КАРАГАНДИНСКАЯ ВЫСТАВКА: МНЕНИЯ И ИДЕИ

В Павлодаре продолжает работу выставка «Золотая коллекция имен» из фондов Карагандинского музея.
 
Каиржан Кожабаев, экскурсовод Павлодарского областного художественного музея:

- Впервые за многие годы мы имеем возможность хотя бы обзорно получить представление о фондах музея третьего сегодня по численности города страны. Пожалуй, карагандинцы нам не привезли только свои экслибрисы, которые у них идут отдельным направлением. Все остальные 7- 8 разделов фонда представлены в своеобразных «кармашках» большого зала нашего музея. Экспозиция начинается с работ художников, которые оказались на карагандинской земле волею трагической судьбы, в том числе ставших узниками Карлага. Из известных 50-ти таких карагандинских художников выставлены работы бывшего в свое время директором музея им. А.Пушкина в Москве, специалиста по китайскому фарфору А. Эйферта, ученого-естествоиспытателя А. Чижевского, Т. Фогеллера. Понятно, что эти художники творили в непростых условиях, что нашло отражение и в тематике, и в оформлении картины и т.д. Вот возьмем небольшой этюд Борхена «Борька». Явно не от хорошей жизни художник написал его с использованием крови животного. Или работы художников А. Эйферта, П. Цоя, которые попытались запечатлеть для потомков образ Карлага. Представлены на выставке и казахстанские художники-классики – Н. Хлудов, К. Тельжанов, С. Мамбеев, Ж. Шарденов, А.Галымбаева.

Ольга Пашко, главный хранитель музея:

- Карагандинский музей был создан на два с лишним десятилетия позже нашего. Тем не менее, в формировании их фондов было много общего. И как видят зрители, как у нас, так и у соседей – в основном работы, написанные в советский период.

К. Кожабаев: Нынешняя выставка дает наглядное представление и о развитии карагандинской школы живописи в 1950-90 годы прошлого столетия. На этот период приходится творчество таких художников, как Р. Есиркеев, В. Крылов (один из первых директоров карагандинского музея), М. Калкабаев, М. Абылкасов, М.Байкенов, Г. Гилевский. На выставке немало произведений народных художников и заслуженных деятелей искусств России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Чечни. Это картины А. Асуханова, Л. Апресяна, Б. Щербакова, А. Казанского, К. Коваля, С. Лугишкина, Д. Митрохина, П. Нерадовского, И. Рубана, Д. Тутунджана. Я специально перечисляю этот список художников, который может быть продолжен, потому что уверен, что наши горожане о многих из них слышат впервые. И вряд ли в скором времени представится возможность познакомиться с работами этих авторов. И еще в большом зале выставлены несколько  скульптурные работы, из бронзы и дерева.

«НВ»: Ряд посетителей выставки отметили некоторую цветовую затемненность, что ли, картин. Или, как выразился один наш павлодарский художник, их «запорошенность угольной пылью». И почему так мало на выставке оригинальных картин современных сегодняшних карагандинских художников?

О. Пашко: Карагандинская выставка – фондовая, т.е. из запасников. Разве не интересны многие выставленные произведения карагандинцев и как своеобразная хроника жизни Караганды, да и всего Казахстана, на протяжении минувшего столетия? Все более чем 80 экспонированных произведений имеют не только художественную, но и историческую ценность. И спасибо нашим коллегам – музейщикам, что они взяли на себя ответственность привезти их и показать нам. Для художественных музеев такие выставки - сегодня не так уж распространенная практика.

«НВ»: Почему? Наши художественные музеи, извините,  тяжелы на подъем?

О. Пашко: Нет, просто не от самих музеев это зависит. Картины, которые хранятся у нас, имеют большую художественную и материальную ценность. Поэтому мы просто не имеем права без дорогостоящей страховки вывозить их в другие города. А карагандинцы – это приятное исключение. Тем более им, наверняка, помогло что их «визит» в Павлодар связан с программой межрегионального сотрудничества соседних областей. Не так давно у нас в большом зале выставлялся известный российский художник, профессор омского университета А. Шакенов. Наши же мастера кисти экспонировали свои картины в омском музее, затем в Усть-Каменогорске. На днях в Государственном музее им. А. Кастеева состоится открытие выставки Е. Фридлина. Но в большинстве случаев эти выставки проходят за счет инициативы и возможностей самих художников. А музеи в силу своих возможностей им помогают. Всем известно, что свою лепту в налаживании контактов ныне востребованного художника Фридлина с зарубежными менеджерами внес наш бывший сотрудник, известный фотомастер Е.Р. Ниязов.

«НВ»: Он же положил начало и формированию в музее фонда фотографических работ. Этот почин и сегодня имеет свое продолжение?

О. Пашко: Конечно. У нас проходят  фотовыставки. Лучшие работы с согласия  авторов остаются  у нас.

«НВ»: Какие еще выставки увидят павлодарцы?

О. Пашко: В ближайшее время состоятся юбилейные  выставки П. Лысенко и В. Поликарпова. Будет и выставка тропических птиц, организованная на коммерческой основе. Этой новой стезе нашего музея не стоит удивляться. Подобное практикуется в ряде художественных музеев крупных городов. И посетителей становится  больше – их у нас в целом около 30 тысяч, и деньги зарабатываем.

«НВ»: Традиционной просветительской музейной деятельностью всегда были лектории.  

О. Пашко: У нас они проводятся каждый год. Но вот нынче неполадки с кинопроекционным  аппаратом.

Сове мнение о выставке из фондов карагандинского музея и работе нашего художественного музея высказали некоторые павлодарские художники.

В. Приходько: В Караганде еще с советских времен сформировалась своя неплохая художественная школа. И хорошо, что мы имеем возможность познакомиться с их картинами. Ну а то, что на выставке  не представлены сегодняшние карагандинские  художники, это уже  недоработка организаторов.

Т. Чевтаева: Прежде всего меня заинтересовали работы и судьбы карагандинских «художников-страдальцев». Потом графика. И еще – вот картина японского и в то же время карагандинского художника  Иокаямо Мисио «Поезд трех классов».

А. Игембаев: Я давно знаком со многими карагандинскими художниками. Например,  Р. Есиркеевым, М. Калкабаевым. И как профессиональный художник, советую павлодарцам посмотреть картины этих и других  мастеров. Пользуясь возможностью, хотел бы коротко коснуться и проблем нашего музея. Сейчас аким области Е.М. Арын большое внимание уделяет музейному делу, открывает новые музеи. А нашему худмузею давным-давно нужно большое, отдельное здание, отвечающее всем современным международным требованиям. Этот вопрос не раз поднимался. И я, как председатель павлодарского отделения Академии художеств, от имени всех наших художников прошу еще раз Ерлана Мухтаровича обратить внимание. Музей мог бы расширить свою деятельность, объединить многие стороны художественной жизни области.  А  нынешнее здание можно бы использовать как выставочные залы. Наша большая проблема - кадры. Особенно реставраторы. Их у нас нет вообще. Это нонсенс. Сегодня уровень павлодарских  художников достоин большего внимания. И еще. Я только что вернулся с пленэра, организованного на родине М-Ж. Копеева. Хорошо, если бы такие пленэры проводились почаще. Потом, почему бы в Баянауле не организовать дом творчества для наших  мастеров и для всех людей творчества? Что-то подобное сегодня делается в Кокчетаве. Нам бы взять с них пример. А Павлодарский союз художников и наше отделение Академии  сделает все возможное, чтобы разнообразить духовную жизнь своих земляков.

Поделиться
+1