Новые технологии и информационные ресурсы применяют в борьбе с коррупцией работники финансовой полиции. Создание новых отделов позволяет предотвратить нерациональное использование бюджетных средств на многие и многие миллионы тенге.

О системе выявления коррупционных рисков и итогах деятельности информационно-аналитического отдела за девять месяцев текущего года читателям “ОН” рассказала Карлыгаш Тулегеновна Нуралинова - подполковник финансовой полиции, начальник информационно-аналитического отдела Департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Павлодарской области.

- Карлыгаш Тулегеновна, какая работа на сегодняшний день проводится органами финансовой полиции?

- Приоритетным направлением для органов финансовой полиции на сегодняшний день является профилактическая работа. Именно поэтому в структуре Агентства финансовой полиции в этом году созданы Управление профилактики и предупреждения коррупции и Ситуационный центр. Кроме того, в областных департаментах появились информационно-аналитические отделы.

Наши сотрудники проводят встречи с работниками государственных органов, наиболее подверженных коррупционным рискам. Мы объясняем элементарные вещи, что коррупция - это плохо. Организуем семинары с обязательным просмотром видеоматериалов о задержании госсужащих при получении взяток, разъясняем негативные последствия коррупции. Та же работа ведется нами в молодежной среде. Среди студентов вузов Павлодарской области на постоянной основе организуются лекции и круглые столы на антикоррупционную тематику. Таким образом, мы формируем атмосферу нетерпимости к коррупции в обществе.

- А чем занимаются Ситуационные центры?

- Под особым контролем находятся государственные закупки. Чтобы не допустить правонарушений и преступлений в этой области, информационно-аналитический отдел Департамента финасовой полиции области ежедневно проводит мониторинг, выявляя факты завышения закупочных цен государственными учреждениями области.

Ярким примером может послужить объявление ГУ ГЛПР “Ертiс орманы”, которое на сайте государственных закупок за единицу автосельхозшины запланировало заплатить 3,5 миллиона тенге, тогда как среднерыночная цена - 10 тысяч тенге. Таким образом, завышение цены составило 3 миллиона 490 тысяч тенге. Нами было направлено представление на имя генерального директора указанного учреждения о корректировке цен и пересмотре тендера. После нашего вмешательства данный лот был отменен.

Также был предотвращен факт нерационального использования бюджетных средств на сумму более 13 миллионов тенге. К сожалению, это не единичные случаи. Подобных примеров достаточно.

- Какие государственные организации лидируют по нарушениям в области госзакупок?

- Результаты мониторинга за девять месяцев текущего года показывают, что одними из наиболее подверженных нерациональному использованию бюджетных денежных средств являются сферы образования и здравоохранения. Чаще всего нарушения выявляются при закупе горюче-смазочных материалов, продуктов питания.

В начале текущего года информационно-аналитическим отделом департамента выборочным анализом выявлено завышение ценовых предложений со стороны шести детских садов. Согласно установленным лотам, завышение ценовых предложений наблюдалось и в сфере закупа продуктов питания.

Например, запланированная цена за булку хлеба равна 90 тенге, тогда как среднерыночная составляла 70 тенге, планировался закуп куриного яйца по 30 тенге за штуку, а среднерыночная цена на тот период составляла 19 тенге, запланированная цена пшена 160 тенге при среднерыночной стоимости 110 тенге. Как итог - по мониторингу всего шести детских садов общая сумма завышения составила 1 миллион 200 тысяч тенге.

Часто выявляется завышение цен при закупе горюче-смазочных материалов, оргтехники, автоспецтехники. К примеру, нами был предотвращен запланированный закуп бензина АИ-80 по 100 тг/л Майкаинским военизированным горноспасательным отрядом Комитета по государственному контролю МЧС РК. Также выявлен факт завышения ценового предложения при закупе Научно-производственным центром земельного кадастра Агентства РК по управлению земельными ресурсами бензина АИ-80 - по 110 тг/л, тогда как согласно приказу Агентства по регулированию естественных монополий № 249-ОД от 2 октября 2012 года утвержденная предельная роздничная цена на данный вид топлива составляла 89 тг/л. Поликлиника №4 города Павлодара планировала закупить бензин на 1 870 440 тенге, после проверки оказалось, что сумма завышения составила 343 200 тенге.

