АРХЕОЛОГИЯ – НАУКА ТОЧНАЯ

Весьма урожайным  нынче оказался  летний  полевой сезон павлодарских  археологов.

- Так сложилось, что у каждого из ныне действующих павлодарских научных центров нашего профиля, свое скажем так, направление исследования, - говорит директор центра археологии ПГУ В.К. Мерц. - Центр ПГУ, в отличие от ПГПИ и областного историко-краеведческого музея, уже многие годы занимается в основном исследованием периода каменного века. Понятно, что многое зависит от финансирования. В нынешнем году нашлись средства, и наш археологический отряд, я считаю, весьма удачно поработал. Сначала мы были в местечке Борли Лебяжинского района, где продолжили исследование остатков двух жилищ  древнего человека. Были обнаружены изделия из керамики и металла, отражающие начало так называемой  эпохи палеометалла. Уникальным является и обнаруженное в Бескарагае погребальное сооружение бегазы-дандыбаевской культуры возрастом более чем 3 тысячи лет. Здесь мы нашли керамические сосуды того периода и характерные для бегазы-дандыбаевской культуры металлические изделия - наконечники стрел, бронзовые иглы для шитья, строительные  скобы весьма интересной конструкции. Нашли останки людей того периода. Но самое интересное – это сохранившаяся строительная конструкция  погребения, имеющая купольное перекрытие из деревянных конструкций, которые затем в ходе погребения по обряду были сожжены. Поэтому все найденные здесь артефакты – и останки человеческого  тела тоже – имеют следы сильного термического  воздействия. Сейчас  все найденное исследуется в нашем центре. Но уже могу сказать о довольно интересных выводах, которые мы  можем сделать. Отец казахстанской археологической школы Алыкей  Хаканович Маргулан доказал существование в древности на севере и центре  азахстана, т.е. в районе Сары-Арки бегазы-дандыбаевской культуры. Затем ученые стали говорить о существовании связей между бегазы-дандыбаевской  культурой и южными районами средней Азии и Междуречьем. В пользу такой связи  говорит схожесть керамики, изделий из металла. Мы же, на основе своих раскопок, говорим о таких связях и через обнаруженные формы погребения. В частности, характерную для юга кирпичную кладку стен погребения. Для археологов, историков вообще это весьма серьезное открытие с далеко идущими выводами.

«НВ»: Насколько достоверны ваши открытия?

В.Мерц: Есть целая система исследований, проверки наших выводов. Например, один из них - радиоуглеродный метод проверки, которую мы обычно делаем в Новосибирске. Нынче мы раскопки и исследования вели совместно с республиканским институтом археологи им. А. Маргулана. Это научное учреждение представлял  зам. директора института, руководитель группы по эпохе бронзы и раннего кочевничества А.З. Бисенов. Исследования велось в рамках одного из двух проектов ПГУ по  программе министерства  культуры по прикладным и фундаментальным наукам. В раскопках нам помогали  ученики  школы-лицея №16.  Кружок любителей археологии там возглавляет  наш выпускник Н. Алькебаев.

«НВ»: Какие у вас планы и проблемы, если они есть?

В. Мерц: Планы одни – работа. А вот проблем достаточно. Наладить профессионально  археологическое дело, тем более в областном центре -  очень трудно. Нужны годы и десятилетия. Особенно сложно подготовить профессиональных археологов. Зарплата – мизерная, работа – кропотливая. Бывает, вкладываешь  много сил в человека, и вдруг он нашел более оплачиваемую работу. Так что археологами могут быть только лишь подвижники. А сейчас в нашем ПГУ начался процесс оптимизации кадров. Причем зачастую требуют сократить подготовленных специалистов. Как бы не загубить с трудом поставленное дело в нашем вузе. Голова идет кругом.

«НВ»: Могу только посочувствовать, поскольку любая «оптимизация» у нас почему-то заканчивается крайне пессимистично.  Скажите, ваш центр сотрудничает с археологами из других наших городов?

В. Мерц: Сейчас я еду в командировку  в Горноалтайск. Там состоится научная конференция. Доложу  о своих результатах, обменяюсь опытом с коллегами. Мы поддерживаем самые тесные  связи с археологами, историками Новосибирска, Алтайска, Омска, Волгограда, Москвы и т.д. А уж с казахстанскими городами – тем более. Советуемся, печатаемся в их журналах. Вариться в собственном соку нам никак нельзя.

Поделиться
+1