитывать по-новому. Одно дело слушать в компьютере, на пластинке, другое – прийти в зал и послушать Девятую симфонию Дворжака, Шестую симфонию Чайковского, концерты Моцарта, концерты Сибелиуса… Музыку надо слушать в концертном зале, потому что та энергетическая атмосфера, которая создается, непередаваема. Недаром на Западе концерты уже давно идут без музыковедов. Есть музыка, есть слушатель, и каждый воспринимает ее на том уровне, с которым он приходит на этот концерт. На Западе посещать такие концерты тем более престижно, потому что они проходят и на открытых площадках, совершенно бесплатно. И эти площади просто забиты людьми. И традиция – симфоническая музыка для всех – по всему миру имеет большие корни. Ко мне часто после концерта подходят люди и говорят: «Ну почему нет рекламы? Мы узнали случайно, через третьих лиц…», «Вот мы случайно попали, но это было так приятно…». А еще приятнее, когда подходят люди и говорят, что никаким образом не связаны с музыкой, что заняты, например, строительством, рабочие на стройке, но «мы попали в этот мир, и как это здорово, теперь будем ходить на каждый концерт».

- На последнем концерте вы пообещали, что большой юбилейный концерт состоится в ноябре.

Н.З.: Открытие 11-го концертного сезона оркестра приходится на время проведения фестиваля «Шахимардан приглашает друзей», где оркестр задействован в двух фестивальных вечерах. В первый вечер фестиваля будет звучать опера Рахмадиева «Камар-сулу» в концертном исполнении. Исполнители - звезды казахстанской оперной сцены. Во второй вечер будут петь звезды оперной сцены со всего мира, а аккомпанировать им будет наш оркестр. Вот это и будет открытием сезона. Затем будет потрясающий концерт 3 ноября. Он называется «Мелодии танго». Приезжает Александр Митенев из Санкт-Петербурга, играющий на бандонеоне - маленькой аргентинской гармошке. В Буэнос-Айресе поставлен памятник танго в виде бандонеона. Сам инструмент когда-то был создан в Германии для тех церквей, где не было органа. Потом, благодаря эмигрантам, он попал в Аргентину и там прижился в публичных домах. Но когда зародилось танго, это произошло на окраинах Буэнос-Айреса, бандонеон стал голосом танго. И, возможно, мы никогда бы не узнали этот инструмент, если бы во второй половине ХХ века не появился гениальный композитор Астор Пьяццолла. Сейчас не проходит почти ни одного классического концерта, чтобы не исполняли его произведения, чтобы на бис не играли его танго. И с каждым годом его слава растет. А уж либертанго («Танго свободы») и Oblivion  знает каждый. Поэтому концерт 3 ноября будет посвящен музыке Астора Пьяццолла, и будет звучать бандонеон.

-  И симфонический оркестр.

Н.З.: И, естественно, оркестр. Будут исполнены не только известные танго, но и концерты для бандонеона с оркестром. В частности, трехчастный Концерт для бандонеона с оркестром Астора Пьяццоллы «Аконкагуа». Александр Митенев входит в десятку лучших бандонеонистов мира, они играет по всему миру, но в Казахстане это будет уж точно премьера. …Вот мы с вами говорили о публике. А почему бы публике не ходить, когда оркестр все время показывается в разных лицах? Он играет концерты, симфонии, но есть и эстрадно-симфонические программы, в которых принимали участие Даниленко из Белоруссии, Нати Гейл из Израиля, Саид Татубаев, известный джазовый исполнитель Даниил Крамер, скрипачка Джамиля Серкебаева, Роза Рымбаева... У нас были Рождественские вечера, в которых принимали участие и павлодарские актеры. То есть оркестр в постоянном поиске. И концерт 3 ноября - очередной шаг в новый мир, потому что ритмы танго довольно сложная вещь. Хочу сказать еще об одном концерте. Он состоится 9 ноября в Астане, на сцене Органного зала Национального университета искусств. Это будет большой отчетный концерт Павлодарского оркестра. И будут приглашены выдающиеся исполнители - Евгений Михайлов, пианист, который был у нас трижды, и скрипач Владимир Дё из США. И этих исполнителей открыл для Павлодара симфонический оркестр. И мы ему за это очень признательны. И сольный концерт нашего оркестра в Астане будет как бы кульминацией этих десяти творческих лет.