Отдел занятости и социальных программ города Павлодара собирался закупить автомобиль “SKODA Octavia”, завысив необходимую сумму на 473 300 тенге, а Центр обслуживания населения по Павлодарской области планировал закупить картриджи для принтеров с суммой завышения 4 116 424 тенге. Налоговый департамент по Павлодарской области также планировал закупить картриджи, но сумма завышения у них оказалась скромнее - 1 294 500 тенге.

По результатам проверок и выявленных фактов с указанных учреждений получены ответы об отмене выставленных лотов и корректировке новых цен согласно среднерыночным.

- Если на ГСМ предельные цены утверждены приказом, то тогда каким образом определяется завышение цен на продукты питания и другие товары?

- Прежде всего, мы ориентируемся на цены, которые ежемесячно обновляются на сайте Департамента статистики области, изучаются ценовые предложения соответствующих сайтов в интернет-порталах, оценочные стоимости Торгово-промышленной палаты и аналогичные закупки других учреждений области.

- Сколько конкурсов и тендеров в области было отменено в итоге?

- В рамках данной работы отделом с начала текущего года направлено 17 представлений на отмену выставленных лотов, пересмотр и корректировку ценовых предложений. Пресечено нерациональное использование бюджетных средств на сумму более 26 миллионов тенге.

- Хотелось бы больше узнать о выявлении правонарушений с помощью использования информационных ресурсов, которые применяются в органах финансовой полиции.

- На сегодняшний день, как я уже говорила ранее, в финансовой полиции имеется Ситуационный центр, который представляет собой автоматизированный аналитический комплекс, позволяющий на основе имеющихся источников информации выявлять рисковые события, устанавливать схемы совершения преступления, идентифицировать явные и скрытые связи между субъектами.

Работа с информационными источниками особо актуальна для финансовой полиции, поскольку все сведения о движении бюджетных средств, взаиморасчетах между хозяйствующими субъектами аккумулируются в государственных базах данных.

Можно дистанционно собрать определенный объем информации, позволяющий сделать вывод о наличии или отсутствии признаков преступной деятельности.

- Какие нарушения уже были выявлены информационно-аналитическим отделом по Павлодарской области?

- Чтобы обнаружить различные правонарушения, сотрудниками данного отдела проводится сопоставление имеющейся информации. К примеру, после анализа сведений за 2011-2012 годы по жителям Павлодарской области, получившим удостоверения на право вождения автотранспортными средствами, было выявлено 24 лица с тяжелыми формами психоневрологических заболеваний (шизофрения, тяжелые бредовые расстройства), которые на момент получения водительских удостоверений и по настоящее время состоят на учете.

Результаты анализа отправились в ДВД Павлодарской области, где было возбуждено уголовное дело по ст. 325 ч. 3 УК РК (изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, государственных наград). Также было направлено ходатайство в прокуратуру области о подаче искового заявления в суд для защиты общественных и государственных интересов по вопросу лишения вышеуказанных лиц водительских удостоверений.

Аналогичный анализ проведен по фактам выдачи разрешений на ношение и хранение оружия лицам, состоящим на учете по линии наркологии и психиатрии. В ходе проведенной проверки за 2011-2012 годы выявлено семь фактов выдачи разрешений на ношение и хранение оружия пациентам Павлодарского областного центра по профилактике и лечению зависимых заболеваний и Павлодарского областного психоневрологического диспансера с тяжелыми формами заболеваний.

Как результат работы - по направленному в ДВД области материалу расследуется уголовное дело, возбужденное в отношении неустановленных лиц, которые занимались подделкой медицинских справок, по факту незаконного получения разрешений на ношение и хранение оружия. В прокуратуру области направлены также ходатайства для предъявления иска в суд о лишении выданных разрешений на ношение и хранение оружия.

Поделиться
+1