- Когда такие знаменитые исполнители играют с нашим оркестром, что чувствуют, что переживают музыканты оркестра?

Н.З.: С нашим оркестром работали разные дирижеры. Ренат Салаватов, Анвар Нусупбаев из Астаны, Леонтин Вольф, Бейбит Демеуов – потрясающий хоровой дирижер, Абзал Мухитдинов, который привез к нам флейтиста Джузеппе Нова из Италии, Евгений Шестаков из России, Сергей Стадлер, которому надо поставить памятник, потому что тогда наш оркестр был еще очень молод, а взяли сразу вершину – Шестую симфонию Чайковского… Вот он и особенно Ренат Салаватов. Что поражает? Совершенно разная манера работы с оркестром, но как точно они создали эти произведения за минимальное количество времени. С людьми, которые, конечно, их боялись, потому что это такие суперзвезды и такой авторитет в мире музыки и … наши музыканты. Но, тем не менее, когда речь идет о творении великой музыки, откуда что берется. Каждый из названных дирижеров внес свою лепту в работу оркестра, и, конечно же, оркестр растет. Фактически все эти имена – это мастер-классы. Но самое главное – возможность играть все эти произведения. Конечно, оркестр мог тихо и спокойно играть маленькие пьески камерного плана, но каждый раз исполнение каждого Концерта – это уже рост. И когда ты чувствуешь, что концерт состоялся, это же счастье.

- И этим счастьем живут не только музыканты, но и публика.

Н.З.: За эти годы я не раз видела во время концертов слезы. Счастья, восторга. И аплодисменты. Их срежиссировать нельзя. Ну, надо заметить, что дирижер нашего оркестра Болат Сагатович тоже очень артистичен, очень обаятелен, он любит общаться с публикой, и за это зрители платят ему любовью. И самое главное, он делает все это легко и искренне. «Мы вам сейчас сыграем, мы вам еще сыграем…». А за этим стоит, конечно, колоссальная работа всего оркестра во главе с его дирижером.

- Рахимжанов не любит дважды играть одну и ту же, пусть и очень успешную, концертную программу. Ему нужно все время что-то новое. Это норма у музыкантов или свойство характера дирижера?

Н.З.: Скорее, норма. А потом ведь наш город не миллионник, когда на каждом концерте разная публика. Я недавно прочитала беседу двух музыкантов, где они говорят: «Что сегодня будем анализировать?». То есть как для простого человека: что мы сегодня прочитали и обсудим, так для музыканта: «в какую бездну погрузимся при помощи анализа». А дирижер прочтением того или иного произведения и его интерпретацией делает шаг в непознанное, ради которого музыкант, собственно, и творит. Дирижер, как говорил Мравинский, прежде всего, интерпретатор произведения.

- И у него для этого должен быть хороший инструмент.

Н.З.: Рахимжанову удалось, сколько бы ни было музыкантов (в смысле их полного наличия), создать этот инструмент. Этот инструмент звучит. И звучит не как гармошка провинциальная, а звучит музыка. Мы с вами приходим на концерт слушать про-из-ве-дения! И потом, что очень важно – в оркестре единомышленники. Это люди, которые помогали Болату Рахимжанову создавать оркестр. Большая часть оркестра это те, кто работает в нем десять лет. Очень мало, кто ушел. В оркестр только приходят. Для музыканта работа в оркестре – это практика, это возвышение, это и их прочтение великих произведений.

Поделиться
+1